Операция «Блэк Бак» (часть 1)
taskforce82 — 01.05.2024

В свой пятидесятый пост решил выложить что-нибудь монументальное. Красный день календаря подсказал решение. Дело в том, что 1 мая — это не только День международной солидарности трудящихся (в современной редакции — Праздник Весны и Труда), но и весьма значительная дата в истории Англо-аргентинского военного конфликта — начало его активной фазы. Те, кто знаком с моей книгой «Время кораблей», уже, вероятно, читал о воздушном рейде «Блэк Бак 1», но здесь данный материал представлен с иллюстрациями и есть возможность обсудить.
Существуют различные точки зрения на датировку Фолклендской войны. В Великобритании и практически во всем мире ведут отсчет ее начала со 2 апреля 1982 года, дня ввода аргентинских войск на острова. Однако многие аргентинцы считают первым днем войны 1 мая, когда британцы атаковали аргентинскую оборону на островах. Аналогичной точки зрения придерживаются и авторы Российской военной энциклопедии, датирующие Англо-аргентинский военный конфликт маем – июнем 1982 года. Бесспорно то, что начало суток 1 мая ознаменовало переход Англо-аргентинского вооруженного конфликта в новую, активную фазу.
Первыми нанесли удар по позициям аргентинского военного гарнизона на Мальвинах британские авиаторы, отбомбившиеся по летному полю островного аэропорта. В 04:37 (по аргентинскому времени) ночную тишину разорвал грохот взрывов. Бомбардировщик Авро «Вулкан» Королевских ВВС (№ XM607, командир — капитан авиации Мартин Уизерс) стартовавший накануне вечером с аэродрома Уайдэвейк на острове Вознесения, сбросил двадцать одну 1000-фунтовую (454 кг) фугасную авиабомбу с высоты три тысячи метров. Одна из них попала точно во взлетно-посадочную полосу, образовав в асфальтовом покрытии глубокий кратер диаметром двадцать метров, остальные легли ровной цепочкой воронок за ее пределами. От осколков погибли трое аргентинских солдат и еще несколько человек получили ранения.
В Порт-Стэнли перепуганные «келперы» выскакивали из своих домов, пытаясь спросонья понять, что происходит и куда бежать. «Сегодня в 4.37 утра нас буквально выбросило из наших кроватей страшнейшими взрывами. Дом словно оторвался от фундамента... К тому времени, как мы спустились с лестницы, со всех концов города открылся мощный шквал зенитного и пулеметного огня», — записал в своем дневнике один из жителей столицы Фолклендов. В районе самого аэропорта воцарилась ужасная суматоха. Прилежащие к нему расположения аргентинских 25-го пехотного полка и 601-го зенитно-артиллерийского дивизиона заполнились запахом гари, топотом армейских ботинок и гвалтом голосов, выкрикивавших приказания и сыпавших проклятья в адрес англичан. «Я сидел в своем кресле в диспетчерской вышке [1], — вспоминает майор Альберто Янарьежо, — глубоко задумавшись, когда взрыв первых бомб внезапно вернул меня к реальности, и я оказался перед красным облаком, которое неслось к башне, разбивая оконные стекла и сотрясая здание. Когда я пришел в себя, то был под креслом и услышал стоны капитана Довичи. Он упал с лестницы и сильно травмировал себе спину. Я спустился вниз и поспешил выбраться наружу, с винтовкой и шлемом, и лицезрел хаотичную ситуацию — люди бегают туда-сюда, раненые стонут, в небе красные вспышки разрывов снарядов наших зенитных орудий, бело-оранжевые ракеты». Но в целом нанесенный урон не был критическим.
Нельзя сказать, что аргентинская ПВО совсем проспала этот авиаудар. Гарнизон Мальвин с 29 апреля находился в высокой боевой готовности, а противовоздушная оборона на боевом дежурстве. Вечером 30-го числа поступило оповещение, что по данным разведки на следующее утро следует ожидать нападения противника. Радар 601-го зенитно-артиллерийского дивизиона AN/TPS-44 около половины пятого утра обнаружил низколетящую цель, приближающуюся с северо-востока, на предельной дальности прямой радиолокационной видимости. Затем эхо-сигнал на экране ИКО РЛС раздвоился. Расчеты зенитных орудий и пусковых установок были подняты по тревоге, а из боевого информационного центра подтвердили, что своих самолетов в этом районе нет. Однако возглавлявший БИЦ подполковник авиации О.Л. Аранда Дураньона медлил с отдачей приказа на открытие огня. Зенитчики 601-го дивизиона его так и не дождались и стрелять могли, только если воздушная цель проявит очевидную враждебность.
