рейтинг блогов

Динозавр с турбокомпрессором

топ 100 блогов vikond6506.05.2019 Динозавр с турбокомпрессором

6 мая 1941 года впервые поднялся в воздух самолет ХР-47В - первый прототип будущего истребителя Р-47 "Тандерболт" - самого крупного, тяжелого и мощного одномоторного поршневого истребителя Второй мировой войны. Неудивительно, что такой самолет родился в США, но интересно то, что его разработал бывший подданный Российской Империи, уроженец Грузии и выпускник Петроградского технологического института Александр (Сандро) Картвели.

Когда в 1921 году Грузия была "советизирована" Красной армией, Картвели, обучавшийся в парижском Высшем авиационном училище, решил не возвращаться на родину. В 1927 году он перебрался в Штаты и поступил на должность главного конструктора в авиастроительную фирму, основанную другим эмигрантом из России Александром Северским. Картвели занимал эту должность до начала 1960-х, а с 1939 года одновременно являлся вице-президентом фирмы, получившей в том же году название "Рипаблик".

О будущем Р-47 Картвели говорил: "это будет динозавр, но - элегантный". Действительно, на фоне своих современников ХР-47В выглядел настоящим монстром: огромный, толстый, взлетная масса - 5,5 тонн, длина фюзеляжа - 11 метров, мощность 18-цилиндрового мотора - 2000 лошадиных сил, вооружение - шесть крупнокалиберных пулеметов. Летные характеристики тоже были впечатляющими: максимальная скорость - 663 км/ч на высоте 7 километров, потолок - 12000 метров и весьма неплохая при такой массе скороподъемность - 914 м/мин.

В дальнейших модификациях форсажная мощность двигателя возросла до 2800 л.с., скорость - до 750 км/ч, потолок - до 13000 м, взлетная масса - до девяти тонн, вооружение - до восьми крупнокалиберных "Кольт-Браунингов". Самолет получил возможность носить до 1800 кг подвесной боевой нагрузки - бомб и ракет, Для сравнения, максимальная бомбовая нагрузка советского трехместного двухмоторного бомбардировщика Пе-2 была почти в два раза меньше, при этом его скорость не превышала 540 км/ч, а потолок - 9000 м.

Высокие летные характеристики, помимо мощного мотора и хорошей аэродинамики, обеспечивал турбокомпрессор. "Тандерболт" стал первым в мире крупносерийным одномоторным истребетелем, оснащенным этим агрегатом. Конструкция силовой установки Р-47 получилась очень сложной и дорогой, из-за чего цена самолета достигала 85 тысяч долларов (примерно вдвое дороже "Аэрокобры"), но американцы считали, что характеристики машины это окупают.

И их расчет оправдался. "Тандерболт" оказался самым живучим и выносливым дневным одномоторным истребителем Второй мировой войны. На полмиллиона боевых миссий пришлось всего 824 боевые потери, то есть, одна потеря на 620 вылетов. При этом "Тандерболты" активно использовались не только в качестве истребителей сопровождения и "чистильщиков воздуха", но и как штурмовики, действуя с малых высот по наземным целям, зачастую прикрытым мощной ПВО. Однако, если сравнить их боевую живучесть с "летающим танком" Ил-2, у которого даже в конце войны одна потеря приходилась в среднем на 90 вылетов (а в начале - всего на 13), то становится как-то грустновато.

О том, насколько интенсивной была боевая работа "Тандерболтов", свидетельствуют следующие цифры: За годы войны они сбросили 132 тысячи тонн бомб, выпустили 60 тысяч ракет и расстреляли более 135 миллионов патронов. По заявкам пилотов Р-47, они уничтожили, помимо прочего, 86 тысяч железнодорожных вагонов, 68 тысяч автомобилей, девять тысяч локомотивов, шесть тысяч танков и бронемашин, а также - 3315 самолетов на аэродромах. Еще 2752 вражеских самолета "Тандерболты" сбили в воздушных боях. Конечно, эти заявки наверняка преувеличены, иначе и быть не может, но порядок цифр впечатляет.

Всего в 1942-45 годах было построено 15660 "Тандерболтов", в основном - в модификациях Р-47D и P-47N. Помимо США, они состояли на вооружени в 23 странах. Последними их списали перуанцы в 1963 году. "Динозавры" могли бы служить и гораздо дольше, но к тому времени все более-менее развитые страны перешли на реактивные машины, а бедным и слаборазвитым эксплуатация "Тандерболтов" была не по карману.

На заставке XР-47В в начале летных испытаний весной 1941 года. Пулеметы еще не установлены.

Динозавр с турбокомпрессором
ХР-47В с вооружением и в защитной окрасе.

Динозавр с турбокомпрессором
Турбокомпрессорный агрегат "Тандерболта" с воздуховодами высокого давления и интеркулером.

Динозавр с турбокомпрессором
Схема силовой установки Р-47.

Динозавр с турбокомпрессором
Структура фюзеляжа Р-47 без оборудования.

Динозавр с турбокомпрессором
Последняя и самая совершенная серийная модификация Р-47N.

Динозавр с турбокомпрессором
Окраски Р-47N из 333-го скуадрона ВВС США, воевавшего летом 1945 года на Тихоокеанском ТВД. На верхней машине видны отметки о восьми сбитых японских самолетах.

Динозавр с турбокомпрессором
Сандро Картвели с помощью самолетика охмуряет девушку.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Задержанные украинцы рассказали о продаже подруги на органы в Москве Задержанные вздрагивали, когда правоохранители задавали вопросы о продаже девушки. Брат и сестра, которые приехали в Москву с Украины с целью продажи своей подруги, дали первые показания. По их словам, они ...
...
Моего лета меньше на 10 дней -- я каким-то невероятным образом умудрилась загреметь в больницу. Всё позади, только слабость сохраняется и я не могу быстро ходить, это меня раздражает -- я же привыкла передвигаться стремительно! Я лежала под капельницей, смотрела на свои руки и видела мами ...
Очередной топ-блогер написал очередной пост о том, как ужасны и как дороги российские гостиницы. Комментаторы дежурно ужасаются и пишут о том, что "ценник конский, а вот о сервисе забыли", "все хотят заработать всё и сразу, не заботясь о качестве предоставляемой услуги", "думаю никогда ...
«Чтобы наслаждаться, нужно полюбить; чтобы полюбить, нужно понимать; чтобы понимать, необходимо знать; чтобы знать, следует сначала разобраться в деталях», — гласит один из принципов марки «Davidoff», заявленный ее основателем Зино Давидофф. 11 марта 1906 года в Киеве в семье Хаим ...