завариваем чай на водке: "Черная пурга" А.Букреевой, Новокузнецкий драмтеатр,

топ 100 блогов _arlekin_28.02.2024
"Так поступают все русские".

Отмечу для начала, что премьера спектакля Дениса Азарова по той же самой пьесе (и даже под тем же самым названием выходившая!) Анастасии Букреевой в Электротеатре Станиславский полтора года назад проскочила едва замеченной, и думается мне, те ВСЕ театроведы и МЛИ, что собрались на показ новокузнецкой постановки Филиппа Гуревича, вовсе не слыхали, что в Москве есть (ну или, по крайней мере, была недавно) своя версия "Черной пурги", хотя Денис Азаров, вообще-то, режиссер не из последних тоже, и одного с Филиппом Гуревичем поколения, но понятно, что улица Тверская в глазах просвЯщенной общественности по сравнению с отдаленным Новокузнецком недостаточно экзотична, оттого и не слишком притягательна. Между тем клявшиеся в верности прежней, теперь уже бывшей, команде "Золотой маски" глубокопорядочные театроведы, оставив стыд народу и стране, с чистой совестью расселись в 1 ряду пообок с членами жюри новой, реорганизованной премии, на которую новокузнецкая "Черная пурга" претендует стараниями, правда, експертов еще прежнего созыва, аж в 6 номинациях, что, к примеру, на одну больше, чем осенью приезжавший в Москву из Йошкар-Олы незабываемый "Гамлет. Машина. Цемент" -

Как и "Папа" (на основе горьковских "Мещан") из Комсомольска-на-Амуре, представленный здесь же, в пространстве малой сцены Театра Наций, днем ранее -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4777602.html

- "Черная пурга" добралась до столицы в качестве победителя организованного этим самым Театром Наций фестиваля театров больших деревень малых городов, причем, что характерно, для бабушек-театроведов, еще недавно горя не знавших, оказалось сюрпризом как существование фестиваля в принципе, так и факт, что он уже прошел (в Магнитогорске еще прошлым летом), что лауреаты давно объявлены, что посмотрели они только что именно победивший на фестивале спектакль... бабушки-то ждали конкурса, борьбы, страстей! Тогда как московские БЛИ спектакля не увидели (и не увидят, поскольку сама "Золотая маска" в нынешнем, по крайней мере, сезоне фестиваль в Москве не проводит и спектакли-номинанты не привозит), организаторы же гастролей билеты в продажу не давали, а объявленная бесплатная регистрация закончилась раньше, чем открылась, потому и магнитогорского "Лавра", и комсомольского "Папу", и новокузнецкую "Пургу" смотрел день за днем один и тот же стабильный пул зрителей из числа "их знали только в лицо".

