Опоздавший мститель

топ 100 блогов vikond6505.06.2023
Опоздавший мститель

Во время Первой мировой войны французов серьезно нервировали налеты германских дирижаблей, а потом и бомбардировочных аэропланов на Париж и другие города Северной Франции. И хотя, количество жертв этих налетов было относительно невелико, галлы мечтали о возмездии.

Но такая возможность представилась им лишь за несколько месяцев до окончания боевых действий. Ровно 105 лет назад, 5 июня 1918 года впервые поднялся в воздух «Фарман-50» — единственный французский тяжелый бомбардировщик тех времен, выпускавшийся серийно и принимавший участие в боевых действиях.

Знаменитая фирма «Фарман» – одна из основоположниц французской авиационной индустрии ранее выпускала двухместные одномоторные разведчики и легкие бомбардировщики характерной схемы с толкающими винтами и ферменными фюзеляжами. Но в 1917 году руководители фирмы – братья Анри и Морис Фарман решили принять участие в объявленном Департаментом Аэронавтики конкурсе на тяжелый двухмоторный ночной бомбардировщик под индексом BN2 (BN – Bombardier de nuit – ночной бомбардировщик, 2 – количество членов экипажа).

Условия конкурса предусматривали создание машины, способной доставлять 500 кг бомб на листанцию 500 километров, то есть, общая дальность полета должна была составлять не менее 1000 км. Командование французских ВВС по примеру своих английских коллег задумало организовать стратегические бомбардировочные силы и сформировать 30 эскадрилий перспективных бомбардировщиков для ударов по германским городам, транспортным узлам и военно-промышленным объектам.

Поскольку действовать бомбардировщикам предстояло в ночное время, а темнота считалась достаточной защитой от истребителей, оборонительное вооружение  не предусматривалось. Экипаж состоял только из пилота и штурмана-бомбардира. В соответствии с заданием, братья Фарман спроектировали самолет, радикально отличавшийся от их предыдущих конструкций. Это был крупногабаритный четырехстоечный биплан нормальной аэродинамической схемы с закрытым фюзеляжем и двумя моторами, установленными в обтекаемых алюминиевых гондолах между крыльями. Разработка получила обозначение F.50, что означало 50-ю машину компании «Фарман».

Уже в ходе работы над проектом фирма получила дополнительное условие. Военные решили, что вооружение все же необходимо и потребовали оснастить машину двумя пулеметными установками. Это в свою очередь потребовало введения в состав экипажа еще одного человека – хвостового стрелка (в качестве носового выступал штурман). Таким образом, самолет, сохранив прежний индекс, фактически стал трехместным. Силовая установка состояла из двух восьмицилиндровых V–образных двигателей водяного охлаждения «Лоррен-Дитрих» 8Bb мощностью по 245 л.с.

На разработку чертежей и постройку прототипа ушло около полугода, а в конце мая 1918-го блестящий свежим лаком F.50 выкатили из ворот сборочного цеха. Новый бомбардировщик выглядел довольно внушительно. Размах верхнего крыла составлял 22,85 м, длина фюзеляжа – 10,92 м, площадь крыльев – 101,6, кв. м. Но при этом он был довольно легким: масса конструкции – 1815 кг, максимальная взлетная масса – 3100 (кстати, в Википедии указано 2120 кг, но это ошибка).

В начале июля завершилась программа испытаний. Самолет продемонстрировал неплохие характеристики: максимальная скорость – 150 км/ч, крейсерская скорость – 136 км/ч, практический потолок – 4750 м, скороподъемность – 167 м/мин, радиус действия – 420 км, бомбовая нагрузка – 500 кг. В качестве дополнительных позитивных качеств отмечалась устойчивость, легкость и простота управления, что особенно важно в длительных полетах.

Хотя, по боевому радиусу F.50 не вполне соответствовал условиям конкурса, более совершенного тяжелого бомбардировщика во Франции на тот момент не было. Поэтому испытания сочли успешными. Военных не смутило даже то, что самолет не мог лететь без снижения при одном работающем моторе, а это означало, что выход из строя одного из двигателей над вражеской территорией неизбежно приведет к потере машины.

