Орлеанская дева. П. И. Чайковский. Deutsche Oper am Rhein 14.12.2022
daniel_grishin — 15.12.2022Поют - божественно! Просто невероятно поют. И оркестр - молодцы.
... Но режиссеру я б пинков надавал, опять режоперу на сцену проталкивает. Причем довольно унылую.
***
Оперы традиционно исполнятся на языке оригинала. Эта, соответственно, шла на русском. Субтитры с переводом - над сценой.
Как ни комично это выглядит, но разобрать на слух я мог не все (в оперном пении текст не всегда разборчив, особенно когда два текста идут одновременно: для звука это хорошо, а для текста плохо). А особенно если пот в сторону, в пол или в кулисы. А особенно, если с сильным немецким акцентом.
Поэтому, чтобы разобрать детали, я иной раз косился на немецкий текст в субтитрах, переводя в голове обратно на русский.
***
Перед началом в зал вышла служительница оперы и поведала нам всем, что сезон простуд, к сожалению, не обошел труппу стороной.
Поэтому почти половины хора нет на месте (впоследствии я удивлялся: оставшихся хватало на всю сцену, где они собирались разместить еще столько же?)
А еще выпали Раймонд и Тибо. И если Тибо удалось срочно выписать из Эрфурта (другой конец страны), подходящий голос и опыт (правда последний раз эту партию он исполнял три года назад, а поучаствовать в репетиции успел только раз, сегодняшним утром), то с Раймондом чуть сложнее: его найти не смогли.
Так что где-то в Эссене (это уже поближе) нашли певца с подходящим голосом, который 1 (один) день учил текст. Он будет стоять в уголочке, вот его пюпитр с текстом на всякий случай, а на сцене за него будет молча отдуваться сам режиссер. Слава Богу, русский язык либретто для певца родной, так что должен справиться ..
Певец, надо сказать, при всей странности этой "заплатки в конструкции", справился на отлично - пел как Орфей, только тембром пониже, и ни разу не сбился. А вот режиссер мог бы на сцену и не выходить вовсе. Впрочем, он мог бы и вообще актерскую игру не ставить. Когда Лионель поёт о своем разящем мече, размахивая макетом М-16, я еще могу потерпеть. Но когда Тибо половину партии поет то в пол то в затылок Иоанне, так что ни черта не слышно даже в центральной ложе - это уже нехорошо.
***
Зал наполнен не битком, но на весьма изрядную часть: свободными выглядели только места дорогих категорий.
Правда заметны были группы старшеклассников, скорее всего пришедших организованно и по скидке. Эта опера Чайковского рекомендуется в школьном курсе немецкой словесности, как дополнение к драме Шиллера.
***
Первый акт (действия 1 и 2) вызывали тяжелые ассоциации. Страшная изнурительная война, павший духом народ, бездарная и продажная власть, отважные воины, гибнущие без пользы для отечества ... Ну вы поняли. Есть на планете место, ситуация в котором мне видится именно такой. Впрочем, это ведь лишь моими глазами, а там вроде бы видят положение совсем иначе.
Было тяжеловато.
Но потом прошло. Эти волшебные голоса способны утолить даже такую боль.
***
То, что Мария Катаева
будет несравненной Иоанной - я вовсе не сомневался. А вот Эзер Абдулла
как Дюнуа стал для меня приятным открытием.
Впрочем, все были великолепны. И певцы и оркестр.
Кроме режиссера. Но не будем об этом.
|
</> |