Орфография: быть или не быть?
2lingual — 05.11.2018Та самая непопулярная точка зрения...
...заключается в этом: я считаю, даже глубоко убеждена, что очень многим билингвам, которые учат язык за границей, орфография либо не нужна, либо нужна не прямо сейчас.
Если у ребенка маленький словарный запас.
Если ребенок вообще ничего не пишет.
Проверка готовности
Пункт первый. У ребенка хороший уровень русского, вышеописанных проблем нет.
Пункт второй. Вы понимаете, зачем ребенку писать грамотно. Кто-то планирует сдавать аттестации, кто-то надеется, что ребенок продолжит семейный бизнес и будет использовать русский в работе, кто-то просто хочет, чтобы ребенок писал без ошибок, но готов честно вкладываться в этот процесс.
Пункт третий. У вас хватает ресурсов. И главный ресурс – это время. Лучше как можно быстрее оставить иллюзию того, что мы сейчас пройдем это вот пособие, и освоим орфографию. Если ребенок правильно вставил в упражнении пропущенные буквы, то это вообще ничего не значит. Грамотное письмо – это часы тренировок + часы практики в свободном письме, сочинениях, диктантах и т.д.
Это всё я пишу не для того, чтобы оправдать ошибки в текстах, убедить вас в ненужности каких-либо усилий. А для того, чтобы, во-первых, вы могли оценить целесообразность этих усилий ПРЯМО СЕЙЧАС, во-вторых, пересмотреть приоритеты, в-третьих, оставить иллюзии по поводу затрат времени.
Итак, допустим, по всем пунктам прошлись, все у вас хорошо. У ребенка хороший русский, вы понимаете, зачем ребенок должен потратить уйму времени на грамотное письмо, и это время у вас есть. Идем дальше!
Перед началом
А дальше можно сразу брать учебник и приступать к правилам, а можно немного задержаться. Я предлагаю второй вариант. Это как в математике: можно сразу учиться складывать и вычитать, и ребенок первое время будет просто запоминать, что 2+2=4, 2+3=5. А можно сначала посвятить время пониманию состава числа, и ребенок потом на это знание достроит сложение с вычитанием, только уже осознанно, а не запоминая математические заклинания.
Мы развиваем фонематический слух, чтобы исключить множество неорфографических ошибок в тексте, чтобы ребенок слышал то, что мы говорим, и понимал, как это отражается на письме.
Сначала мы закладываем эту базу, а в дальнейшем она позволяет нашей конструкции стоять более прочно. Ребенок будет понимать, что делает, будет легче подбирать проверочные слова и четко понимать, с какой частью речи, предложения и слова он работает.
А теперь то, о чем спрашивают чаще всего!
Я знаю, что очень многие читатели мои вот эти рассуждения сверху просто пролистают в поисках ссылок на пособия. Пособия же нужны, пособия – это главное, они научат.
Да все равно, по большому счету, какие пособия вы возьмете. Упражнения из учебников русской школы, пособия для дополнительных занятий по орфографии (их море, по каждому классу), серию Аромштам «Нескучные уроки» или вообще ничего, сами придумаете упражнения. Это вообще не принципиально. Пособия вам помогут потренировать орфограммы, и все. Наберите в гугле «Список орфограмм для начальной школы», и вы найдете кучу табличек по классам, со всеми жи-ши, чк-чн, тся-ться.
А теперь уберите то, что для вас неактуально.
Просто обратите внимание на то, что ряд орфограмм для вашего ребенка, выросшего в другой языковой среде, просто неактуален. Отрабатывайте то, что нужно и актуально. А если возникает вопрос «Откуда я знаю, пишет ли мой ребенок чк-чн правильно?», то значит ваш ребенок в принципе ничего не пишет, вернитесь к 1 пункту этой статьи и попробуйте для начала просто писать – записки, сказки, сообщения.
Берите для тренировки любые упражнения, а потом сразу переходите к практике, к сочинениям, к свободному письму, к диктантам и снова к текстам. Чтобы орфография ваша вышла из учебника в реальный мир, иначе будет так: «закрыл учебник – закрылась орфография». Пропущенные буквы в упражнениях почти всегда дети вставляют верно, а в текстах и жышы, и даже не вспоминается опция «а проверю-ка я эту гласную, на всякий случай, проверочным словом». Тренировка в упражнениях – практика в текстах, и так несколько лет. Все очень просто!
Расставляйте приоритеты, оценивайте цели, выбирайте эффективные средства. Успехов вам!
|
</> |