Опровержение эволюции
sergeytsvetkov — 15.07.2021То была первая ночь, однако ей уже предшествовал целый ряд столетий.
Рафаэль Кансинос-Ассенс. Сокровища Талмуда, 1919
Я читал немало богословских возражений против теории эволюции, но по-настоящему неопровержимые доводы в пользу Божественного сотворения мира встретил только в одной книге, а именно в сочинении естествоиспытателя Филиппа Генри Госсе «Omphalos, an attempt to untie the geological Knot» («Омфалос, попытка развязать геологический узел», Лондон, 1857). О ней и пойдёт речь (при помощи эссе Х. Борхеса «Сотворение мира и Ф. Госс»).
В 1857 году, когда Госсе замышлял свою книгу, христианский мир был не на шутку встревожен одним научно-религиозным спором. Как известно, библейская Книга Бытия утверждает, что сотворение мира длилось ровно шесть дней; по церковному счету выходило, что после этого события протекло уже примерно 7500 лет. Однако геологи и палеонтологи беззастенчиво утверждали, что их находки свидетельствуют: возраст геологических пород и многих вымерших организмов намного древнее. Требовалось срочно примирить Господа с ископаемыми рептилиями. И закаленный молитвой Госсе предложил одно удивительное решение.
Суть его рассуждений такова.
Вполне очевидно, что в силах Божиих прервать время не только в будущем (Страшный суд), но и прошлом. Но Господь пожелал, чтобы в мире правил закон причинности. Иначе говоря, состояние Вселенной в любой момент времени является следствием ее состояния в предыдущий момент. Из состояния N необходимо произойдет состояние V, но перед V может состояться Страшный Суд, и V никогда не наступит. По той же логике, опрокинутой в прошлое, состояние P предполагает изначальное состояние С, но С не было, поскольку мир был создан в более поздний момент T, промежуточный между C и P. Согласно св. Августину, начало времени совпадает с началом Творения, но первоначальное мгновение означает не только бесконечное будущее, но и бесконечное прошедшее. Разумеется, прошедшее гипотетическое, хотя и предопределенное в деталях и неизбежное. Появляется Адам; его зубы и скелет насчитывают 33 года и у него есть пуп, хотя никакая пуповина не соединяла его с матерью.
Принцип разумности гласит, что следствия без причины не бывает. Одни причины подразумевают другие причины, число их постоянно возрастает; точные сведения имеются обо всех причинах, но в действительности существовали только те из них, которые последовали творению. Там и сям в земле сохранились скелеты динозавров и, тем не менее, динозавров никогда на свете не было. Просто Бог при сотворении мира «учёл» его предысторию согласно закону причинности и создал скелеты ископаемых в точном соответствии с их предполагаемым возрастом. Мир изначально вечен, но вечен воображаемо, а в действительности его история началась за 5508 лет до Р.Х. Такова остроумная и невероятная гипотеза, которую Филипп Генри Госсе предложил религии и науке.
И та и другая ее отвергли, не опровергнув. Зато такой крупный ученый как Бертран Рассел переосмыслил гипотезу Госсе. В девятой главе трактата "The Analysis of Mind" («Анализ мышления», Лондон, 1921) он делает допущение, что наша планета была создана всего несколько минут назад, но населяющее ее человечество «помнит» воображаемое прошлое.
Как это можно опровергнуть, я не знаю.
|
</> |