Орел-Кобра


Ровно 80 лет назад, 17 ноября 1943 года, впервые поднялся в воздух прототип американского дальнего истребителя Фишер ХР-75 "Игл" ("Орел") - весьма любопытная машина, не оправдавшая надежд. "Фишер Боди Дивижн" - один из филиалов концерна "Дженерал Моторс" пригласил для разработки своего истребителя авиаконструктора Донована Берлина - создателя знаменитого "Уорхока". Но если "Уорхок" имел вполне обычную конструктивно-компоновочную схему, то в этот раз Берлин явно перемудрил.
Его новый истребитель был сделан по схеме "Кобры" - с мотором позади кабины пилота. При этом был применен крайне оригинальный двигатель "Аллисон" V-3420, представлявший собой спарку двух 12-цилиндровых двухрядных моторов V-1710, смонтированных в общем картере и имевших два отдельных вала отбора мощности. Соответственно, он работал на два трехлопастных соосных винта противоположного вращения. Этот 24-цилиндровый агрегат развивал солидную мощность 2885 л.с., но его надежность и безотказность оставляли желать лучшего.
Американцы мучались с этим мотором более пяти лет, однако, так и не смогли довести его "до ума", Это стало одной из причин закрытия программы Р-75, но - далеко не единственной. Испытания выявили слабую продольную устойчивость, низкую управляемость и плохие штопорные характеристики, вызванные слишком задней центровкой, которая, в свою очередь, была обусловлена "нестандартным" размещением двигателя. К слову, те же проблемы отмечались и у "Кобры", но на ней их более-менее удалось купировать.
"Орла" тоже пришлось многократно радикально переделывать - удлинять носовую часть фюзеляжа, проектировать новое оперение значительно увеличенной площади (поначалу на него для экономии времени на разработку приспособили оперение от пикирующего бомбардировщикаа "Донтлесс"), новые консоли крыла, новый радиатор, новый фонарь кабины и т.д.,и т.п. В общем, более 950 доработок!
Наконец, к ноябрю 1944 года, когда было построено 14 опытных и предсерийных машин, выяснилось, что игра не стоит свеч, потому что летно-технические характеристики "Игла" оказались даже ниже, чем у серийных "Мустангов" и "Тандерболтов", которые вполне успешно справлялись с задачами сопровождения дальних бомбардировщиков и борьбы против немецких и японских перехватчиков. Максимальная скорость "Игла" составляла 676 км/ч: совсем не плохо, но "Мустанг" к тому времени выдавал уже 703 км/ч (при менее мощном моторе), а "Тандерболт" - 772 км/ч!
Короче, новый эскортный истребитель оказался попросту не нужен и на нем поставили крест, а расходы на разработку, испытания и постройку прототипов списали в убытки. Впрочем, Америка не обеднела. До наших дней сохранился один из предсерийных экземпляров, выставленный в авиационном музее города Дейтон, штат Охайо. Эта машина представлена на заставочном фото.


Первый прототип "Игла" на земле и в воздухе. На нем стояли консоли крыла от "Уорхока", основные опоры шасси от "Корсара", оперение от "Донтлесса" и очень оригиналный фонарь кабины с вертикально-заостренной задней кромкой, напоминающий рыбий спинной плавник.

Сборка очередного прототипа с новым оперением и беспереплетным каплевидным фонарем.

Р-75 в финальной конфигурации с новыми консолями крыла и значительно увеличенным вертикальным и горизонтальным оперением.

Та же машина в полете.

"Игл" в Дейтонском авиамузее. На переднем плане - двигатель "Аллисон" V-3420 с приводным центробежным нагнетателем, валами и редуктором.
|
</> |