Опоки несбывшихся надежд. Часть V. Дебри на границе регионов

топ 100 блогов russkij_sever02.01.2022 Пятая часть рассказа о нашем летнем автопутешествии в Опоки.

Опоки несбывшихся надежд. Часть V. Дебри на границе регионов

Мы проснулись часов в восемь утра. Я заметил, что летом спать в машине немного душновато (я бы предпочёл палатку). Окно я открыл совсем чуть-чуть, чтобы не налетали комары - и с утра было ощущение будто лёгкого похмелья. Видимо, притока воздуха не хватало. Проснувшись, я первым делом открыл дверь, чтобы проветрить салон.

Опоки несбывшихся надежд. Часть V. Дебри на границе регионов

День планировался свободным от бездорожья и различных приключений: нам нужно было просто добраться по грейдеру из Вологодской области в Костромскую. Поэтому мы собирались не спеша. Приготовили плотный завтрак из нескольких блюд. Когда Александра собралась жарить яичницу и раздумывала, не добавить ли туда помидоров, я предложил добавить их вместе с колбасой. И сам же взялся за приготовление блюда. Саша пошутила:
- В кафе "У Александры" сегодня приглашённый шеф-повар!

Опоки несбывшихся надежд. Часть V. Дебри на границе регионов

Позавтракав, мы почистили внутренности колёсных дисков от глины (налипшей на них в ходе борьбы с бездорожьем левого берега Сухоны), чтобы побороть дисбаланс колёс. Долго отскребали вязкую субстанцию деревянными палочками. Выехали мы уже в начале одиннадцатого. Езда по асфальту показала, что у моего Ховера дисбаланс пропал не полностью, но 100 км/ч можно было ехать достаточно комфортно. Саша же сказал, что у его Хавала ситуация стала только хуже. Поэтому мы двигались тихонько, со скоростью 80-90 км/ч. В таком темпе доехали до Нюксеницы, где заправились на "Лукойле". (Я отметил, что в этот раз в наши бензобаки влез одинаковый объём топлива: поскольку езды со скоростью 120 км/ч больше не было, экспедиционный багажник Ховера не так сильно сказывался на расходе бензина.) Саша раздобыл на заправке ведро воды - и они с супругой принялись дочиста отмывать диски от глины.

Опоки несбывшихся надежд. Часть V. Дебри на границе регионов

АЗС выглядит непрезентабельно, но это - настоящий "Лукойл" (я проверил по кассовому чеку), поэтому можно не переживать насчёт качества топлива. И вот ведро с водой выдают, если попросить.

Опоки несбывшихся надежд. Часть V. Дебри на границе регионов

Я свои диски мыть водой не стал, а просто ещё раз поскоблил изнутри палочкой. Чтобы вырезать палочку, зашёл в лес рядом с АЗС - а там... Эта заправка не самая шикарная, туалета на ней нет, вот весь окрестный лес и был обильно усеян кучами, использованной туалетной бумагой и разным мусором.

Тем временем экипаж Хавала отмыл свои диски дочиста, и мы продолжили свой путь.

Опоки несбывшихся надежд. Часть V. Дебри на границе регионов

В Нюксенице мы пересекли Сухону по мосту, ещё раз полюбовавшись красотами этой реки. Отсутствие дисбаланса в колёсах позволяло двигаться со скоростью 110 км/ч.

Опоки несбывшихся надежд. Часть V. Дебри на границе регионов

Один раз мы остановились возле придорожных торговцев: Саша с женой захотели купить черники. Далее двигались до самой Тотьмы без остановок с хорошей скоростью. Шоссе было ровное, асфальт хороший, а обгонять кого-либо приходилось нечасто. Хотя пустынной дорогу тоже нельзя было назвать: движение транспорта всё-таки присутствовало. Ближе к Тотьме мы увидели на дороге сбитого насмерть лисёнка, над которым кружил стервятник. Увидев приближающиеся к нему наши автомобили, он нехотя поднялся выше - будто хулиган в школе, поневоле вынужденный прекратить приставания к своей жертве при появлении учительницы, но бубнящий себе под нос: "Ничего-ничего, вот она зайдёт в учительскую - и мы с тобой продолжим".

В Тотьме мы свернули налево с этого шоссе, которое далее вело в Вологду. На повороте по-прежнему располагается кемпинг "Аляска", в котором мы с папой ночевали в январе 2016 года (по-моему, домиков в нём даже стало больше - я порадовался, что хорошее заведение растёт и развивается). Снова пересекли по мосту Сухону, снова полюбовавшись ею. Время было около часа дня, мы двигались в хорошем темпе, который сохранился и после Тотьмы: до села имени Бабушкина мы ехали по асфальтовой дороге Тотьма - Никольск. Само село довольно большое, в нём присутствует даже заправка "Лукойл".

