Ольга Андреева. Шизофрения косит ряды

топ 100 блогов ru-dark-triad13.07.2017 Замечательная рецензия! Она ценна не только ёмкой характеристикой объекта рецензирования, но и точной формулировкой отношения к психической болезни.

Не так давно был назван победитель премии «Национальный бестселлер»: награда досталась роману «F20» Анны Козловой. Название сразу отсылает к медицинской терминологии. В классификации психических болезней вынесенное в заглавие сочетание латинской буквы и цифры — довольно серьезная форма шизофрении: с голосами и галлюцинациями.

За прошедшие недели текст успели и похвалить — за «смелую метафору», и поругать — за избыток чернухи и очень плохой слог. Однако в суете торжеств книгу упорно преследует одно странное недоразумение. Дело в том, что она опасна. И об этом не говорит никто. Оставим в стороне художественную часть и не будем спорить о том, как вообще удостоен награды беспомощный текст, в котором пассаж «прекратив пить таблетки, Анютик уже вечером почувствовала улучшение» соседствует со словами о том, что «как только случалось что-то плохое и я ощущала в голове опасное бурление». То, о чем повествует «F20», куда хуже того, как он сделан.

Текст, торопливо, со множеством физиологических (а то и просто грязных) подробностей описывающий чудовищную жизнь двух девочек в изуродованном мире (конечно, за повествование о нормальной реальности премий не дают), рассказывает о том, что между тяжелым недугом и нормой вообще нет никакой разницы. Ход предсказуемый. Весь XX век жадно эксплуатирует тему психического расстройства. «Болезнь культуры» — так называют шизофрению психиатры. Ее механизм очень напоминает суть метафоры. Больной видит не подлинный мир, а параллельную реальность. Незаметно для самого себя искусство начало возводить безумие в культ. Судьба Мопассана, Ницше и прочих творцов, закончивших жизнь в смирительных рубашках, заставляет рассматривать болезнь чуть ли не как разновидность таланта. Бред больного превращается в смелый образ, смещения смыслов — в абсурдистский прием.

Козлова, беря за основу эту традицию, рассказывает о том, что реальная, настоящая, требующая лечения болезнь — дело житейское, модное, подростковое. Как прыщи. Мол, все люди разные, кто-то голоса слышит, что ж теперь, объявлять его «больным»?

Проблема состоит в том, что шизофрения — не метафора. Страдающий этим недугом погружен в ад герметичности, его сознание теряет связь с реальностью, начиная с болезненной скоростью порождать собственный мир, враждебный реальности подлинной. Тогда происходит страшное. Фантазии замкнутого на себе разума становятся его единственной реальностью. Человек не может выйти за грань бреда. Увы, сознание — наша единственная связь с миром. Если оно больно, мы никогда не узнаем, что там на самом деле.

Механизм метафоры совершенно иной. Он призван не исказить действительность, а разгадать тайну.
Толстой, сравнивая глаза Катюши Масловой с мокрой смородиной, отлично понимает, что делает: он создает связи, осмысляет мир. Шизофреник — затуманивает. Образы, порожденные болезнью, — рулетка: разум лихорадочно перекладывает куски разбитого мира, как стекляшки в калейдоскопе. Это необратимый диктат разрушения. А потому любой врач скажет со всей ответственностью: шизофрения требует лечения.

Прямо заявлять обратное — значит заставлять страдать обе стороны: и больных, и искусство. Шизофреники восхищают нестандартностью мышления и слишком долго остаются без медицинской помощи. А искусство оказывается отягощено мнимой многозначительностью.
И роман Анны Козловой пытается доказать, что подобная ситуация — нормальна. Премия легитимизирует эти притязания.

Но ведь именно культура всегда заставляла человека противопоставлять хаосу логику возвышенного и прекрасного, восстанавливая разрушенные связи, двигаясь вверх по лестнице эскалатора, который идет вниз. Катастрофа наступает, когда искусство перестает нуждаться в связях и принимает шизофреническую логику за единственно возможную. Тогда распад уже необратим.

В книге Козловой тоталитарная логика шизофрении перестает быть метафорой. Она утверждается как единственно возможная форма восприятия мира.

Роман, толком не прошедший через редактуру (катастрофическое количество небрежностей в тексте не выдерживает никакой критики), рассказывающий нам о том, что «шизофрения — это клево», написанный наспех и изданный сначала тиражом в 500 экземпляров, вдруг становится «национальным бестселлером». Странно не задать вопрос: «А почему?» Не потому ли, что западная литература эту же тему отработала десятилетия назад и теперь хочется продолжать ее на материале стран, которые еще не стали частью дивного нового мира всеобщей толерантности к болезни?

Отсюда: http://portal-kultura.ru/articles/obozrevatel/163683-shizofreniya-kosit-ryady/

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Авиационная промышленность, коллективы Компании Сухой и ее филиала - ОКБ Сухого, понесли тяжелую утрату. 15 мая 2015 г. на 73 году жизни после тяжелой болезни ушел выдающийся человек и авиастроитель – первый заместитель директора ОКБ Сухого – технический директор Барковский Александр Фе ...
Как ни крути, это дом. Когда-нибудь я обязательно вернусь, а может прямо сейчас тут останусь и не уеду домой. Я не понимаю, как Израилю удается всегда сохранять это ощущение свободы, легкости и ни к чему не обязывающего стеба над собой и окружающими. Не знаю как, но удается, несмотря на ...
Американский бомбардировщик North American B-45 Tornado (служил в ВВС США в период 1948-1959 гг.). Несколько фото, вероятно начала 1950-х годов: ...
Забавный и интересный сайт Фан свитчер, на котором можно послушать множественные звуки. по разным темам. При заходе на сайт сначала выбираете тему, которую вы хотите послушать Затем ...
На днях зафрендил журнал, женщина с Украины, в ЖЖ довольно уютно, вроде ни о чем, но душевно, приятно такое почитать иной раз, и тут она меня поразила, с ступоре до сих пор. Вот примерно содержание нашего с ней разговора: Она: А зачем вы меня зафрендили? У меня написано, что я ...