оптимизировать выработку: "Зона интересов" реж. Джонатан Глейзер
_arlekin_ — 08.03.2024
- там не смущала, а наоборот, казалась оправданной и необходимой вычурность формы, в известном смысле претенциозность, особенно что касается изобразительного ряда и ритма картины. "Зона интересов" в сравнении с "...Шкурой" - аскетичнее по части выразительных средств, зато тематику и материал (в основе - последний роман Мартина Эмиса, который его не читал) эксплуатирует куда более расхожие. Будни самого известного (я бы сказал - популярного... ставка на узнаваемость, на знакомое название - не последний, наверняка, пункт в продюсерском расчете...) нацистского "лагеря смерти", показанные не через заключенных, но охранников, точнее, в первую очередь их начальника, коменданта Рудольфа Хесса, в момент, когда того переводят из Освенцима, номинально "с повышением", а жена, привыкшая к месту, к обстановке, гордо принимающая на себя прозвание "королевы Аушвица", не желает переезжать... Внутрисемейный конфликт, не катастрофичный и не особо драматичный, служит формальной конструктивной основой драматургии фильма. За периметром лагеря течет обыкновенная, благополучная, приятная жизнь — считай "райский сад", отгороженный колючей проволокой... с внешней, наружной по отношению к ней стороны. Тот сад — и в прямом, и в метафорическом аспекте образа - населяют простые, обычные, нормальные люди: умеют ценить комфорт и стараются обустроить быт в рамках отпущенных возможностей, особнячок, детки, грядки, купания, нехитрые развлечения ... Молодежь целуется, малыши играют, девочка раздает сахар воображаемым друзьям, невинно фантазируя под впечатлением от прочитанных отцом-комендантом на ночь сказок, где, правда, возникает образ ведьмы, желающей запихнуть детишек в печку, но остается чисто условным, волшебным, нереальным... Стилистическая утонченность и изощренность здесь не проявляется дальше того, что все лагерные "ужасти" вытеснены либо на периферию кадра, либо вовсе за кадром оставлены, мелькают где-то вдалеке трубы, откуда-то валит черный дым, какие-то вопли доносятся, растут груды оставшегося и не пригодившегося хозяевам лагеря вещевого хлама... в "лучшем" случае попадают в фокус обслуживающие немцев местные жители (не евреи, а поляки, то есть не приговоренные, а только лишь "второсортные"), слегка приперчивая идиллическую картинку повседневной жизни семи и окружения коменданта... Фоном, пусть и своего рода лейтмотивом, проходят логистические выкладки, производственные совещания о техническом усовершенствовании крематорских печей и увеличении их пропускной способности, "оптимизации выработки", так сказать; сюда же - промышленники, требующие, чтоб евреев не убивали, или хотя бы не сразу и не поголовно, а сперва направляли работать на их предприятиях; ожидание Хессом нежеланного перевода - и одновременно уже одобренной сверху депортации венгерских евреев (а это несколько сотен тысяч свежих "клиентов"). Плюс "эстетские" черно-белые "сказочные" вставки - "сказочные" перебивки в цвете поданной бытовой рутины. И забавные, чуть ли не курьезные подробности - вроде того, что комендант наказывает эсэсовцев за неаккуратно срезанные ветки с кустов сирени, призванных "украшать" лагерь. Вольно тут усматривать намеки, вчитывать подтексты, умозрительно соотносить "исторический опыт" с простигосподи "актуальной повесткой" - занятие это пустое и скучное, а главное, для него фильм смотреть необязательно, выводы из подобного рода упражнений известны заранее. Безусловно, в плане художественного качества "Зона интересов" на порядок выше среднего; тем досаднее, что и в ней проводится по инерции, по накатанной последовательная идеологическая редукция: фашизма - до нацизма, нацизма - до антисемитизма, антисемитизма - до Холокоста, Холокоста - до Освенцима... чуть было не написал, тоже по инерции, и т.д., но т.д. уже как бы некуда... по крайней мере так сейчас видится нам из дня сегодняшнего. Однако подавая стандартный и уже давно вроде бы выработавший свой рабочий ресурс "суповой набор" расхожих идеологем под соусом "это не должно повториться", озабоченные т.