Орёл. Выставочный центр. Василий Нестеренко
nash_dvor — 05.10.2024Василий Игоревич Нестеренко (род. 28 февраля 1967, Павлоград,
Днепропетровская область, Украинская ССР, СССР) — российский
живописец, приобретший известность полотнами на темы русской
истории и христианской религиозности.
Академик Российской академии художеств (2007; член-корреспондент с
2001). Народный художник Российской Федерации (2004), Заслуженный
художник Украины (2008). Лауреат премии ФСБ России (2010,
2019—2020). Член Союза художников России с 1995 года.
Василий Нестеренко окончил МГАХИ им. В. И. Сурикова с красным дипломом. Дипломная картина - исторический холст «Триумф Российского Флота» (310x590 см, 1994) открывает экспозицию Центрального Музея Вооруженных Сил России.
С 1995 по 2002 год работал над художественным убранством Храма Христа Спасителя в Москве. В.И. Нестеренко - автор четырех монументальных росписей на стенах Храма: «Воскресение Христово», «Святой Апостол и Евангелист Матфей», «Крещении Господне», «Вход Господень во Иерусалим», цикла Богородичных икон для центрального объема Храма, Плащаницы дли Главного престола Храма, автор пяти картин на Евангельские сюжеты и десяти росписей для Аванзала Зала Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.
В 1999 году В.И. Нестеренко явился автором художественного убранства Тронного Зала Иерусалимской Патриархии. В Рождество 2000 года под росписью художника в Иерусалиме состоялась историческая встреча всех Патриархов и Президентов православных стран.
В.И. Нестеренко — автор новых росписей в Успенском соборе в Дмитрове (2002-2004), в Храме Успения в Домнино — родовом имении бояр Романовых (2003-2005). Художник создал концепцию живописного убранства Храма Живоначальной Троицы в честь 1000-летия Крещения Руси (награжден за эту работу орденом Андрея Рублева III степени, 2004) и концепцию живописного убранства Софийско-Успенского собора в Тобольске (2008). Главный художник Храма Победы.
Произведения художника находятся в крупнейших музейных собраниях России: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Историческом музее, Центральном музее Вооруженных Сил России, Музее Москвы, Музее-заповеднике «Царицыно», в Зале Высшего Церковного Совета в Храме Христа Спасителя и других собраниях.
Из выставок последних лет следует отметить выставку «Свет Христов просвещает всех» в Ватикане, «С нами Бог и Андреевский флаг», приуроченную к годовщине воссоединения Крыма с Россией в выставочном зале Российского военно-исторического общества «Медиа-палаты».
В.И. Нестеренко - автор многочисленных персональных выставок в художественных музеях и картинных галереях Москвы, городов центральной России и Сибири, в столицах Беларуси и Украины, а также в городах дальнего зарубежья: Токио, Нью-Йорка, Сан-Франциско, Парижа, Пекина, Берлина, Никосии.
Произведения Василия Нестеренко признаны в творческой среде: он
самый молодой Народный художник России, академик, его картины
близки и простым и искушенным зрителям.
Он автор монументальных исторических полотен, ему одинаково удаются
и светские портреты, и иконы, пейзажи и натюрморты.
Для популяризации его творчества, в знак признания выдающихся
заслуг в мировой культуре более 20 лет назад в Москве создана
Московская государственная картинная галерея Василия
Нестеренко.
Награды и звания.
2000 — Орден преподобного Сергия Радонежского II степени Русской
православной церкви за росписи в Храме Христа Спасителя.
2003 — Патриаршая грамота за создание новых росписей в Успенском
соборе в Дмитрове.
2004 — Народный художник Российской Федерации.
2004 — член экспертной комиссии по присуждению Государственных
премий в области литературы и искусства в Центральном федеральном
округе.
2004 — Орден преподобного Андрея Иконописца III степени Русской
православной церкви.
2007 — действительный член Российской академии художеств
(Академик).
2010 — Премия ФСБ России в номинации «Изобразительное искусство» за
цикл живописных работ по тематике пограничной службы и личный вклад
в патриотическое воспитание российских граждан.
2017 — Орден Почёта (17 августа 2017 года)
за большой вклад в развитие отечественной
культуры, искусства, средств массовой информации и многолетнюю
плодот ворную деятельность.
2020 — Орден Дружбы (21 августа 2020 года) — за большой вклад в
организацию и проведение социально важных, общественно значимых
мероприятий.
