Операция "Мясной фарш" - постправда о войне
ruslanviktorov — 05.11.2023Во время Второй мировой войны два офицера разведки используют труп и фальшивые документы, чтобы перехитрить немецкие войска.
В 1943 году британской разведке пришла в голову идея взять труп, переодеть его в офицера Королевской морской пехоты, а затем выбросить в море у испанского побережья. Но это не все — к трупу прилагаются «совершенно секретные» документы, предполагающие, что вторжение союзников начнется с Греции.
Все это делается для дымовой завесы реального запланированного вторжения на Сицилию. Была надежда, что эта информация попадет в немецкую разведку, расчистив путь через Италию. Это безумный план. И это никогда не сработает. Но...
Труп найден — бездомный валлиец, умерший от отравления крысиным ядом.
Ему дали вымышленную личность капитана Уильяма Мартина, и теперь герои должны подкинуть ложную информацию в его бумажник. То есть предметы, которые должны быть найдены на его теле, чтобы все выглядело убедительно: чек из магазина, ключи, фотография его невесты. Секретарь отдела Джин (Келли Макдональд) добровольно предлагает свою фотографию и становится одним из членов команды.
Режиссер Джон Мэдден («Влюбленный Шекспир») уделяет внимание не только миссии, но и персонажам. Чолмонделей поначалу довольно несчастен, в то время как Монтегю жесткий и сдержанный.
А теперь минусы. В фильме в какой-то момент образуется любовный треугольник между главными героями и Джин. Зачем? Но даже это меня интересовало меньше, чем-то, что всякий раз, когда эти трое были вместе — гуляли по улице, выпивали в клубе — они говорили об этой супер секретной операции во весь голос.
Это очень сбивало с толку, и мне все время хотелось ударить их лбами и сказать: «Эй, ребята, какого хрена? Неосторожный разговор стоит жизней!» А еще мне все время хотелось, чтобы история поскорее вернулась к основной задаче, потому что именно тогда бутоны фильма лучше всего раскрываются.
Просто представьте, людям нужно было правильно продумать каждую мелочь по сути несуществующей личности, в том числе фотографию «капитана Мартина» в документах, удостоверяющих личность. Вы когда-нибудь пытались оживить лицо мертвеца во времена Второй мировой? Удивлен, что такой сюжет из реальной жизни не экранизировали раньше.
Если вы знакомы с этой историей, то вполне можете посчитать ее плоской, утомительной и недостаточно напряженной, но, поскольку большая часть потенциальных зрителей не знакома с ней, фильм будет выглядеть... в основном захватывающим. Главный минус — избыток второстепенных сюжетов и постправда. Но в остальном — все очень приятно и хорошо исполнено. И фильм трогательно заканчивается реальными кадрами из хроник.
Но все же после фильма создается ощущение, что судьба Второй Мировой решалась в полуподвальном кабинете, где работали два человека, не имеющего до этого никакого отношения к разведке. Все свои решения они вынуждены продавливать, потому что их начальник адмирал Годфри (Джейсон Айзекс) не готов ни на какой риск. А все свои выкладки они подробно раскрывают только отделу, сформированному из машинисток и расшифровщиц, среди которых зачем-то постоянно мелькает будущий автор бестселлеров Ян Флеминг, который фанатично стучит на своей машинке и периодически вторгается в повествование текстом «от автора».
Кроме того, удивление для меня вызвало еще кое-что: тело якобы погибшего Мартина выброшено на испанский берег 30 апреля 1943 года, еще две недели ушло на то, чтобы дезинформирующие документы попали к немцам. И только после этого начинается подготовка к высадке на Сицилию. В то же самое время советскими войсками уже выиграна Сталинградская битва (завершилась 2 февраля 1943), ставшая переломным моментом во Второй Мировой, а Курская дуга случится через два месяца после описываемых событий. Однако, именно высадка союзников на Сицилии преподносится создателями фильма как переломный момент борьбы с Гитлером. Она, безусловно, была важным этапом, но далеко не решающим.
И еще один момент. Главное книга о Сталинградской битве – повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», в которой повседневность советского офицера показана с какой-то пугающей ясностью. Но как она не похожа на жизнь британского офицера, который успевает и на танцы сходить, и стать там завсегдатаем, и влюбиться в очаровательную молодую вдову Джин (у которой тоже есть настроение ходить в паб).
Конечно, нужно понимать, что война была разной: не только в разных странах, но и на разных фронтах – видимом и невидимом. Об этом нужно помнить, когда смотришь даже такой крепко сколоченный, но снятый в эпоху постправды фильм.
Моя оценка: 3,75 баллов из 5.
|
</> |