Маршрут до Иды в OsmAnd у меня уже был построен. Навигатор в самом начале села повёл меня направо, на грейдер. Мы свернули и остановились немного посовещаться. Предусмотрительный Саша заранее скачал спутниковые снимки местности - и на них эта дорога выглядела малопроезжей: две узенькие колеи посреди сплошной зелёной травы. По снимкам Саша нашёл другую дорогу, которая выглядела более обнадёживающей: на изображении была уверенная светлая полоса посреди леса (т.е. по дороге ездили довольно много). Но я предложил всё-таки ехать по моему варианту пути, который подсказывал OsmAnd. Грейдер, на который мы съехали, выглядел вполне похожим на тот, по которому мы с племянником доезжали до Иды летом 2017 года. Да и OSM-картам я доверял. А основной причиной моей настойчивости (весьма легкомысленного, как выяснилось позже) была спешка. Вечером этого дня мы ждали в деревню гостей: дяди с женой и двоюродной сестры с семьёй. Мне очень хотелось успеть к их приезду. Эта торопливость начисто отключила разумную осторожность: казалось, что прикидывать и соображать - некогда, нужно скорее ехать! И мы поехали.

Сначала грейдер был вполне достойный. Хотя мы и не стравливались, но держали скорость 40 км/ч. Через десять с небольшим километров собственно накатанный грейдер кончился. Началась та самая узенькая колея посреди заросшей травой дороги. В принципе, если бы в этот момент остановиться и развернуться - мы бы потеряли не более получаса.

Опоки несбывшихся надежд. Часть V. Дебри на границе регионов

Но моё ощущение "думать некогда, нужно скорее ехать" сохранялось. И мы продолжили путь прямо. Скорость, конечно, снизилась до 15-20 км/ч.

Опоки несбывшихся надежд. Часть V. Дебри на границе регионов

Наверно, в подобных ситуациях (когда неизвестно, правильно ли выбрана дорога) нужно заранее определять критерий необходимости остановиться, развернуться и выбрать другую дорогу. Следующим прозрачным намёком на такую необходимость стала бревенчатая переправа через реку Леджу. Чтобы въехать на этот мост, мне пришлось включить пониженную. И если бы я в этот момент включил ещё и голову, то сообразил бы: не может эта дорога быть той, по которой люди из Иды ездят в село имени Бабушкина и Тотьму на легковых машинах. Не может просто потому, что на легковушках понижайки нет.

Опоки несбывшихся надежд. Часть V. Дебри на границе регионов

Если бы мы развернулись в этом месте - потеряли бы всего-то чуть больше полутора часов. Но я почему-то голову не включил. Хавал аккуратно переполз через мост вслед за Ховером.



Через три километра на карте значился поворот направо. Я предложил проехать эти три километра и посмотреть: вдруг там начнётся хорошая дорога. И мы поехали дальше. Скорость движения тем временем снизилась до 10 км/ч. А после поворота дорога стала ещё хуже! Это была какая-то старая гать или лежнёвка. Грязи там не было, как и риска застрять. Но брёвна сильно выпирали из земли. Местами приходилось ползти на первой пониженной на холостых оборотах.

Опоки несбывшихся надежд. Часть V. Дебри на границе регионов

Стало совершенно очевидно, что дорогу я выбрал неправильно. В принципе, если бы мы развернулись там, на повороте - потеряли бы примерно два с половиной часа. Мы же ещё раз внимательно рассмотрели спутниковые снимки, запасённые Сашей. По снимкам получалось, что от этого поворота направо до начала широкого накатанного грейдера было не более 15 километров - а там уже и до Иды рукой подать. Дорога была сухая, риск застрять отсутствовал. А ещё по нашей дороге вели следы шин Simex Extreme Trekker (или, скорее, Forward Safari 500) - то есть кто-то тут всё-таки проезжал! Поэтому мы, посовещавшись, решили ехать дальше.

Опоки несбывшихся надежд. Часть V. Дебри на границе регионов

Ехали медленно по причине неровной дороги. В одном месте от нашей дороги в глубь леса уходила довольно длинная гать (в этих краях иногда такое встречается). Александра пошутила по рации:
- А чего же вы туда не поехали?
- Но зачем? - удивился я.
- Проверить свои машины!
Места были глухие, на дорогу иногда выходила разная живность. Одну птицу даже удалось сфотографировать.

Опоки несбывшихся надежд. Часть V. Дебри на границе регионов

В среднем мы двигались со скоростью пешехода. Иногда можно было позволить себе роскошь езды на второй пониженной, а иногда приходилось ползти на первой на холостых оборотах.

Опоки несбывшихся надежд. Часть V. Дебри на границе регионов

Даже при такой маленькой скорости наши машины иногда шаркали брюхом по брёвнам. Именно на этой дороге я впервые ощутил, что иногда Ховеру даже на первой пониженной не хватает крутящего момента для уверенного передвижения по подобному рельефу. Саша говорил, что ему на Хавале с автоматической коробкой передач несколько проще.



Очередным тревожным звоночком стало упавшее дерево, преграждающее дорогу. Слева был накатан объезд, но Александр предложил чуть-чуть подрубить ветки дерева топором, чтобы не поцарапать краску.

Опоки несбывшихся надежд. Часть V. Дебри на границе регионов

Александра сфотографировала нас так, как будто дерево перегородило дорогу полностью и мы вынуждены прорубать себе проезд.