Между тем количество отметок на дисплее увеличилось до шести. Британцы применяли средства РЭБ — ставили имитирующие помехи, затем перешли к глушению рабочих частот аргентинских радаров. «Вулкан» в дополнение к штатному БРЭО нес на подкрыльевом пилоне контейнерную станцию РЭБ AN/ALQ-101(V)-10. Вопрос, в какой мере она смогла подавить работу аргентинских радиолокационных систем управления огнем, является дискуссионным [2], но, так или иначе, при заходе на цель по бомбардировщику никто не стрелял. А затем с ночного неба начали сыпаться бомбы. Только после этого зенитная артиллерия аргентинцев открыла огонь, настолько же яростный, насколько и бесполезный. Не была своевременно объявлена и общая воздушная тревога. Зато потом уже никто не зевал. Разбуженный взрывами командующий военным гарнизоном Мальвин бригадный генерал М.Б. Менендес приказал войскам приготовиться к отражению британского десанта.
Британского вторжения на побережье архипелага тогда так и не случилось. Это был блеф адмирала Вудворда, чтобы втянуть аргентинский флот в морское сражение, тоже в итоге несостоявшееся. А вот аэропорту Стэнли и расположению аргентинских войск около него сильно досталось. Около 08:25 он подвергся групповому авиаудару истребителей-бомбардировщиков «Си Харриер» с авианосца «Гермес», а во второй половине дня был обстрелян с моря отрядом боевых кораблей в составе эсминца УРО «Глэморган», фрегатов УРО «Алэкрити» и «Эрроу». Тем не менее военно-воздушные силы Великобритании были первыми, кто в эти горячие сутки продемонстрировал серьезность британских намерений по обратному отъему занятых аргентинскими войсками островов.
Королевские ВВС являлись самым молодым из видов вооруженных сил Соединенного Королевства и самым напористым в дележе военного бюджета. Именно с подачи авиаторов, утверждавших, что самолеты берегового базирования могут более эффективно решать задачи, прежде возлагавшиеся на авианосные группы, в Великобритании в 1960-х годах было отклонено строительство 50 000-тонного многоцелевого авианосца. Таковые взгляды нашли отражение в «Оборонной Белой книге» 1966 года. Теперь пришло время отвечать за свои слова. Ближайшая авиабаза находилась немыслимо далеко от театра военных действий, и лучшее, на что могли рассчитывать апологеты воздушной войны — это участие эскадрильи «Харриеров» в боевых действиях в составе авиагруппы одного из авианосцев под командованием флотских начальников. Однако британские высшие военно-воздушные офицеры изменили бы себе, если бы признали свою неправоту и смирились с тем неловким положением, в котором оказались. В кабинетах Главного штаба ВВС родился план бомбардировочных вылетов к Фолклендам с острова Вознесения, получивший кодовое наименование «Блэк Бак» [3], расстояние до цели — 6260 км, с множеством дозаправок в воздухе. Военная целесообразность задуманного мероприятия вызывала сомнения даже в среде самих военно-воздушных сил, а на флоте отношение к нему состояло в диапазоне от сдержанно-скептического до нескрываемо раздраженного, но КВВС не могли себе позволить оставаться в стороне от разворачивающихся в Южной Атлантике грандиозных событий.
Самолет, задействованный для нанесения авиаударов, — бомбардировщик Авро «Вулкан» — являлся настолько же инновационным во времена его создания, насколько и устаревшим к наступлению рассматриваемых событий. При его разработке, начатой в 1947 году, использовались трофейные германские материалы по аэродинамике больших скоростей, которые в значительной мере сформировали футуристический облик новой машины. «Вулкан» считался первым в мире серийным реактивным самолетом, выполненным по схеме «летающее крыло»[4]. В основу концепции применения было положено сочетание высокой дозвуковой скорости и потолка с незаурядной маневренностью на больших высотах. Поэтому оборонительное пулеметно-пушечное вооружение сочли излишним. Вся бомбовая нагрузка в целях снижения аэродинамического сопротивления размещалась в бомбоотсеке внутри фюзеляжа, узлы внешней подвески первоначально отсутствовали.
