Она утонула

топ 100 блогов novayagazeta28.04.2018 В Театре Наций — «Му-Му» Дмитрия Крымова.

Да, именно так: все по Тургеневу, но собака — через дефис. И какие тут персонажи без речей: борзые, легаши, пойнтеры, Угадай, Закусай, Фиделька, Валетка. Вся псарня классической русской прозы! На сцену бесконечно выносят плюшевых и муляжных собак — словно спонсорами постановки были «хорошая детская» XIX века и краеведческий музей. Ан нет, не только они: вот с лаем бегут из-за кулис живые лагерные овчарки. Где все эти породы скачут на одной сворке? Да в нашей культурной памяти. Где ж еще?

И Тургенев здешний точно вышел из барака. Глянуть на звезды. Вряд ли они горят над усадьбой, скорее, над вечной мерзлотой. Алексей Вертков, замечательный актер «СТИ» Сергея Женовача, играет у Крымова впервые. Худое растерянное лицо. Жесткие желваки у рта. Черная телогреечка вместо сюртука (правда, полы ватника расписаны ромашкой и зверобоем).

Барственность с Ивана Сергеевича, гражданина прекрасной Франции, содрана. Суть осталась.

Такой особый нашенский Тургенев: неистребимый, непотопляемый. Уже загнанный в рабочий ватник Андрея Платонова, в барачную телогрейку, в измызганный вагон «Москва–Петушки». Алексей Вертков, кстати, Веничку играл у Женовача — и словно приносит его с собой в «Му-Му». Добавляет к усадебной осанке виноватую ухмылку советского мизерабля: вот каким я стал-с… Такая выдалась инкарнация русскому художнику — с кабельными работами в Лобне.

Но эти долгие общие и кабельные работы XX века как раз и доказали: не­истребим! Жив.

«Му-Му» Крымова — о художнике, творящем мир. В самых неподходящих обстоятельствах. Пополам перервешь его, а наизнанку не вывернешь (как говаривали герои Лескова). Из головы Зевса родилась Афина — а из головы Тургенева–Платонова–Ерофеева… ну вот этого загнанного типа в ватнике… из его головы родилась Россия. Вот она, на сцене: плывут мятые облака из бесшовного тюля, дрожит алый шелковый костер — и голова белого коня выдвигается из тьмы Бежина луга.

За все это русского художника любят женщины. Разные. Тут их три — включая Муму.

К этому именно типу в ватнике рвется из Парижа, плеща темными шелками, Полина Виардо. Настоящая: в кринолине, с ангельским ликом и граненым хрусталем французской речи в гортани. С той оговоркой, что юная Елизавета Юрьева (это ее дебютная роль) красивее портретов Виардо. И оттого зритель «Му-Му» вновь думает о неистребимости, непотопляемости всего тутошнего.

Три четверти века практиковали эту… отрицательную селекцию. Бежина луга без братских могил не сыщешь. Еще четверть века рассказывали друг другу, что это необратимо. Надежды нет. И после всего видим на сцене (да и в метро!) юные лица — красивее и тоньше старых портретов.

Двух других красавиц преобразила суровая воля режиссера. Инна Сухорецкая замечательно играет Помрежа при Тургеневе: усталую и лохматую, очкастую и озабоченную подвижницу, вечную спутницу творца миров. Без нее не плыли бы облака из бесшовного тюля, не мерцал в отблесках костра белый конь — а театральная гроза обернулась бы коротким замыканием.

Но кто ж это ценит? Хотя именно на хлопотах Помрежа — и ей подобных — стоят мир и театр.



Она утонула
Фото: Георгий Безбородов

И Муму. Мария Смольникова, одна из ведущих актрис Крымова, играет ребенка. Девочку-собаку. Душу всего происходящего. Смешное создание с брекетами на зубах, занудным голоском любопытной школьницы, туго затянутой косичкой — дрожащей, как собачий хвост.

Клоунесса, собака-собака, — это она заводит дружбу с угрюмым бессловесным Герой, рабочим сцены с исполинской деревянной кистью на шарнирах. Ластится к этой страшной руке.

Рука Геры и смахнет Машу–Муму в открытый люк сцены. Так просто. В секунду.

Два финала у спектакля. После гибели Муму мадам Виардо почти насильственно переоденет своего Тургенева из ватника в сюртук и уведет прочь отсюда. Два силуэта старинной красоты медленно уйдут в распахнутый прямоугольник света: за кулисы, куда подальше.

На заднике вспыхнет кадр: памятник в нормандском Онфлере, у моря, на месте встречи Тургенева с Мопассаном. Собачка с русалочьим хвостом и надписью «Всем жертвам любви».

…Но русскую классику можно продолжать и по-другому. Второй финал — документальный. Найден на YouTube. Военный хор в мундирах с аксельбантами и солистка-школьница величественно исполняют «Зачем Герасим утопил Муму?». Пафос, тяжеловесный юмор и полная чужеродность этого патриотического хора тургеневскому сюжету неописуемы.

Так и разбрелись персонажи крымовской юродивой притчи. Сюртуки и кринолины, художники и музы — за роковую черту, в нездешнее сияние. А хор с YouTube занял опустелую территорию.

Только Помреж, кажется, останется. Хранить огонь шелкового костра. Ждать назад Тургенева.

На ее хлопотах здешний мир еще как-то стоит и что-то о себе помнит. Но кто ж это ценит?!

Елена Дьякова
обозреватель


Она утонула
Фото: Георгий Безбородов



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
- Удалила в манду вайбер, теперь опять смогу стаграмить не боясь того, что нежданчиком получу сообщение с какой-нибудь хернёй в мой адрес. - Не скрываю, что у ...
Ура-патриоты часто возмущаются, когда мы, "русофобы", пишем что-нибудь о деградации нынешнего поколения. Мол, да на самом деле они вовсе не такие (согласен, на самом деле ещё хуже, достаточно послушать, каким матом они разговаривают даже возле университета, так извозчики не матерились). И ...
С постом где предложил представлять Россию как наследницу Орды многие не согласились, мол мы сами с усами, Гардарика и прочее понад усе. Говорят Александр Блок писал свое ...
Во как! Наступают выходные,а это значит- пора отдохнуть от домашних дел и учебы.Нас c Мишкой, наше сообщество mosblog пригласили  22 октября,то бишь завтра , в "Цирк чудес" на новое шоу "Сон в облаках". Нас ждут- Сильнейшие цирковые артисты - Потрясающие спецэффекты, ...
...