"Онегин" (С.Андреасян, 2024)
leviossa — 16.03.2024 Про сюжет не буду. Его все знают почти наизусть, причем с детства - так что сразу про фильм.На удивление, в целом все неплохо. Нескучно, поэтично, все красивые и трогательные, забавные цитаты из оперы Петра Ильича, и чай с вареньем снимают так, что я к концу фильма почти полюбила варенье.
А еще мне подарили любимую фишечку "в разных версиях одного фильма играет один и тот же актер". Светлана Немоляева в фильме-опере 1958 г. "Евгений Онегин" играла Ольгу, а здесь стала няней Татьяны.
Может, как-нибудь такую подборку выложу.
Попридираться тоже есть к чему, дело нехитрое.
По мелочам не буду, сразу выбираю самую большую претензию и предъявляю ее финалу. Сцена объяснения Татьяны и Онегина скомканная и невнятная, а сразу после этого фильм бац - и кончился. В итоге кульминации нет, катарсиса тоже нет, и вместо того, чтобы уползти домой в слезах по колено, пялишься на финальные титры и пытаешься переснять последние минуты фильма внутри своей головы.
Читаю зрительские отзывы об "Онегине" и согласна абсолютно со всеми - и с теми, кто хвалит, и с теми, кто наоборот. Потому что и то и другое есть за что.
Если кто не видел трейлер, то вот:
А теперь сочинение на тему "Почему я пошла не на "Дюну-2", как все нормальные люди, а на этот фильм".
(На "Дюну" я тоже потом пойду, если что).
Я отношу сюжет "Онегина" к особому жанру, который называю для себя "Ромео и Джульетта". Чтоб вам было понятнее, сейчас замахнусь на первоисточник, на Вильяма нашего Шекспира.
Нет, оно конечно. Когда Монтекки и Капулетти враждуют, какой может быть хэппи-энд для двух влюбленных детей? Никакой, только и остается, что обоим умереть. Но Шекспир как будто бы вводит эти клановые разборки только для отвода глаз, как фокусник, а на самом деле имеет в виду что-то еще.
Если в сюжете обратить внимание на синхронизацию времени, что получается?
Джульетта понарошку умерла, а Ромео не успевает получить предупреждение про это "понарошку".
Ромео у гроба Джульетты не успевает застать момент ее "воскрешения", потому что прибыл слишком рано, а Джульетта не успевает застать его в живых, потому что очнулась слишком поздно.
То есть этих двоих разделяют не Монтекки-Капулетти. Их разделяет время.
В "Онегине" оно проявляется не так экспрессивно, но схема все та же. Она полюбила, но слишком рано. Потом он полюбил, но слишком поздно. Они вместе и не вместе одновременно.
Если вы примете такие признаки за точку отсчета, то найдете этих "Ромео и Джульетт" целые тонны как в литературе, так и в кино. От "Питера FM", где Маша и Максим весь фильм болтаются между этими "слишком рано/слишком поздно", до "Дома у озера", где двое живут в разном времени, но умудряются писать друг другу письма.
А "Влюбленный Шекспир" вообще кроссовер: сперва играет в "Ромео и Джульетту", а в конце в "Евгения Онегина". "Но я другому отдана", - говорит Гвинет Пэлтроу и уходит по песочку в другое кино.
Интересно, что Петр Ильич в опере "Евгений Онегин" намекает примерно на то же самое.
И когда Татьяна полюбила Онегина, и когда Онегин полюбил Татьяну, они оба поют одну и ту же мелодию с почти одинаковыми словами. Это как будто один и тот же дуэт, где мужская и женская партия звучат не одновременно, а почему-то с разницей в несколько лет.
Ну конечно, при таком раскладе я бежала не на "Дюну", а на "Онегина" Андреасяна. Мне было интересно, проявятся ли в его фильме эти Ромео и Джульетта хоть как-нибудь. И если да, то как именно.
Ну что ж, не зря бежала. Это было красиво, почти как у Чайковского.
Татьяна пишет письмо Онегину, Онегин пишет письмо Татьяне, и между этими письмами расстояние в несколько лет. Но обе сцены сняты так, как будто Татьяна и Онегин пишут письма одновременно и находятся рядом друг с другом.
Каждый из них сидит перед зеркалом и представляет себе другого с рукой у себя на плече.
(Исходники пока взять негде, кроме как из трейлера).
Татьяна:
Онегин:
Давненько я не пересматривала "Онегина" с Файнсом и Лив Тайлер.
Интересно, как там у них насчет Шекспира.
|
</> |