Стратегический бомбардировщик Авро «Вулкан» был принят на вооружение в 1956 году, всего выпущено 134 серийные машины, 45 в варианте B.1 и 89 в варианте B.2; последняя (№ XM657) произведена в январе 1965 года. Вместе с самолетами Виккерс «Вэлиант» и Хэндли Пейдж «Виктор» они составили флот так называемых «V-бомберов», стратегических носителей ядерного оружия, но самолеты двух других типов были уже давно сняты с вооружения либо переоборудованы в заправщики. «Вулканы», которыми в лучшие годы было вооружено девять эскадрилий КВВС, в ударной роли прослужили дольше всех.
В модификации B.2 эти самолеты оснащались четырьмя ТРД Бристоль «Олимпус» 202, 203 или 301, которые обеспечивали максимальную скорость близкую к сверхзвуковой. Наибольшая крейсерская скорость бомбардировщика при полете на большой высоте достигала 950 км/ч, а боевой радиус действия без дозаправки — 3700 км. Оборудование для дозаправки в воздухе имелось, однако за невостребованностью на Европейском ТВД оно давно не использовалось. В бомбовом отсеке самолет мог нести одну ядерную бомбу WE 177 или двадцать одну обычную авиабомбу калибром 1000 фунтов. Бомбометание обеспечивалось прицельно-навигационным комплексом, включавшим обзорно-прицельную РЛС H2S Mk.9, доплеровский измеритель скорости и сноса «Декка 72», индикатор-вычислитель навигационных координат GPI и навигационно-бомбардировочный вычислитель NBC Mk.2. Имелся также оптический бомбоприцел Т.4. Кроме того, в состав радиоэлектронного оборудования входили навигационная система TACAN, автопилот, курсовая система HRS Mk.2, системы следования рельефу местности, посадки по приборам, опознавания «свой-чужой», KB и УКВ радиостанции, РЛС заднего обзора ARI 5952, СПО Маркони ARI 18228, станция РТР и передатчики РЭП. Здесь, надо отдать должное, британцы не поскупились на авионику, но она уже много лет не обновлялась. Особенно «реликтовой» являлась БРЛС H2S, первая версия которой была разработана еще в 1942 году и дебютировала в ходе воздушного налета британской бомбардировочной авиации на Гамбург в ночь на 31 января 1943 года. Имелись также бортовые аэрофотокамеры и приспособление для сброса ДРО и ИК-ловушек. Экипаж самолета состоял из пяти человек: двух пилотов, штурмана, штурмана-оператора РЛС (он же штурман-бомбардир) и оператора БРЭО.
Хотя по данным авторитетного ежегодника «The Military Balance 1981–1982» на тот момент за Великобританией все еще числилось 54 самолета этого типа (бомбардировщиков B.2 и морских разведчиков B.2(MRR)), «Вулканы», несмотря на внушительное бортовое оборудование и значительный запас невыработанного летного ресурса, считались отжившими свое. И дело было не столько и не только в том, что гиганты с треугольным крылом воспринимались как нечто архаичное с сомнительными шансами по преодолению ПВО Варшавского блока, их моральном устаревании или физическом износе, сколько в стремлении министерства обороны к сокращению расходов на содержание военно-воздушных сил на фоне начатого перевооружения новейшими истребителями-бомбардировщиками «Торнадо». Из шести летавших к этому моменту на «Вулканах» бомбардировочных эскадрилий 617-я была расформирована 31.12.1981, 35-я и 9-я — 01.03.1982 и 29.04.1982, три остальные, базировавшиеся на авиабазе Уоддингтон — 44-ю, 50-ю и 101-ю — планировалось расформировать не позднее 1 июля 1982 года. Фолклендские события задержали процесс снятия с вооружения, но не слишком надолго.
Двумя другими задействованными типами самолетов были воздушный танкер Хэндли Пейдж «Виктор» K.2 и базовый патрульный самолет Хоукер Сиддли «Нимрод» MR.2. Развернутая на аэродроме Уайдэвейк на острове Вознесения к концу апреля 1982 года группировка самолетов-заправщиков «Виктор» K.2 под командованием подполковника Алана Боумэна включала 14 машин из 23 списочно имевшихся у Великобритании на тот момент. Они относились к 55-й и 57-й эскадрильям КВВС. «Нимродов» к этому моменту на Уайдэвейке базировалось две единицы. Командовал ими подполковник Дэвид Эммерсон, а основной задачей было ведение морской разведки вокруг острова Вознесения. Их роль в рейдах «Блэк Бак» заключалась в том, чтобы встретить возвращавшийся от Фолклендов бомбардировщик и вывести его на воздушный танкер для финальной дозаправки.