Опоки несбывшихся надежд. Часть V. Дебри на границе регионов

В процессе работы топором Саша проговорил:
- Я-то думал, мы хотим просто доехать. Оказывается, наш план был в том, чтобы забраться в дебри!
А ведь плана забраться в дебри не было! Я тоже хотел просто доехать. Надо было всего лишь вовремя развернуться. В тот момент у меня первый раз возникло ощущение, что Саша с женой за мой талант находить приключения на ровном месте уже готовы меня прибить и закопать где-нибудь в этом глухом лесу.

Опоки несбывшихся надежд. Часть V. Дебри на границе регионов

За час мы проехали от того поворота направо всего восемь километров. Тем не менее, это обнадёживало: ещё через час мы должны были выбраться на проезжую дорогу. Саша с супругой предложили по рации:
- Может, остановимся и пообедаем? Вроде бы дорога хорошая пошла, дальше уже проблем не должно быть.
Мы остановились прямо на дороге. Вероятность того, что кто-то в этом месте поедет, была околонулевая. Даже след "симексов" куда-то пропал.

Опоки несбывшихся надежд. Часть V. Дебри на границе регионов

Поскольку до цивилизованного грейдера оставалось всего семь километров, мы немного расслабились и позволили себе заварганить шикарный обед из двух блюд, которые мы готовили на двух горелках.

Опоки несбывшихся надежд. Часть V. Дебри на границе регионов

Когда всё приготовилось, не спеша угостились супом, затем макаронами с тушёнкой. Неторопливо попили чаю, ведя светские разговоры. На часах уже было начало шестого, и добраться по домам мы планировали уже поздним вечером. Но, в любом случае, мы ощущали себя уже почти в объятиях цивилизации.

Опоки несбывшихся надежд. Часть V. Дебри на границе регионов

Пообедав и сложив вещи в багажники, продолжили путь. Препятствие в виде упавшего и свисающего над дорогой дерева уже не казалось чем-то серьёзным, когда до спасительного грейдера оставалось каких-то шесть километров! (Но антенну своей рации я, конечно, сложил.)

Опоки несбывшихся надежд. Часть V. Дебри на границе регионов

Навигатор показывал, что до выезда на проезжую дорогу остаётся пять километров, потом четыре, потом три... Нас переполняла надежда: "Скоро, вот-вот закончатся эти дебри - и мы поедем по цивилизованному грейдеру!"

Когда до грейдера оставалось уже менее трёх километров, я заметил на дороге что-то подозрительное: какой-то обрыв и вертикально торчащую посреди дороги палку. Подумал: что за глупости, кто нам дорогу перегородил? не может же быть, что тут проезда нет!

Но по мере приближения к обрыву приходило неотвратимое понимание, что сбылись самые худшие наши опасения.

Опоки несбывшихся надежд. Часть V. Дебри на границе регионов

Мост через реку Ельшму рухнул, образовав непреодолимое препятствие шириной метров шесть и глубиной около трёх. GPS-трек нашего пути от села имени Бабушкина до этого моста есть тут: https://gpsloglabs.com/share/f8ede1ef2b1ec404c81e2f76a4b2feed82ee90d0/

Опоки несбывшихся надежд. Часть V. Дебри на границе регионов

А кругом простирались сплошные болота. И никаких вариантов переправиться на тот берег не было и не предвиделось...

P.S. По традиции, пост в Инстаграме о пятой части путешествия появился раньше, чем эта подробная запись:

https://www.instagram.com/p/CYMbcyKNl9x/

Оглавление
Часть I. Тайны и сюрпризы левого берега Сухоны
Часть II. Великоустюгское бездорожье
Часть III. Мыс Бык
Часть IV. Фонтан
Часть V. Дебри на границе регионов

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Фотографии прошлого года, но именно этих у нас не было. Внучка королевы Елизаветы II леди Луиза и ее молодой человек Феликс да Силва-Клэмп. Учатся вместе в Университете Сент-Эндрюс в Шотландии. ...
Утром на нас с Цилей напал ЕЖ! ЕЖИЩЕ!Огромный,толстый и колючий! Еле спаслись от него бегством... А эта сволочь,как ни в чем не бывало побежала дальше по своим делам. Куда смотрит семья и школа- непонятно ...
Вдова композитора Микаэла Таривердиева пишет в Фейсбуке: Just shock! Нашему Фонду предложили представить несколько музыкальных номеров в концертной программе ...
от radmirkilmatov « ... Когда 15 лет назад люди приватизировали российскую энергетику и ЖКХ, они смотрели на регулярные платежи населения за тепло - как на «этакую титьку», к которой обязательно надо «присосаться». О том, что надо что-то строить и ремонтировать «эффективные ...
За этот пост меня уже начали расфренживать. Порядочные зажимают носы и переходят на другую сторону улицы. Им не нравятся мои "инфантильные расклады" - как это она посмела! высказать сочувствие! "не тем" людям! Больше скажу: я им еще и бабла ...