ОН УЛЕТЕЛ
cambria_1919 — 11.07.2021 Люди любят пугаться. Знают в этом толк.Почему бы и не пощекотать себе нервы?
К тому же Зло реально существует. И оно неискоренимо.
Но вот какое оно? Как выглядит?
Всегда просто сражает меня эта картинка:
Сам Дьявол тут перед нами.
Беседует о толковании Священного писания и прочем с вполне приличным человеком, св. Вольфгангом.
Редкие прохожие вяло наблюдают эту заурядную сцену.
Великий и ужасный прародитель Зла, оказывается, создание среднего роста.
Он худощавого, но вполне спортивного сложения, со своеобразно оформленным задним проходом.
Этот зад легко наблюдать, потому Дьявол одеждой пренебрегает – адский огонь греет его изнутри в прохладные дни.
А уж стыда и совести ему и вовсе не положено.
Физиономия у него деловая, взгляд внимательный, вдумчивый.
Страшно?
Да как-то не очень.
Но люди Сатаны очень боялись. Ведь именно он отнял у них бессмертие!
Великого Гоголя мать в детстве настолько запугала чертями (с педагогической целью, разумеется), что он страшился их всю жизнь.
Хотя, описывая это, нудный Мережковский и перебарщивал, как всякий человек без чувства юмора.
Любопытно, что внешне Гоголь представлял Чёрта именно таким, как на этой картине со св. Вольфгангом (работа художника из Тироля Михаэля Пахера, 1480-е).
«Ночь перед Рождеством» открывается очень похожим - и очень подробным - портретом чёрта:
«Спереди совершенный немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком».
Так ведь и есть!
И фигура тоже точно такая же: «… ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их на первом казачке».
Ничего мистически кошмарного и грандиозного:
«… только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а чёрт».
Любопытно, что именно такой чёрт - не поражающий жутким видом и вполне человеческих размеров - фигурировал на средневековых европейских картинах и на книжных миниатюрах.
Вот чёрт в симпатичных трусиках и с бесшабашной улыбкой.
Он из Библии Дьявола, хранящейся в Праге:
Здесь, как я понимаю, стройный и хрупкий чёрт безуспешно искушает Христа.
У него вместо копыт куриные лапы (вот не зря же избушка Бабы Яги на курьих ножках!):
Здесь снова идут богословские прения.
Такой крупный и невозмутимый монах явно переспорит щуплого скромного чёрта с носом картошкой:
А тут по-настоящему душераздирающая сцена.
Наконец-то!
Черти коварно похищают младенцев прямо из колыбелей, пока женщины заняты разговорами и хозяйственными делами.
"Не болтай!"
Ведь черти не дремлют:
Вот сцена в аду, где работают черти более крепкого телосложения.
Труд тут физический, а не диспуты на религиозные темы.
Нужна мощь и увесистость.
У этих молодцов тоже носы картошкой:
Картины ада, надо признаться, умели изображать пугающие.
Не так чёрт страшен, как его малюют (и в самом деле не особо страшен; оказывается, верна поговорка!)
Ужасны вечные муки несчастных грешных душ:
В стройной и справедливой картине мира в лазурных небесах на радуге восседает Спаситель.
Рядом ангелы и праведники.
Диавол на курьих ножках в самом низу, но тоже не унывает.
Он позирует в танцевальной позе.
Его сопровождают двое довольно комичных и неунывающих приспешников:
В православной иконографии Сатана часто - приличия ради - облачён в просторные одежды.
Они скрывают хвост, морду вместо живота и прочие причуды.
Но копыта таки видны:
В эпоху романтизма Сатана – падший ангел – из чудища делается могучим трагическим героем.
И, к сожалению, теряет так разнообразившие его облик занятные детали.
Вроде птичьих лап или задницы с глазами.
Теперь это атлетически развитый красавец-мужчина с правильными чертами нехорошего лица.
Он ужасен, но не потому, что с хвостом (Сатана Уильяма Блейка):
Из всех животных довесков, какими снабжали его в старину, Сатана Нового времени сохранил разве что крошечные рожки, совершенно незаметные в густых кудрях.
Да крылья.
Крылья – даже крылья нетопыря – выглядят очень красиво.
Потому их теперь изображают огромными и мощными.
Не то что жалкие крылышки средневековых чертей!
Гюстав Доре, иллюстрация к поэме Мильтона «Потерянный рай»:
Там вдали, в густой тени райского сада, видны счастливые, не ведающие греха Адам и Ева.
С таким же прекрасным телосложеним, как у Сатаны. Очевидно, Создатель, по убеждению Доре, работал по одному лекалу.
Сотворил Всевышний и драпировки для бёдер, которые пока доступны лишь ангелам.
Мятежный Сатана собирается сбить первых людей с пути истинного.
А вот этого прекрасного чёрта знают у нас все:
Не похож он ни на немца, ни на губернского стряпчего:
Страданий мрачная семья
В чертах недвижимых таилась;
По следу крыл его тащилась
Багровой молнии струя.
Этот печальный страдалец был, наверное, последним ярким воплощением прародителя Зла.
ХХ век уже не боялся чертей.
Ведь явились угрозы пострашнее рогов и копыт.
Адское пекло в недрах земли тоже больше не пугало.
Ведь оно не грозит тем, кто плохо себя ведёт.
А землетрясения и вулканы не разбирают правых и виноватых.
Что до всемогущего Сатаны /Демона - в своём последнем российском перерождении он был всего лишь неудачливым кавказским влюблённым (что совсем снизило его статус).
Зато художником Врубелем он должен бы быть доволен.
Вместо тощего типчика с хвостом – прекрасный грустный титан. Слеза на щеке.
Таким он и покинул мир:
И медленно взмахнув крылами,
В эфире неба потонул.
|
</> |