Олег Покровский. Воспоминания о П.Н. Филонове, часть 9

топ 100 блогов liubov_zla11.09.2023

Люди-марионетки, с ног до головы украшенные атрибутами своей социальной роль. Знатоки власти и силы уже безвластны и бессильны. Обобщённый образ обветшалой и обречённой эпохи. Театральный гротеск слился с причудливостью декораций.

Из этой группы, которая работала над картинами, филоновец Линдсберг (прим: речь идет о декораторе А.М. Ляндсберге) всерьёз увлёкся театром. Для него работа над «Ревизором» была первым шагом к будущей деятельности театрального художника.

Олег Покровский. Воспоминания о П.Н. Филонове, часть 9

У вдовы Линдеберга хранятся эскизы костюмов к «Ревизору». Видимо нет никого их той группы декораторов. Автор этих строк не сумел никого найти.

В эти годы Филонову близки многие молодые литераторы.

Литературная группировка «Обэриуты» почитала Филонова одним из тех, кто проложил им путь. Сильная личность Филонова оказывала непреодолимое влияние на всех, кто встречался ему на жизненном пути.

Олег Покровский. Воспоминания о П.Н. Филонове, часть 9

Многие считают, что образ художника в романе Каверина «Василеостровские вечера» – это литературный портрет Филонова.

Модно проследить влияние аналитического метода Филонова на творчество Константина Вагинова, особенно на стихотворном сборнике «Опыт соединения слов посредством ритма» и на первом сборнике молодого Заболоцкого «Столбцы».

Олег Покровский. Воспоминания о П.Н. Филонове, часть 9

Заболоцкий сохранил уважение к Филонову до самой своей смерти. Под влиянием художника молодой Заболоцкий увидел второй план абсурдности трагедийного бытия. Все исследователи творчества отмечают это влияние.

Македонов в книге «Николай Заболоцкий» говорит:

«Из других левых художников того времени Филонов выделяется стремлением к углублённому, широкому философскому и живописному синтезу революционной эпохи и даже всей природы человека. Этот синтез Филонов пытался осуществить с помощью предметно-символических форм, как он выражался – формул. Выделяет так же Филонова стремление сочетать символическую обобщённость (и связанную с этим резкую деформацию предметов) с углублённой характеристикой людей и тщательной обработкой конкретных деталей, элементов живописи, «атомов», как он выражается, стремление совместить в одной и той же картине изображение предметов в разных масштабах и взаимном движении, оплетении, родстве…

Олег Покровский. Воспоминания о П.Н. Филонове, часть 9

Не случайно Заболоцкий до конца жизни сохранил большое уважение к живописи Филонова и к его личности, отличавшейся чистотой, бескорыстностью, беспредельной преданностью искусству».

О влиянии Филонова говорит Степанов в «Памяти Заболоцкого» и «Тарусские тетради»:

В известной книге «Слова и краски» В. Альфонсов в главе, посвященной взаимоотношениям Заболоцкого с Филоновым, пишет: «Филонов по-своему фигура трагическая».

Олег Покровский. Воспоминания о П.Н. Филонове, часть 9

Он хотел гармонии с миром, искал её, но холодная аналитическая мысль диктовала ему такие задачи, которые, быть может, не по плечу живописи. Он стремился к простоте, грубым и даже примитивным отношениям и раскрывал в них связь с очень сложными вещами…

… Позднее Филонов стремился передать процесс роста и развития в чистом виде – писал метафизические абстракции. Филонов, как видно, не очень-то доверялся французскому вещизму, ему ближе немецкая экспрессионистическая линия. Явления и вещи не потеряли эмоционального знака, а мир целиком мыслился как метафизическая сущность. Сам он называл свой метод аналитическим и принцип сделанности был для него непреложным.

«Упорно и точно рисуй каждый атом», – требовал он от последователей и учеников. К сожалению, приведена цитата также усечённо.