«Вулканы» прежде не принимали участия ни в каких военных действиях, так что рейды «Блэк Бак» оказались одновременно боевым дебютом и «лебединой песней» этого неординарного реактивного бомбардировщика. Руководство подготовкой операции было поручено начальнику ВВБ Уоддингтон полковнику Джону Лейкоку, практически же этим занимался командир 44-й эскадрильи подполковник Саймон Болдуин. Было отобрано пять машин, отдавая предпочтение оснащенным наиболее мощным двигателем Бристоль «Олимпус» 301: № XM607, XM612 — из 44-й, XM598 — из 50-й, XL391 и XM597 — из 101-й эскадрильи. Этот отряд получил неофициальное обозначение «звено 1195», командовать им поставлен майор Аластер Монтгомери. Из числа отобранных на острове Вознесения в разное время побывали и участвовали в деле только четыре самолета (XM597, 598, 607, 612), XL391 так и остался на скамейке запасных, а непосредственно наносить удары по противнику довелось лишь двум (XM607 — авиабомбами и XM597 — ПРР «Шрайк»). Столь малое количество участвовавших машин обуславливалось не состоянием самолетного парка, хотя с этим тоже имелись определенные проблемы, а тем, что в каждом воздушном рейде мог быть задействован только один бомбардировщик. Второй поднимался в воздух для подстраховки в качестве резервной машины. Это определялось двумя лимитирующими факторами. Во-первых, потребностью в самолетах-заправщиках: вылет к Фолклендам даже одного-единственного «Вулкана» требовал привлечения больше чем половины имевшегося флота воздушных танкеров. Во-вторых, ограниченной пропускной способностью аэродрома Уайдэвейк.
Для того чтобы оправдать настолько масштабное мероприятие, требовался особо значимый объект атаки, и он легко нашелся — аэропорт Стэнли, который, помимо того что являлся стратегически важной целью, обладал еще одним привлекательным качеством — находился достаточно далеко от города, чтобы исключить даже случайное попадание туда сброшенных «Вулканом» авиабомб. Не вызывало также сомнений, что наносить авиаудар следует ночью, но вот относительно того, с какой высоты сбрасывать бомбы, существовали разные мнения. Со стороны высших штабных инстанций высказывались пожелания, чтобы, следуя духу общей доктрины применения ударной авиации, бомбили с трехсот метров. В Уоддингтоне считали, что сброс бомб должен осуществляться со средних высот, во-первых, чтобы придать бомбе кинетическую энергию, необходимую для действенного разрушения взлетно-посадочной полосы; во-вторых, чтобы обезопасить самолет от зенитного огня противника. Эффективные высоты поражения у аргентинских средств ПВО оценивались следующим образом: ЗРК «Роланд» — 3900 м, ЗРК «Тайгеркэт» — 2600 м, 35-мм ЗАУ «Эрликон» — 2000–3000 м (в зависимости от траектории стрельбы). При этом британская разведка не располагала точными сведениями, имеется ли у аргентинцев на островах ЗРК «Роланд». Сошлись на том, что бомбовый удар должен наноситься с высоты 8000 футов (2440 м), но затем скорректировали высоту сброса бомб, увеличив ее до 10 000 футов (3050 м).
Значительные надежды в преодолении ПВО противника также возлагались на средства РЭБ, которые сразу стали предметом пристального внимания полковника Лейкока и подполковника Болдуина. Не слишком доверяя устарелой бортовой аппаратуре РЭП, решили использовать американскую контейнерную станцию активных помех AN/ALQ-101(V)-10, подвешиваемую на подкрыльевом пилоне. Британцы кратко именовали ее Dash 10. Это оборудование было позаимствовано у авиакрыла бомбардировщиков «Буканир» с авиабазы Хонингтон вместе с техником по его обслуживанию капралом Питером Уэббом.