н. "исторической памятью" художники, включая самых одаренных, словно нарочно в упор не видят, как "это", пока не совсем буквально, в несколько других и порой разнообразных, причудливых, неожиданных и непредсказуемых (уродливых...) формах повторяется ежедневно, повсеместно, вот прямо у них перед глазами... Хотя даже и в ретро-аспекте в связи с мантрой "не должно повториться" как-то почти не вспоминают, что уничтожению в историческом рейхе, помимо евреев и цыган, подлежали гомосексуалы и коммунисты, инвалиды и католики... Более того, скажем, в послевоенной Западной Германии какая-нибудь "прогрессивная" гнида типа Генриха Белля, зарабатывавшая репутацию вкупе с нехилыми гонорарами (в том числе и за счет переводов на русский в СССР) обличением т.н. "неонацизма", попутно и, как водится, под сугубо "антифашистским" соусом, уничтожала, к примеру, католиков - не в лагерях, камерах и печах, но на печатных страницах, зато открыто, без урона опят же для репутации, да еще с какой выгодой для себя. Ведь удобнее, конечно, "раздавать сахар" воображаемым друзьям - оглядываться подальше назад (иногда, если художник совсем уж "крупный", и еще дальше, как, например, Михаэль Ханеке в "Белой ленте"), чтоб не замечать под носом реальной угрозы, в том числе, чем не шутит черт, и над некоторыми из них лично уже зависающей. Выверенный не только идеологически, но драматургически и визуально опус Глейзера - маленькое и относительно безобидное, но неотъемлемое и характерное облачко из тотальной дымовой завесы, учитывая, что дополняет он кинематографический контекст, задают который, с одной стороны - "Сын Саула" Ласло Немеша -
- с другой - "Рай" Андрея Кончаловского -
- а далее везде - бесчисленные "Мальчики в полосатых пижамах" или, в лучшем случае, "Жизнь прекрасна" да "Лабиринт Фавна" — последний, допустим, испанскому франкизму, а не германскому нацизму посвящен, что удваивает фальшь его идеологической подоплеки - но по части эксплуатации темы и набора художественных приемов все это из одного бачка розлив. Весь этот комплект под видом тревожного сигнала выполняет функцию маскировочной сетки, укрывающей, успокаивающей, до срока, пока окончательно не станет поздно (уверен, что уже поздно и уже давно) следующих потенциальных жертв... Ни к чему не обязывающий, просто напоминающий ритуально, что газовыми камерами и печами крематория заведовали не сказочные ведьмы, а примерные и любящие родители своих детей, и бонусом предлагающий умозрительно примерить ситуацию на себя, побыть час-другой в их "шкуре" кинематографический аттракцион. Он удовлетворяет запросам и европейских "гуманистов", и православных цензоров (с ним комфортно, как в райском саду по внешнюю сторону от колючей проволоки), отвлекая от понимания, что фашизм - это не Гитлер, не рейх, не СС и не концлагерь с газовой печкой и крематорием при ней, не комендант с семьей и выводком и не кусты сирени, благоустраивающие лагерную территорию; фашизм - это, если сугубо теоретически рассуждать, доминирование природы над культурой; а если практически - желание, чтоб вокруг все были такие, как ты сам, а иных не было... и с этой точки зрения мы в каком-то смысле и в какой-то, причем более-менее одинаковой степени - фашисты сплошь. Между тем реальное, технологическое осуществление затеи с лагерями уничтожения оказалось возможным (да и стало целесообразным с точки зрения ее идеологов) исключительно в условиях военных... равно как ее крах - с окончанием войны. А чтобы остановить войну, необходимо воевать; но воевать никто не хочет; значит, война будет продолжаться; ну а печи Освенцима, ныне законсервированные и музеефицированные, позже или раньше придется таки раскочегарить, и еще сгодятся инженерные выкладки об их усовершенствовании, максимально эффективном функционировании; кто и кого будет в них утилизировать - другой вопрос; хотя судя по тому, как повсюду идут дела, уже и это не вопрос... Сгоревшую на фоне шотландских пейзажей с древними крепостями в "Побудь моей шкуре" героиню Скарлетт Йохансон, впрочем, и то жальче.
Как выбрать лучшего интернет-провайдера для дома по качеству соединения в России
Субботнее фото. Диалог эпох на Большой Лубянке
Плюнули в Россию, а теперь поют на русском за 65 долларов
Москва и москвичи в эпоху Николая I (2025)
Сидючки !!! Сидючки !!! Сидючки !!!
Королевская чета Нидерландов и принцесса Оранская посетили празнование
"Обнаженная" 1986 г. Валентин Бернадский (1916 - 2011)
Разное
«Зима прошла — ржавчина нигде не вылезла»: отзыв о тягаче JAC K7

