Дедушка мой по батюшке
nuretz — 09.05.2016 человеком был удивительным и вспомнила я о нём отнюдь не в контексте дня победы. Хотя он тоже был рад победе, тогда, в 45-м, где-то в Баварии, будучи де-юре рабом добропорядочной сельской бюргерской семьи, а де-факто – первым кандидатом в женихи старшей фройляйн. В 15 он попал в концлагерь, через полгода его отдали в семью фермера – дед был крепкий и водил грузовик. Работал как лошадь, немецкий выучил быстро, вот глава семейства и предложил ему стать зятем. А тут – Победа. И высочайшее распоряжение срочно возвращаться, покамест не записали в предатели и враги народа. Всю войну дед переписывался со своей семьей, успевшей осесть в тылу. Все хором писали только одно: "Оставайся там". Но не таков он был, дед. Вернулся, конечно. И вот тут начинается самое удивительное, друзья мои.Выучившись на машиниста тепловоза и немного обособившись, решил дед жениться. Однако рядом невесты не нашел и бабушка была доставлена из глухой башкирской деревни прямо на берег Черного моря. Логично? Логично. Портовое бабьё – негодящая партия. Девушка из деревни – лучший выбор. Прямо скажем, башкирская бабушка была не красавица и рядом с черноволосым голубоглазым дедом гляделась скромно. Но вся ваша логика сей же час будет погребена под гнетом фактов, ибо семейная их жизнь выглядела следующим образом: бабушка ни дня не работала. Сейчас вы скажете – ну она ж наверно вовсю вела хозяйство! А вот и нет, домашние обязанности делились пополам. Готовить она практически не умела (была самой младшей в многодетной семье), а когда в 45 лет у нее выявили диабет – вовсе перестала, поскольку строго блюла диету и ни разу не оскоромилась. Только гречка и помидоры. Шугар фри, солт фри. Я хорошо помню блины, котлеты и прочие полуфабрикаты из кулинарии, которые дед покупал и разогревал на сковородке. Ни словом бабушку не упрекая. Никогда. Сам он при этом работал машинистом до пенсии, после стал дежурным по станции, а каждую ночь бомбил на своем "москвичонке". Зарабатывал хорошо, всегда помогал детям. Встретить деда на улице всегда было большой удачей: в зависимости от его финансовых дел можно было огрести любви рублей на пять-десять. Иногда и на 25, но очень редко, конечно, это были несметные бабки.
Удивительно, но из двух сыновей ни один не принял модель родительской семейной жизни за эталон – они живут так, как мужчины в большинстве российских семей и вечно что-то делят. Что бы там ни говорили психолухи. И что бы там ни чесали на тему поколений мужчин, взрощенных в патриархате и стремящихся к доминированию – не для этого дед привез себе невесту из деревни. И кстати, бабуля ухаживала за собой, любила принарядиться и сгонять в санаторий, так что условная экономия на "роскоши" тут тоже исключена.
Иногда он вспоминал свою фройляйн. Когда учил меня, мелкую, говорить по-немецки. Но я сомневаюсь, что об этой части его биографии хоть что-то знала бабушка.
Он умер в 63. Два инфаркта с периодичностью в несколько лет, потом инсульт – и уже не выкарабкался. Надорвался, говорили тогда о нем. Бабкин мир рухнул, естественно. Она очень долго выбирала, к кому из сыновей отправиться доживать свой век – ад был неминуч в обоих случаях.
И вот в этой связи у меня есть вопрос: имея перед глазами вот такую модель семьи, как можно вырасти совсем другим? Я понимаю, когда модель плохая, негодная. А когда хорошая, годная модель – откуда берется другая?
|
</> |