Филонов никогда не продавал своих картин, тем более не продавал их за границу. Он считал, что они принадлежат Родине. На все предложения показать их на Западе он отвечал отказом.

Он очень много времени отдавал людям, двери его школы открыты для всякого желающего. Он бесконечно много работает как художник. Он создаёт большое количество картин. Автор данных строк может остановиться лишь на немногих, запомнившихся, запавших в память.

«Портрет народоволки Серебряковой».

Олег Покровский. Воспоминания о П.Н. Филонове, часть 9

Суровый пафос первых лет революции отразился в одном из лучших портретов Филонова, сделанном в манере старых мастеров – портрете Серебряковой (прим:  жена художника. Для иллюстрации использую другой её портрет). Картина погибла в блокаду, сохранилось лишь фото.

Серебрякова – политкаторжанка и политэмигрантка – член революционной группировки 1905 года, принявшей на себя старое имя Народной воли, овеянное славой и залитое жертвенной кровью.

Образ идеализирован. Человек идеи русский интеллигент. Сосредоточен взгляд, сомкнуты губы и твёрдость в сплетённых руках. Выразительные руки – типичные руки картин Филонова. Такие русские женщины веками шли в Сибирь за раскол и на каторгу за идеи народовольцев.

Серебрякова после длительной эмиграции в Англии, возвращалась на Родину – в первый год Революции. Она стала женой и преданным другом художника. В образе любимого человека художник сумел увидеть идеи и жертвы.

Её портрет – это менее всего портрет жены художника. В образе любимого человека художник сумел увидеть идеи и жертвы.

Автору данных строк рассказывали, что был написан сначала портрет жены – бытовой портрет.

Художник остался им недоволен.

Уничтожил его и написал этот монументальный образ революционерки – человека идеи, который мы знаем.

Или могли бы знать, если бы оригинал не погиб в блокаду. С этим портретом сопоставим другой – это тоже образ любимого человека – образ сестры художника.

Евдокия Николаевна Глебова.

Олег Покровский. Воспоминания о П.Н. Филонове, часть 9

Строго реалистичная манера, напоминающая старых немецких мастеров. Время создания картины – 1915 год.

Это тоже ясный сильный человек, но сильный по-другому. Светская дама, непринуждённая и самоуверенная.

Холёные руки, спокойные руки.

А через годы и годы, в блокадную зиму в этой промёрзшей комнате где погиб художник, эти руки паковали картины, заворачивали рукописи мастера, а потом тянули санки через весь город.

Сестра художника сдала в Русский музей его наследие, перевозя его на детских санках под обстрелом, когда каждый неверный шаг грозил гибелью.

Русская женщина, знавшая, что любой ценой, любого страдания, любого риска – нужно спасти для России живописца её трагедии.

Но это было через годы и годы, а на пороге 1915 года спокойная светская дама на фоне странных цветов.

Совсем иная графика Филонова. Из многочисленных графических работ наиболее известен «Кабачок» – 1924 года.

Богема. Ненавистная и до боли понятная.

Остановилось время и в этом кабачке безнадёжности.

Все вместе и каждый одинок. Разговоры ни о чём, разговоры богемы. Никуда и никогда не уйдут они от этих столиков. Одинок человек, одинок среди людей, одинок наедине с собой.

Они вспоминают. Они вспоминают своё будущее, которое уже прошло. Они надеются на прошлое, которое не наступит никогда. У Мунка есть графика аналогичная по сюжету и настроению «Копенгаген – Богема».

У Филонова – с большим надрывом, пожалуй.

В пьесе Беккета «В ожидании Годо» тоже настроение бесплодного ожидания.

Люди ждут своё прошлое.

Эпиграфом в этой графической работе может служить афоризм Серена Кьеркегора, ставшего известным в России в самом начале века: «Говорят, время идёт, нет, время стоит – и я вместе с ним».

Наступают тридцатые годы.

Художник пишет тревогу. «Звери».

Сфинксы ХХ-го века, восставшие над пустынным городом.

Порождение города.

