
Лайнер из курятника


Любопытно, что в тот самый день, 4 мая 1924 года, когда впервые поднялся в воздух вертолет Эмишена, авиаконструктор - эмигрант Игорь Сикорский вывел на испытания свой первый самолет, спроектированный и сделанный в США. Из-за безденежья ему пришлось строить эту машину под деревянным навесом на ферме, принадлежавшей другому русскому эмигранту, бывшему военному летчику Виктору Утгофу, который разрешил Сикорскому работать там и даже не брал с него плату за электричество.
Конструкторское бюро Сикорского располагалось … в пустующем курятнике той же фермы, а в другом углу курятника авиаконструктор оборудовал маленькую механическую мастерскую. В общем, условия для работы были, мягко говоря, спартанские, а материалы приходилось искать повсюду, в том числе и на свалках.
Тем не менее, к весне 1924 года, самолет, напоминавший слегка уменьшенный двухмоторный вариант «Ильи Муромца» был построен. Конструктор присвоил ему обозначение S-29А. Цифра «29» обозначала, что это 29-я машина Сикорского, а дополнительная буква «А» указывала на то, что она сделана в Америке.
На последние 250 долларов были куплены два старых и изношенных 200-сильных мотора «Испано-Сюиза», давно выработавшие ресурс. Нормальные авиационные моторы аналогичной мощности стоили, как минимум, в 10 раз дороже. В курятнике движки перебрали и кое-как привели в работоспособное состояние, но паспортной мощности они все равно не выдавали. Это едва не стоило жизни Сикорскому, а заодно и его рабочим, уговорившим конструктора взять их с собой в первый испытательный полет.
На взлете машина разбегалась очень долго. Сикорский, сидевший за штурвалом, чувствовал, что моторы не тянут, но прерывать разбег было уже поздно. В конце летного поля пилоту пришлось резко дернуть штурвал на себя, чтобы перескочить через стоявшую на пути телеграфную линию.
В следующую секунду машина «клюнула», просела и ударилась колесами об грунт. К счастью шасси, спроектированное с большим запасом прочности, выдержало удар, а Сикорский успел выключить зажигание. С-29-А прокатился по инерции несколько десятков метров, угодил колесом в канаву и скапотировал, уткнувшись в землю носом и законцовкой нижнего крыла.
Пилот и пассажиры не пострадали, но Сикорский понял, что с этими моторами самолет летать не сможет. Однако через некоторое время ему удалось раздобыть пару вдвое более мощных, чем «Испано-Сюизы», американских двигателей «Либерти». Разумеется, они тоже были сильно изношенными и отслужили свой срок в ВВС, но Сикорский верил, что с ними С-29А все-таки взлетит.
И он не ошибся. 25 сентября того же года авиаконструктор вновь занял место в пилотской кабине и пошел на взлет. Теперь машина разгонялась гораздо увереннее. Оторвавшись от земли, Сикорский сделал круг над аэродромом, убедившись, что самолет – устойчив и хорошо слушается рулей. Это был долгожданный успех. Теперь самолету предстояло отработать вложенные в него средства.
Сикорский начал зарабатывать деньги, возя на S-29А пассажиров и различные грузы. Авиалайнер обладал внушительной грузоподъемностью, что выгодно отличало его от большинства конкурентов, а потому заказы шли непрерывно. Однажды пришлось перевозить даже рояль. Со временем удалось накопить на новые моторы, с которыми S-29А стал летать еще лучше.
Но профессия «воздушного извозчика» Сикорского не привлекала, он хотел создавать самолеты. Поэтому, когда в 1926 году профессиональный летчик Роско Тёрнер решил заняться авиаперевозками и предложил продать ему S-29А за хорошую цену, Сикорский, не долго думая, согласился, ведь это позволяло ему начать строить новую машину.
Тёрнер еще два года использовал С-29А для чартерных перевозок, а заодно – в качестве летающего рекламного стенда, рисуя на бортах эмблемы и логотипы разных фирм. В 1928 году он перепродал самолет эксцентричному миллионеру Говарду Хьюзу, захотевшему снять грандиозный игровой фильм про летчиков Первой мировой войны.
В фильме под названием «Ангелы ада» S-29А сыграл роль немецкого тяжелого бомбардировщика, сбитого в воздушном бою. Всё было снято «по-настоящему»: самолет подожгли в воздухе и перед кинокамерами картинно разбили об землю, после того как летчик-каскадер выпрыгнул из него с парашютом. Так закончилась история дебютной машины Сикорского на Американском континенте. Но авиаконструктора не сильно огорчил такой финал, поскольку он уже давно работал над новыми проектами.
Оказывается, можно было продуктивно работать шарашек и гулагов. И это не врожденная привилегия Запада, русские на это тоже вполне способны. А на заставке - D-29A, "загримированный" под германский бомбовоз.

Каркас S-29А на ферме Утгофа.

Сикорский (в центре, в куртке с поясом) среди рабочих и инженеров - участников постройки S-29А. В основном, это были такие же, как он, русские эмигранты, не захотевшие жить при большевицком режиме. Поверив Сикорскому, они работали на постройке самолета бесплатно, в расчете на будущую прибыль.

S-29А с новыми моторами "Либерти".

S-29А во времена коммерческой эксплуатации.

Участники церемонии передачи самолета Роско Тернеру.
|
</> |