Опыты в страноведении...

1. Совсем рядом с рекламируемой вчера стройкой идет другая: порт Тамань. Стройка не останавливается, и сейчас возводится четвертый терминал. "Строящийся терминал навалочных грузов предназначен для погрузки серы, угля, руды и минеральных удобрений на суда дедвейтом до 220000 тонн. Строительство терминала началось в 2016 году, 1-я очередь терминала должна начать работу в конце этого года."
"Ну, ещё один порт?"
Да. И есть привходящие факторы.
Усть-Луга, Бронка, Приморск - забрали часть грузов из портов "Трибалтики", но эстоно-латво-литовская портовая система не может умереть окончательно. Есть белорусский экспорт, всяческий среднеазиатский, не говоря уже об импорте: часть грузов, идущих из ЕС в Россию - по политическим причинам будет разгружаться именно в этих странах.
По отношению к "маленьким, но гордым" лимитрофам невозможны силовые действия. Практически никакие.
И даже полноценная их блокада - затруднена соглашением с ЕС. Максимум, что может РФ, это периодически ремонтировать железную дорогу, блокировать отдельные грузы (по мотивам хозяйственных споров), плюс рекомендации своими фирмам.
Украина - другое дело.
До сих пор Россия вынуждена использовать часть украинской транспортной системы. "Две сиамских сестры в одной паре трусов".
Это не сводится лишь к газопроводам. Нужен канал экспорта аммиака.
Подход идет с двух сторон:
- "Тольяттиазот" начал строить собственные карбамидные мощности, на сегодня это 950 тыс. т в год, лишь за 11 месяцев он продал 525 тыс. т карбамида, хотя работал только один агрегат. В 2016 г. завод заложил строительство третьего агрегата, что поднимет мощность до 1,9 млн т, это больше мощности ОПЗ. Имея у себя семь агрегатов аммиака, тольяттинский завод более половины из них легко загрузит производством карбамида, оставшийся аммиак пойдет на рынок России и на экспорт." То есть от экспорта газа идет переход к экспорту сыпучих веществ;
- увеличили парк цистерн для экспорта аммиака, продолжают строить аммиакопровод на Тамань.
Когда необходимость в украинских портах снизится до некритических величин - откроется возможность к блокированию морского сообщения из Одессы и Николаева. И дело не конкретных задержаниях кораблей двух стран: недавние проблемы это явления тактические.
Дело в принципиальной возможности поднять риск задержания корабля, идущего из Одессы, до таких величин, что компании третьих стран откажутся от сделок.
Зачем такие радикальные меры?
Противостояние, которое длится с 2014-го - явление асимметричное, причудливое. В прошлом году через украинские порты вырос экспорт российской руды и угля (если уголь еще можно подвести под теневые донецкие схемы, то руда явно российская). Но тут возникает задержание рыбаков (что характерно - кто же начал? Вот так всегда...), претензии, единичные перехваты кораблей. Таманский порт испытывает проблемы с краевой властью - дележ земли, суды, попытки отжатия. Но вот освобождается часть сваебоек с Крымского моста, будут достраивать и электрифицировать железку.
То есть: именно противостояние с Украиной служит генератором развития для части российских инфраструктурных проектов.
Равно как и часть украинских инфраструктурных проектов возникает уже от наличия украино-российской границы. Противостояние делает их актуальными.
Достроенные терминалы надо будет чем-то загружать...
2. Интервью одного из российских чиновников, которые вызывают у меня ассоциации с вельможами "старого режима" (что во Франции, что в РИ), на которых держалось управление государством. Дело не во внешности :) Но в биографии и манере рассуждений.
Человек понимает проблемы страны. Участвовал и руководил несколькими серьезными проектами. Промышленность для него - открытая книга.
Разумеется, в его ответах на вопрос "Что делать?" - доля пропаганды.
Но во цитата:
"Другой вопрос: мы часто говорим об импортозамещении. Мне не нравится это выражение, это переход к собственному производству на том уровне, которого достигли сейчас все остальные. То есть мы закладываем отставание. Никто не сказал, что так надо поступать. Но никто не сказал, что с первого захода любое предприятие, которое начнет производить продукцию, будет производить лучше, чем конкуренты за рубежом. Это тоже путь, который надо пройти. Мы потеряли большое количество промышленности, потеряли вкус к производству за счет сжатых рынков.
Все спрашивают у меня, почему ставка была сделана на АвтоВАЗ, а не на ГАЗ? Прочему решили потянуть именно эту ниточку? Все просто. АвтоВАЗ был тринадцатым предприятием в мире, когда я стал директором. Это почти миллион автомобилей, и на тот момент более 30 процентов рынка. А объем производства и наличие рынка — важнейший показатель для любого инвестора. Инвестиции придут туда, где есть рынок. А сколько автомобилей мог выпускать ГАЗ? Двадцать пять — тридцать тысяч. Разве это объем? Но таких привлекательных для иностранных инвесторов предприятий, как АвтоВАЗ, у нас в стране практически нет."
Что характерно - катастрофа распада Союза остаётся в сознании и диктует управленческие планы. http://expert.ru/expert/2018/20/myi-dolzhnyi-byit-unikalno-proizvoditelnyimi/
3. Все-таки - Крымский мост.
Заключил я одно пари https://beskarss217891.livejournal.com/794037.html?thread=3327669#t3327669
Пока не могу сказать, что уже выиграл его - еще нет железнодорожного моста.
Но точно не проиграл - потому как движение по мосту открыто.
|
</> |