Смертельно опасные, ненавидящие, ненавидимые и бессильные. Нечеловеческая и такая человеческая мука в глазах у зверя. Можно броситься, прикрыв глаза, вонзить клыки, убить. Что изменится в этом городе, в этом мире?

Ничего не изменится. Кругом город, равнодушный ко всему.

Застывший в своём безразличии.

Кристаллический, кубистический город вокруг.

«Львы».

Торжествуют звери над поверженными людьми.

Львы, мудрые мудростью хищников.

Предостерегают они любое движение поверженных людей, готовы раздавить их сильной когтистой лапой.

«Каторжник».

«Каторжник в колпаке шута».

Одна из многочисленных работ тех лет. Невесело шутить с ненавистью и смертью.

Те, кому не до шуток, шутят со смертью. Шуты Шекспира несут ту же муку, что и короли.

Не шутку, а страх и ненависть бросает в лицо сильных Шут-каторжник. Шут Филонова.

К концу 20-х годов всё резче и резче расходятся пути школы Филонова и Академии Художеств. Это самое тяжёлое время для Академии. Была потеряна высокая формальная подготовка, как бы то ни было дававшаяся старой Академией Художеств.

Среди студентов назревало глухое недовольство. Оно вылилось в знаменитый «бунт 23-х». Группа 23-х учащихся Академии подала заявление об уходе из неё. В этом заявлении были резкие нападки на ректора Академии – Эссена, которого обвинили в подавлении нового искусства.

Для обсуждения этого заявления был создан совет Академии, присутствовали все педагоги и студенты. Был приглашён нарком Луначарский, но за занятостью присутствовать не мог. Обсуждение вылилось в митинг.

Эссен покинул пост ректора. К сожалению, заменивший его Маслов проявил себя только тем, что дал уничтожить некоторые картины Рериха и слепки Античных статуй из музея скульптуры при Академии.

Один из группы 23-х, Кушаков, стал впоследствии одним из руководителей ЛОСХа. Некоторые из этой группы вошли в школу Филонова, присоединились к Кибрику, который ещё раньше ушёл из академии и перешёл к Филонову.

Время уходит на иные пути.

Уже Филонову и его школе нужно идти против волны. И тем замечательнее, что в 1929 году в Русском музее организуется персональная выставка. Его работами был занят весь нижний этаж, выходящий на инженерную улицу. Показано всё, что им сделано за долгие годы – сотни работ.

Кто скажет теперь, почему только к этому году решил художник показать свои работы? Быть может, человек, привыкший всю свою жизнь идти против волны – был увлечён самой трудностью задачи? Или же темы его картин нашли своё выражение в законченных циклах. Авторитет Филонова был настолько высок и личное его влияние было настолько сильно, что Русский музей отдал свои залы для его полотен.

Но время было иным.

Левое искусство везде, во всём мире.

Для широкого зрителя выставка открыта не была, допускали только художников, самый ограниченный круг людей.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ружьё ещё одного фигуранта дела о развязывании Первой Мировой войны - кайзера Вильгельма. Из частной коллекции. В ружье заключена загадка... Отгадка на загадку... ...
При разработке GMC M18 крышу башни, в отличие от предшественников, убрали как страшный сон. Считалось, что она все равно не нужна, заодно решалась проблема с вентиляцией, как и попаданием внутрь машины. Но боевые действия показали, что это не совсем так. Вражеские гранаты, пули и ...
На днях с одним товарищем на эту тему разговорился - географических представлениях в массах. Могу сказать одно - эти представления в народе пугающе нелепы и чудовищны. "Ямщик довезет" - рождено самой жизнью. Кстати, "географическим кретинизмом" чаще страдают женщины по моим наблюдениям, ...
...
Наверное все сегодня в новостях слышали и видели замечательную эстакаду на Волоколамском шоссе в километре от МКАД которую открыл наш замечательный новый мэр Собянин. "Глоток свежего воздуха" на Волоколамке - так обозвали это событие в Вестях... ...