Бомбоотсек «Вулкана» вмещал двадцать одну 1000-фунтовую авиабомбу на трех семипозиционных держателях. Поэкспериментировав с настройками системы бомбометания, остановились на сбросе бомб последовательно с интервалами в 0,24 секунды. На землю они ложились цепочкой протяженностью около девятисот метров. Бомбометание должно было производиться с северо-восточного направления под углом 30–35 градусов к взлетно-посадочной полосе, простиравшейся с востока на запад. Под углом, потому что расстояние между точками падения двух соседних бомб примерно равно ширине ВПП, и если бомбить таким образом, то возникала возможность попасть на нее сразу двумя бомбами. Правда, первоначально планировалось брать только семь авиабомб, а остальную полезную нагрузку отдать под топливо, однако испытания, проведенные на полигоне на острове Гарви в Северной Шотландии, продемонстрировали, что для надежного поражения цели этого недостаточно, тогда как при полной загрузке бомбоотсека вероятность образования одной воронки на ВПП составляет 90%, а двух воронок — 75%. Но это, в свою очередь, увеличивало требуемое количество дозаправок в воздухе. Сами же 1000-фунтовые бомбы, необходимые для тренировок экипажей и дальнейшего боевого использования, пришлось собирать по всей стране. На бомбоскладе авиабазы Уоддингтон их нашлось сорок одна, всего же набралось 167 штук, некоторые с клеймами 1950-х годов. Основные запасы авиабомб, очевидно, оставались неприкосновенными на складах в Германии. И естественно, речь идет о стандартных толстостенных фугасных авиабомбах, ибо специальных бетонобойных на вооружении британских военно-воздушных сил в то время еще не стояло.
Подготовка отобранных для участия в операции самолетов потребовала от занятых в ней лиц большой самоотдачи и смекалки. Поскольку в составе вооруженных сил НАТО бомбардировщики «Вулкан» предназначались к использованию в качестве носителей тактического ядерного оружия для нанесения ударов по целям в западной части СССР, на протяжении многих лет эскадрильи этих самолетов не практиковали ни дозаправку в воздухе, ни использование конвенциональных (неядерных) бомб. Как вспоминал майор в отставке Дэвид Касл, летавший на «Вулканах» штурманом-бомбардиром, единственным оружием, которое их пилоты «обучались доставлять на малой высоте к целям на восток до Урала была тактическая ядерная бомба WE 177». Поэтому бомбодержатели для 1000-фунтовых бомб и требовавшие замены обратные клапаны заправочных штанг пришлось разыскивать в самых темных и пыльных углах складов авиабаз, куда не заглядывали годами. Также обнаружилось, что топливозаправочные приспособления бомбардировщика и воздушных танкеров не полностью совместимы, из-за чего при отработке дозаправок в воздухе возникали утечки топлива. Проблему устранили посредством модификации обратных клапанов заправочных штанг. Внешние узлы подвески, хотя конструктивно предусматривались, по факту на «Вулканах» отсутствовали. Пилоны для подвески контейнера Dash 10 были в кратчайшие сроки разработаны местным гением военно-инженерной мысли майором Крисом Паем и изготовлены в мастерских ВВБ Уоддингтон. Причем за неимением необходимой документации схему подвески и расположение точек крепления пилона к консоли крыла выясняли «методом тыка», экспериментируя с помощью электродрели с крылом «Вулкана» № XL391, очень кстати оказавшимся в техническом ангаре для проведения регламентных работ. Впоследствии эти пилоны доработали для подвески противорадиолокационных ракет «Мартель» и «Шрайк». Также понадобилось в срочном порядке установить на самолеты новую ИНС Делко «Карусель» Mk.4A, без которой дальний полет над океаном без поддержки наземных радиосистем представлялся немыслимым. Ее же, кстати сказать, получила и часть задействованных в операции самолетов-заправщиков «Виктор». Раздобыли это оборудование, свинтив его с купленных в 1981 году у авиакомпании «Бритиш Эйрвейз» списанных пассажирских лайнеров VC-10. Нижние поверхности фюзеляжа и крыла бомбардировщиков в расчете на ночной боевой вылет были перекрашены в темно-серый цвет, чтобы «замаскировать их на фоне мрачного неба Южной Атлантики».
