Александр Лабас в Русском музее


Последние дни в корпусе Бенуа открыта выставка советского живописца и дизайнера Александра Аркадьевича Лабаса. Экспозиция небольшая - отгороженная часть 80-го зала, в котором на постоянной основе представлены две картины художника. На выставке представлены только графические работы автора.

Имя Лабаса, вроде как и известно. Его нельзя отнести к забытым авторам. Но он остался в тени как официальных, так и авангардных авторов. И тем не менее, по его творчеству вполне можно судить о его времени. Он говорит о Гражданской войне, в которой пришлось участвовать и самому художнику и членам его семьи, и об увеличении авиацией, и о бесконечных беспризорниках. Обо всём, о людях. Обо всех.

На век художника достались многие испытания его поколения. Он учился у старших классиков авангарда во ВХУТЕИНе, потом со старшим братом оказался на фронтах Гражданской войны. Вернувшись пошёл преподавать во ВХУТЕИН. Когда институте сменилась власть, он бросил преподавание, сохранив верность прежнему ректору. Работал в основном в разных театрах. Позднее его подвергали критике за т.н. формализм.

По официальным данным после этой критики картины автора перестали брать на выставки и покупаться в Худфонд. Но, оформительской карьере это не помешало никак. Может, даже, наоборот. Помимо работы в театре, художник получил несколько крутых госзаказов. Он занимался оформлением павильонов СССР на Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке, и чуть позже, главным павильоном ВДНХ (сперва ВСХВ - сельскохозяйственная выставка)

Насколько я могу судить, он был выездным. Во всяком случае на Всемирные выставки, раз он там работал. Хотя, никаких упоминаний об этом в официальной биографии нет. Таким крутым заказам на помешало и наличие репрессированной родни. Тот самый старший брат, с которым они воевали, красный командир дослужился до начальника Киевского военного округа. Вроде, у семьи художника есть документы о его деле.

Вообще было бы интересно посмотреть хотя бы эскизы к оформлению павильонов. Мне казалось, что когда-то я их видела, но сейчас они мне не попались.
Архив художника хранится у его потомков от второй (из трёх) жены. Некоторое время назад они основали фонд Александра Лабаса

Цели и задачи фонда мне остались не понятны: для сохранения и пропаганды наследия это не обязательно. У фонда есть аж целых два сайта. Видимо, старый и новый. Хотя это не точно.

Увы, на обоих сайтах информация выложена личного, семейного плана. Это очень ценно для науки. Но, мало. Там есть картины, общие фотографии, несколько личных документов. Воспоминания. То есть история в большей степени. А вот о творческом поиске говорить сложно. Эскизов, проб нет. А это же - самое интересное. Мало фоток из мастерской. И нет с выставок.

Писать на сайты я не хочу. Не зачем из праздного интереса. Так что, если найду информацию, поделюсь. А сейчас очень рекомендую выставку.

И да, присоединяюсь к очередному марафону #жилабыла очень. Пока в традиционных для себя музейных, книжных, прогулочных. Пото, м.ь.ещёпж по мелочи. И да, писать дневники (пусть и такие) очень хорошо. Для дисциплины и тренировки памяти.














|
</> |