Уже в июле F.50 запустили в серийное производство, успев до начала сентября собрать и облетать первые 17 машин. В сентябре с завода начали выходить усовершенствованные бомбардировщики с моторами «Лоррен-Дитрих» 8Bd мощностью по 275 л.с. Заметное повышение энерговооруженности не только улучшило характеристики, но и позволило F.50 без бомбовой нагрузки выдерживать горизонтальный полет на одном двигателе. Это значительно повысило живучесть машины.

Тем временем производство постепенно нарастало, в октябре сделали уже 45 экземпляров, но вскоре после окончания войны выпуск прекратился. Всего же за четыре месяца серийного производства завод "Фарман" успел построить около 100 бомбардировщиков.

Первые F.50 поступили на Западный фронт 30 июля, а в ночь с 10 на 11 августа состоялся их первый бомбовый рейд. Вскоре выяснилось, что установка пулеметов была излишней. Ни в одном боевом вылете немцы даже не пытались атаковать «Фарманы». Поэтому для снижения веса пулеметные турели нередко снимали, а хвостового стрелка в полет не брали. Это позволяло увеличить бомбовую нагрузку.

В октябре «Фарманы» регулярно бомбили заводы и железнодорожные станции в западной Германии, но в общем счете они успели сбросить всего около 30 тонн бомб. Большого впечатления на немцев это не произвело. Последний боевой вылет французских ночных бомбардировщиков состоялся в ночь с 9 на 10 ноября, за сутки до заключения перемирия.

На тот момент в составе французских ВВС числилось 45 исправных F.50. Еще некоторое количество поступило до конца года. После окончания войны их строевая служба в составе 2-го и 21-го полков ночных бомбардировщиков продолжалась около трех лет. В 1922 году они были списаны и отправлены на слом.

Но не все, поскольку для некоторых машин нашлись иностранные покупатели. В 1919 году три самолета приобрела Испания, шесть штук купила Аргентина, а самым крупным импортером стала Мексика, получившая в сентябре 1920 года 13 «Фарманов».
F.50 стали первыми бомбардировщиками в этой стране. И там они прослужили гораздо дольше чем во Франции – до 1928 года.

Опоздавший мститель
Серийный "Фарман-50" без стрелкового вооружения и его пилот.

Опоздавший мститель
"Фарман-50" с посадочными фарами, работавшими от ветрогенератора. Под центропланом нижнего крыла видны две подвески для тяжелых бомб.

Опоздавший мститель
Заправка F.50 бензином из бочки с ручным насосом. Видно, что бензобаки размещались в мотогондолах.

Опоздавший мститель
F.50 французских и мексиканских ВВС. По-моему, довольно симпатичный аэроплан.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Основные аспекты форума подробно осветила прозвучавшая далее речь ведущего форума и лидера «ПАРТИИ ДЕЛА» Константина Бабкина: «Мы хотим в Волгограде выдвинуть инициативы по развитию сельского хозяйства. Сегодня сельское хозяйство России ...
Сюжет первый Когда-нибудь люди будут знать, как работает наша память и может быть научается видеть нейроны в их удивительной работе. Долго ли, скоро это произойдет, не известно. Но вот сейчас, спустя много лет, я увидел и услышал то, что было по моим расчётам в 1926 году в Арзамасе. ...
Ну, и как, как тебе это неистребимое в нас желание вернуться назад в СССР? Не надо? Сам не хочешь? Надо, Федя, надо, - так сказало 750 тысяч телезрителей России из миллиона проголосовавших за Сергея Волчкова. Ну, соскучилась страна по Магомаеву. Чо уж. Парадокс, но именно Градский сто ...
 Мда. Наткнулся на один ролик со вчерашней акции "несогласных", трэш, конечно полный.  Эдичка – истеричная старушка, убегающая с митинга к своим охранникам с криками: «Уведите, уведите меня от сюда!», Алекссева – это, похоже, единственное мужское ...
Только договорились о встречи Путина и Трампа во Франции, так коварное "гру"начало бомбы рассылать. Я уверен, что инсайдер и белингкет уже копают. Медуза вот вот подключится. Я даже предполагаю, кто стоит за этим... Петров, баширов, еще пара парней из деревни. Все награждены орденами и ...