2019 — 2020 — Премия ФСБ России в номинации «Изобразительное
искусство» за создание цикла картин антитеррористической
направленности «Сирийская земля», художественное оформление
Патриаршего собора во ими Воскресения Христова — Главного храма
Вооружённых сил Российской Федерации и Храма святого праведного
воина адмирала Федора Ушакова в Южном Бутово, а также активное
личное содействие органам безопасности в духовно-нравственном и
патриотическом воспитании сотрудников.
2022 — медаль «Патриаршая благодарность» (во внимание к трудам в
Патриаршем совете по культуре и в связи с 55 летнем со дня
рождения).
Василий Нестеренко обрел всеобщее признание как автор масштабных
историко-патриотических полотен, икон и монументальных росписей на
библейские сюжеты, портретов, пейзажей и натюрмортов, отмеченных
высоким чувством гражданской ответственности и поэтической глубиной
образного, философского отношения к явлениям и событиям прошлого и
настоящего нашего Отечества, искренностью и самобытностью видения
окружающего мира.
Для него искусство стало образом жизни. Он неутомим в поисках
духовных, нравственных, эстетических идеалов, поэтому живописец
постоянно обращается к опыту старых мастеров, к шедеврам русской и
европейской живописи, к иконописным образам Православия и открытиям
гениев Возрождения. Василий Нестеренко - пытливый и чуткий
исследователь бесценного наследия мировой художественной
культуры.
Будучи личностью увлеченной, мыслящей масштабно, живописцем,
обладающим безупречным мастерством и уникальным даром творческого
воображения, он все время ищет и находит новые темы, персонажи,
объекты изображения. И это не просто удивляющие нас, зрителей,
узнаваемые мотивы и сюжеты - это поэмы, рожденные душой художника,
это особое выражение сопричастности автора ко всему, в чем он
чувствует и видит значительно большее, нежели открывается
взгляду.
То же самое можно сказать и о пейзажах, написанных и творческих
поездках и о сложносочиненных натюрмортах мастера.
Без подобной преамбулы трудно было бы в полной мере оценить цикл
пейзажей, созданных под впечатлением от путешествия на самые
дальние рубежи нашего Отечества — по островам Курильской гряды и
Южному Сахалину, по хребтам Саян и берегам Байкала.
Сибирские и дальневосточные работы мастера увлекают воображение,
являются образами большой эмоциональной силы. Они обладают
завораживающей глаз таинственной, непостижимой красотой, открывают
неподвластное времени величие Природы. Эти пейзажи стали
результатом раздумий мастера о вечности мироздания, о незыблемых
общечеловеческих ценностях, они вмещают в себя неисчерпаемую гамму
настроений, впечатлений и переживаний автора, вызывают в памяти
череду ассоциаций.
Он не фиксирует, а дает почувствовать мимолетные, быстроменяющиеся
состояния природы и тонко отражает настроения, охватывающие,
овладевающие им. Из поля зрения художника не ускользают, казалось
бы, самые незаметные, нейтральные фрагменты и детали натуры,
которые под его кистью становятся волнующими и незабываемыми,
обретают вторую жизнь.
Поэтика образного содержания дальневосточных и сибирских пейзажей Василия Нестеренко - это слагаемое непосредственных впечатлений от неповторимых панорамных видов Байкала, Тункинского и Шумакского хребтов Саян, Сахалина и Южных Курил — Кумашира, Шикотана и Итурупа, просторов Охотского моря и Тихого океана. Это совокупность достоверно изображенных мотивов и их одухотворенности творческим воображением художника, это особое, авторское ощущение и понимание законов гармонии и красоты.
Большие полотна Сибирско-дальневосточного цикла Василия Нестеренко стали обобщением живых впечатлений путешественника, сделавшего за время своих поездок немало этюдов, набросков, а главное открытий. Собранные в альбоме пейзажи мастера являются своеобразным олицетворением его представлений, философского и поэтического осмысления границ реального пейзажа как такового, применительно к законам жанра и одновременно к возможностям расширения его диапазона эстетики, содержательного пространства и изобразительной специфики.
Работая над этими масштабными и по формату, и по звучанию пейзажами, Василий Нестеренко, возможно, ставил перед собой синтетические образные задачи, созвучные мыслям Левитана в процессе создания пейзажа-картины «Над вечным покоем» или «Ночи на Днепре» Архипа Куинджи.
Вдохновляясь дикой, нетронутой природой Байкала и Дальнего Востока, Василий Нестеренко как бы проецирует ее на свои уже созданные и еще не написанные картины, но не формально, соединяя в своем воображении найденные и не открытые, только вырисовывающиеся контуры духовно-содержательных доминант. Тем самым художник расширяет тематическую, сюжетную и жанровую сферу своего искусства, дает свободу фантазии зрителя.