
Опоссум в пролете


13 мая 1923 года вышел на испытания Parnell Possum - один из самых оригинальных боевых самолетов, сделанных а Британии в межвоенный период. Это был не очень крупный (размах - 14 м, длина - 12 м), но притом - трехместный деревянный триплан, оснащенный мотором Нэпир "Лайон" мощностью 470 л.с. Двигатель, размещенный внутри фюзеляжа, вращал через шестеренчатые редукторы и длинные передаточные валы два тянущих винта, прикрепленнные к передней кромке среднего крыла.
Такая конструкция силовой установки применялась в ряде немецких тяжелых бомбардировщиков времен Первой мировой войны, но ни в одном из них она не сочеталась с трипланной аэродинамической схемой. По замыслу разработчиков "Опоссума", третье крыло не только увеличивало подъемную силу, но и служило "футляром" для передаточных валов, которые проходили внутри него и не создавали дополнительного аэродинамического сопротивления.
Назначение самолета не совсем понятно. Некоторые историки называют его бомбардировщиком, но бомбовых подвесок на машине не было, зато были две пулеметные турели "Скэрф" - спереди и сзади от кабины пилота. При этом стрелок задней турели одновременно являлся мотористом. В полете он имел доступ к двигателю и мог устранять мелкие неисправности.
Вероятно, машина рассматривалась как "воздушный крейсер" - тяжелый неманевренный истребитель, ведущий воздушный бой с помощью подвижных стрелковых установок. Этот класс появился в конце Первой мировой войны и получил распространение в 1920-е годы, но к началу Второй мировой практически исчез из-за неэффективности. Интересно, что из соображений секретности "Опоссум" проходил в документах как "почтовый самолет".
"Опоссум" на испытаниях не показал никаких преимуществ перед самолетами обычных аэродинамических схем, что и не удивительно, поскольку значительная часть мощности двигателя терялась в сложных передачах, а сами передачи получились весьма увесистыми. Немцы, строившие подобные машины, отмечали эти проблемы еще во времена ПМВ, но англичане зачем-то решили наступить на те же грабли. Программа "Опоссума" ограничилась постройкой двух прототипов и в 1925 году была закрыта. Самолеты отправили в утиль, а деньги, потраченные на них, списали в убытки.


|
</> |