Не приходилось скучать в ожидании отправки на остров Вознесения и летным экипажам. Их выбирали из числа наиболее отличившихся в ходе учений «Ред Флэг»: экипажи майора Аластера Монтгомери из 44-й эскадрильи, майоров Джона Рива и Нила Макдугалла из 50-й, капитанов Мартина Уизерса из 101-й и Брайана Гарднера из расформируемой 9-й эскадрильи. Ответственная и во многом нестандартная задача требовала все отрабатывать самым тщательным образом. 13 апреля собравшиеся под началом подполковника Болдуина летчики приступили к тренировкам. Прежде всего пришлось освежить навыки применения авиабомб. По ходу обнаружилось, что штурманы-бомбардиры, которые в боевой учебе вместо настоящих боеприпасов практиковались с использованием фотокамер, не умеют делать поправку на ветер, он сносил сбрасываемые на полигоне на острове Гарви бомбы, и те падали в море. Также практически все пилоты, за редким исключением, разучились совершать дозаправки в воздухе и теперь совместными усилиями с заправщиками с авиабазы Мархэм пытались восполнить этот пробел. Не удовлетворившись этим, в состав экипажа решили добавить инструктора по дозаправке, которому каждый раз перед воздушной стыковкой с танкером надлежало занимать место второго пилота и управлять процессом.
Замыслы авиаторов ожидаемо встретили сопротивление со стороны флота, особенно когда было заявлено, что КВВС наносят удар первыми, и таким образом запланированные на утро 1 мая наступательные действия палубной авиации утрачивали фактор внезапности, а также стало ясно, как много авиакеросина потребуется сжечь для совершения рекордного бомбардировочного вылета. Но в конечном итоге в штабе 317-го оперативного соединения согласились с предлагаемым военно-воздушными силами планом по соображениям, что это должно снизить и без того высокую боевую нагрузку на авиагруппы авианосцев.
Отдельным предметом разногласий стала возлагаемая на палубную авиацию задача осуществить фоторазведку результатов воздушного удара «Вулкана». Пролет над аэродромом Стэнли в дневное время считался сопряженным с риском поражения аргентинскими зенитными огневыми средствами. Командующий авианосной ударной группой контр-адмирал Дж.Ф. Вудворд был категоричен: «если фоторазведка столь необходима для операции “Блэк Бак”, то его рекомендация заключается в том, чтобы операцию “Блэк Бак” отменить». Однако решение было уже принято на самом высоком уровне, а позиция военно-политического руководства оставалась непререкаемой: результаты атаки должны быть четко зафиксированы, чтобы исключить любые возможные кривотолки и спекуляции о «неизбирательной бомбардировке».
Существовали препятствия и чисто политического характера. Во-первых, на заседании военного кабинета сразу встал вопрос, не пострадает ли мирное население Порт-Стэнли. Начальник ГШ ВВС главный маршал авиации Майкл Битэм заверил, что никакой опасности нет. Во-вторых, возникли сомнения относительно возможной позиции Соединенных Штатов в отношении использования их аэродрома Уайдэвейк для нанесения ударов по вооруженным силам Аргентины. Потребовались консультации с Вашингтоном, пока там не подтвердили, что возражений не будет.
А еще секретные сведения просочились в прессу, и подготовка «Блэк Бака» сопровождалась газетной шумихой с призывами сбросить бомбы на Буэнос-Айрес и не менее воинственными речами «заднескамеечников» от консервативной партии в парламенте. Программная статья их предводителя Уинстона Спенсера-Черчилля, внука неистового сэра Уинстона, под названием «Почему мы должны бомбить Аргентину» вышла 23 апреля в газете The Sun.
План операции был окончательно утвержден 26 апреля. Никогда ни до, ни после кабинет начальника авиабазы Уоддингтон не вмещал такого количества генералов: начальник ГШ ВВС главный маршал авиации Битэм, глава Ударного командования КВВС маршал авиации Кейт Уильямсон, командир 1-й авиационной группы вице-маршал авиации Майкл Найт и командующий ВВС в операции «Корпорейт» маршал авиации Джон Кёртис. Разрешение на проведение операции было выдано военным кабинетом на следующий день, 27 апреля.
В этот же день на остров Вознесения на военном авиалайнере VC-10 отправились майор Монтгомери со своим экипажем и группа инженерно-технического состава во главе с зампотехом 101-й аэ майором Мелвином Джеймсом [5]. Оставшаяся часть наземного персонала вместе со снаряжением и оборудованием были доставлены на следующий день двумя военно-транспортными самолетами «Геркулес».
Старшим военно-воздушным начальником на острове Вознесения был полковник Джереми Прайс. А для того чтобы лично курировать «Блэк Бак», сюда из Нортвуда прибыл заместитель командующего ВВС в операции «Корпорейт» вице-маршал авиации Джордж Чесворт. Таков круг должностных лиц, руководивших операцией на месте.