Не преувеличивая достоинств московской версии Азарова, припомню, что в спектакле Электротеатра и заглавный образ "черной пурги" из пьесы Букреевой, и вся ее наполняющая пресловутая (а она уже вышла в тираж и обрыдла) т.н. "русская хтонь" подавалась с максимальными внешними эффектами (разного вкуса и сорта...), через каскад иллюминированных и костюмированных номеров-аттракционов, без упора на морализм, дидактику и подавно оргвыводы. В новокузнецком опусе Гуревича, где нашлось место и спецэффектам тоже (накидать угля на вентилятор - самое милое дело...) - наоборот, что Гуревичу в целом присуще: я не могу уяснить, откуда берется в людях, а особенно в режиссерах еще далеко не мафусаилова возраста (Гуревич и не дебютант, разумеется, и у него десятки постановок на счету, но он блин моложе меня на десять лет!) уверенность, будто им доступно нечто сокрытое от большинства окружающих, и миссия их состоит в необходимости поведать миру о том, что есть жизнь и как надо жить... По сюжету герой пьесы с фамилией Свердлов попадает в северный город угольщиков, чтоб расследовать причины гибели шахтера - Свердлов работает в той же фирме, что и погибший, но шахты находятся на севере, а офис в Москве, и прибыв на место событий, герой выбраться обратно не может, хуже того, связи с внешним миром нет, поскольку "медведь перегрыз кабель", поезд к рельсам примерз, о самолетах и говорить нечего... а тем временам надвигается "черная пурга", что бы это ни значило. Ну понять, что значит "черная пурга", немудрено, и блуждания Свердлова промеж шахтеров и медведей (а город, не считая медведей, населяют сплошь шахтеры - это и единственная профессия, и национальная принадлежность, и антропологический статус местных жителей), естественно, по кругу, без выхода (единственный выход - в небытие...) составляют целиком содержание пьесы, хотя в ней намечена и "лирическая" линия, и побочные микросюжеты, связанные с отдельно взятыми простигосподи "шахтерами". Пространство описанного "Твин Пикса русской хтони" (формулировка из аннотации с сайта театра) сценографом Анной Агафоновой стилизованно под детскую площадку, на фоне задника-"мурала" с дельфиничиками маячат качельки и песочница, наполненная, правда, вместо песка углем (то есть бутафорским его заменителем); фантасмагорические персонажи, начиная с сотрудницы местного археологическо-краеведческого музея, далее везде, тоже будто из сказок (вернее, из детсадовских утренников по мотивам этих сказок) вышли; а житие-хожение Свердлова (Алексей Шрейтер) по кругам вечного русского ада, черного и мерзлого, безвыходного, даром что продуваемого ветрами, сопровождает призрак того самого погибшего шахтера (Олег Лучшев)  в сапогах, трусах и каске, измазанный угольной пылью с ног до головы (не предполагал, что шахтеры без штанов под землю спускаются...); забредают они, кроме музея, и в местный театр "имени Классика" на спектакль по "Идиоту" и "Анне Карениной" (очевидно, чтоб два раза не вставать... ну да известны и позанятнее драматургические компиляции!), и в клуб с блядями... Однако наполненный ослепительным светом белый коридор, по которому зрителей провожали в "Твин Пикс русской хтони", на обратном пути оказывается запачкан - след кровавый стелется по белоснежному полу, на случай, если кто не вполне четко уловил подтекст в объявлении, что "Свердлов вернулся в Москву, но это не точно", и раньше срока отмучился обрадовался. Зато и точно, и отрадно, что в Москву долетела "Черная пурга" из Новокузнецка, и наши МЛИ с театроведами знают теперь, угостившись "оленьими колбасками" (уж оленьи взаправду или какие - но публике реально по ходу колбасу раздают) про эту жизнь все, если раньше не знали; апофеозом "пурги" становится в спектакле из видеомониторов составленная репродукция "Мертвого Христа", которого мы никогда в театральных постановках не видали, и вот снова... но столь знаковую метафору я в контексте спектакля даже комментировать не возьмусь... ведь "все всегда из-за медведя!"

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
no_rss id:6763695 Время перелета: ~ 2,5 часа. Прогноз погоды*: воздух днем +4…0°С, ночью -4…-2°С *ориентировочно на момент поездки Вылет 9.01 на 7/14 ночей, можно больше upd этого поста Цена действительна на момент публикации , на момент бронирования цена может п ...
снятая японскими фотографами Такаюки и Морой Накамура... ...
Монолог Гамлета в исполнении заслуженного кота Мурзилия. Ловить иль не ловить, вот в чём вопрос. Достойно ли Смириться с пернатой наглостью Иль надо показать, кто хищник лютый, И в жаркой схватке с целым морем перьев Переловить и слопать на обед? А после в сытости спокойным сном ...
Говорят, что мертвая, сероводородная масса воды прогрессирует, "поднимаясь" все выше к поверхности. Мрет флора и фауна.  И хотя для "взрыва" или "поджога синего моря синичками со спичками" (с) концентрация сероводорода должна превысить ...