рейтинг блогов

Динозавр с турбокомпрессором

топ 100 блогов vikond6506.05.2019 Динозавр с турбокомпрессором

6 мая 1941 года впервые поднялся в воздух самолет ХР-47В - первый прототип будущего истребителя Р-47 "Тандерболт" - самого крупного, тяжелого и мощного одномоторного поршневого истребителя Второй мировой войны. Неудивительно, что такой самолет родился в США, но интересно то, что его разработал бывший подданный Российской Империи, уроженец Грузии и выпускник Петроградского технологического института Александр (Сандро) Картвели.

Когда в 1921 году Грузия была "советизирована" Красной армией, Картвели, обучавшийся в парижском Высшем авиационном училище, решил не возвращаться на родину. В 1927 году он перебрался в Штаты и поступил на должность главного конструктора в авиастроительную фирму, основанную другим эмигрантом из России Александром Северским. Картвели занимал эту должность до начала 1960-х, а с 1939 года одновременно являлся вице-президентом фирмы, получившей в том же году название "Рипаблик".

О будущем Р-47 Картвели говорил: "это будет динозавр, но - элегантный". Действительно, на фоне своих современников ХР-47В выглядел настоящим монстром: огромный, толстый, взлетная масса - 5,5 тонн, длина фюзеляжа - 11 метров, мощность 18-цилиндрового мотора - 2000 лошадиных сил, вооружение - шесть крупнокалиберных пулеметов. Летные характеристики тоже были впечатляющими: максимальная скорость - 663 км/ч на высоте 7 километров, потолок - 12000 метров и весьма неплохая при такой массе скороподъемность - 914 м/мин.

В дальнейших модификациях форсажная мощность двигателя возросла до 2800 л.с., скорость - до 750 км/ч, потолок - до 13000 м, взлетная масса - до девяти тонн, вооружение - до восьми крупнокалиберных "Кольт-Браунингов". Самолет получил возможность носить до 1800 кг подвесной боевой нагрузки - бомб и ракет, Для сравнения, максимальная бомбовая нагрузка советского трехместного двухмоторного бомбардировщика Пе-2 была почти в два раза меньше, при этом его скорость не превышала 540 км/ч, а потолок - 9000 м.

Высокие летные характеристики, помимо мощного мотора и хорошей аэродинамики, обеспечивал турбокомпрессор. "Тандерболт" стал первым в мире крупносерийным одномоторным истребетелем, оснащенным этим агрегатом. Конструкция силовой установки Р-47 получилась очень сложной и дорогой, из-за чего цена самолета достигала 85 тысяч долларов (примерно вдвое дороже "Аэрокобры"), но американцы считали, что характеристики машины это окупают.

И их расчет оправдался. "Тандерболт" оказался самым живучим и выносливым дневным одномоторным истребителем Второй мировой войны. На полмиллиона боевых миссий пришлось всего 824 боевые потери, то есть, одна потеря на 620 вылетов. При этом "Тандерболты" активно использовались не только в качестве истребителей сопровождения и "чистильщиков воздуха", но и как штурмовики, действуя с малых высот по наземным целям, зачастую прикрытым мощной ПВО. Однако, если сравнить их боевую живучесть с "летающим танком" Ил-2, у которого даже в конце войны одна потеря приходилась в среднем на 90 вылетов (а в начале - всего на 13), то становится как-то грустновато.

О том, насколько интенсивной была боевая работа "Тандерболтов", свидетельствуют следующие цифры: За годы войны они сбросили 132 тысячи тонн бомб, выпустили 60 тысяч ракет и расстреляли более 135 миллионов патронов. По заявкам пилотов Р-47, они уничтожили, помимо прочего, 86 тысяч железнодорожных вагонов, 68 тысяч автомобилей, девять тысяч локомотивов, шесть тысяч танков и бронемашин, а также - 3315 самолетов на аэродромах. Еще 2752 вражеских самолета "Тандерболты" сбили в воздушных боях. Конечно, эти заявки наверняка преувеличены, иначе и быть не может, но порядок цифр впечатляет.

Всего в 1942-45 годах было построено 15660 "Тандерболтов", в основном - в модификациях Р-47D и P-47N. Помимо США, они состояли на вооружени в 23 странах. Последними их списали перуанцы в 1963 году. "Динозавры" могли бы служить и гораздо дольше, но к тому времени все более-менее развитые страны перешли на реактивные машины, а бедным и слаборазвитым эксплуатация "Тандерболтов" была не по карману.

На заставке XР-47В в начале летных испытаний весной 1941 года. Пулеметы еще не установлены.

Динозавр с турбокомпрессором
ХР-47В с вооружением и в защитной окрасе.

Динозавр с турбокомпрессором
Турбокомпрессорный агрегат "Тандерболта" с воздуховодами высокого давления и интеркулером.

Динозавр с турбокомпрессором
Схема силовой установки Р-47.

Динозавр с турбокомпрессором
Структура фюзеляжа Р-47 без оборудования.

Динозавр с турбокомпрессором
Последняя и самая совершенная серийная модификация Р-47N.

Динозавр с турбокомпрессором
Окраски Р-47N из 333-го скуадрона ВВС США, воевавшего летом 1945 года на Тихоокеанском ТВД. На верхней машине видны отметки о восьми сбитых японских самолетах.

Динозавр с турбокомпрессором
Сандро Картвели с помощью самолетика охмуряет девушку.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот такая вот в Минске Шоколадница. А когда-то здесь была Диетическая столовая. Очень неплохая, между прочим. Интересно, остались где-нибудь простые столовые? Чтоб подошел с подносиком к прилавку, а там серая пюрешка и котлеты из батона? И компот, чтоб обязательно был ...
Сегодня я немного побуду в режиме свободных размышлений. Я всё ещё под впечатлением от поездки в Кубинку и от главного храма вооружённых сил. В этих ваших интернетах периодически вспыхивают баталии между сетевыми православными и не менее сетевыми коммунистами а-ля «Проклятые коммуняки ...
Не заметили ничего странного? ВС РФ с поздней осени 2022 года многократно наносили удары по энергосистеме Украины, прежде всего по ТЭЦ, но не наносили удары по объектам зеленой энергетики. Да, война войной, но декарбонизации мешать нельзя. Наши дурачки, отбитые путриоты наверное до сих ...
Этот пост для тех, кто, действительно считает себя другом Мехди. В последнее время с ним что-то происходит, он постоянно задумывается, находится в сомнениях- тем ли он занят! Может,он не чувствует, ему не хватает вашей поддержки? На днях он показал ...
Сегодняшний вечер мы провели в гостях. И да, мы опять ели пасхальные куличи! Ну что за напасть такая?! Как моя тяжелая борьба со сладким может завершиться удачей, если вокруг сплошные соблазны?! Куличи были домашними и бесподобными, а потому у меня ...