Два «Вулкана», ХМ607 майора Рива и ХМ598 капитана Уизерса, перелетели на Уайдэвейк 29 апреля. Оба с полным комплектом авиабомб для предстоящего рейда в бомбоотсеках. Их перегон обеспечивался тремя самолетами-заправщиками «Виктор». Еще один «Вулкан», номер XM597, поднимался в воздух в качестве резервной машины.
Боевая работа началась вечером 30 апреля. Перед этим оба экипажа «Вулканов», тринадцать экипажей «Викторов» (в т. ч. двух запасных машин, которые должны были остаться на земле) и «Нимрода» собрались в штабной палатке для предполетного инструктажа. Тринадцать самолетов — два бомбардировщика и одиннадцать заправщиков — поднимаются в воздух незадолго до полуночи с 45-секундными интервалами. Они подразделяются на три секции: «синие» (Blue), «красные» (Red) и «белые» (White). Каждая секция идет на своем эшелоне: «синие» — на 32 000 футов, «белые» — на 34 000 футов, «красные» — на 36 000 футов (9 750–11 000 м). Бомбардировщики, основной (позывной «Блю 2») и резервный («Блю 4»), начинают полет в составе «синей» секции. Один из «Вулканов» и два «Виктора» из ее состава, составлявшие резерв в воздухе на случай технических отказов, первыми возвращаются на аэродром. Остальные следуют плану дозаправок. «Викторы» дозаправляют «Вулкан» и друг друга.

Было запланировано пять дозаправок в воздухе на маршруте к цели и одна на обратном пути. На первом этапе бомбардировщик дважды, с получасовым интервалом принимает топливо от танкера «Блю 1», а четыре «Виктора» «красной» и «белой» секций дозаправляются от четырех других заправщиков, после чего те вместе с резервными машинами (все «Викторы» с нечетными порядковыми номерами позывных) уходят на аэродром. Дозаправки каждая из секций осуществляет на высоте на 6000 футов ниже установленного ей эшелона. На втором этапе танкеры по цепочке передают горючее друг другу, а «Ред 4» дозаправляет «Вулкан», два «Виктора» «красной» секции покидают группу. С «Вулканом» следуют два «Виктора» «белой» секции, «Уайт 2» заправляет его на третьем этапе, а «Уайт 4» — на заключительном четвертом этапе полета к цели. И все это, как хотелось надеяться, при соблюдении радиомолчания. Остаток маршрута до Фолклендов бомбардировщик преодолевает в одиночку.
Пять воздушных танкеров, освободившихся на ранней стадии операции, и морской разведчик «Нимрод» (командир — подполковник Д. Эммерсон) в пять часов утра вылетают, чтобы обеспечить возвращение бомбардировщика. Один заправщик резервный, остальные попарно производят дозаправку, два передавших топливо и резервный борт уходят на базу, оставшиеся два встречают «Вулкан», один дозаправляет, другой — для подстраховки на случай отказа топливного оборудования у основного заправщика. На «Нимрод» возлагается задача заблаговременно обнаружить «Вулкан» и управлять его сближением с воздушными танкерами. Встреча происходит на широте Рио-де-Жанейро, примерно в девятистах километрах от бразильской экс-столицы, чтобы в крайних обстоятельствах бомбардировщик мог пойти на вынужденную посадку в Бразилии. Это мероприятие еще со времен морских разведывательных вылетов «Викторов» к о. Южная Георгия в интересах операции «Паракет» получило название «Рандеву Рио». Сверх того, уже по ходу операции, когда выяснилось, что расход топлива на «Викторах» оказался выше расчетного, полковником Прайсом была сформирована резервная группа заправщиков, обозначавшаяся аббревиатурой TAT [6]. Она предназначалась для встречи и дозаправки бортов, у которых не будет хватать горючего на обратный путь.
В половине одиннадцатого вечера по британскому времени все пришло в движение. Как описывает Мелвин Джеймс, возглавивший группу инженерно-технического обеспечения рейдов «Вулканов»: «В 22:30 все двигатели были запущены,
Что умеет Avatr 06: подробный обзор без воды
Узурпатор и Король
Субботние фото
Блогеры без диплома
ПЬЕТРО ДИ КОЗИМО. СИМОНЕТТА ВЕСПУЧЧИ (?)
Колыма
Закулисье. Мариинский театр. Историческое здание.
Решил поискать на Ютубчике ролик с прохождением горы
Украинчики чет приуныли...

