Олдскул про пространство футурологии, информационные объекты, триалектику и

топ 100 блогов gest03.01.2022 В качестве запоздавшего новогоднего подарка самой лучшей на свете Оле, с которой мы обсуждали эту тему, и которой понравилась концепция нео-татиб.

У меня был пост, в котором я разбирал структуру американской матричной футурологии, показав, что четыре совершенно разных "квадратных" анализа из разных лет, можно, в конечном счёте, свести к кубику, построенному по трём осям.

Первая ось — благоприятные или неблагоприятные внешние условия, в первую очередь, доступность или нехватка энергии/ресурсов.

Вторая ось — сохранение (и дальнейший рост) крупных структур, начиная с государств, или, наоборот, их дробление и балканизация в сторону "вольных городов" и далее.

Третья ось — сохранение текущей экономической модели и вытекающих из неё концепций типа рынка, собственности, прибыли и т.д., или целенаправленная трансформация экономики в сторону большей управляемости и "социалистичности".

(Это, в свою очередь, задаёт параметры "консервативного", но необязательно реалистичного сценария, с умеренными значениями по всем трём осям: радикального ухудшения условий не будет, крупные структуры продолжат существовать, а текущая экономическая модель — функционировать.)

И я всё это свёл к нео-татибам, см. текст по ссылке. Естественно, я оставил себе крючок на будущее: хочется на всё это всякую эзотерику навертеть - поселить на разных концах каждой оси своих сущностей, которые будут тянуть в соответствующую сторону и сопротивляться попыткам "развернуть вектор".

Я ещё тогда хотел стилизовать всё это под умеренно позднего, умеренно плохого Переслегина эпохи "разума крыс". Я не переслегинолог, но это тот период, когда от его имени публиковались подобные тексты:

"Крысы отличаются от человека эволюционной стратегией (высокая плодовитость при малых сроках беременности), тем самым трансценденция данной цивилизации должна кардинально отличаться от человеческой.
Крысы, по-видимому, используют не только переработанную человеком информацию, но и прочие «бросовые» ресурсы. В известном смысле они пользуются нашей техникой и нашими умениями, не создавая собственных производств. С этой точки зрения крысы образуют «спутниковую» социосистему, искусственно возвышенный вид".
Олдскул про пространство футурологии, информационные объекты, триалектику и


Таким образом, на Земле существует три цивилизации — человеческая, големная и крысиная... ну, понятно.

Итак, каждой оси пространства прогнозов должны соответствовать свои информационные объекты, в духе теории информационных объектов (и "разума крыс"). Но так как мы говорим про построения умеренно позднего Переслегина, три образующихся противоречия должны быть "триалектичными". "Бинарные противоречия триалектика преобразует в триединства, в которых добавленная третья, ранее не проявляющая себя, "слабая" сторона занимает по отношению к двум исходным сторонам управляющую позицию. По мере своего развития стороны триединства симметризуются, что приводит к появлению триалектического баланса" С.Б. Переслегин (с).

1. Шкала ресурсов описывает внешние, независимые от людей условия, поэтому ей должны соответствовать природные, "нерукотворные" информационные объекты, носителями которых являются не люди, а экосистемы ("разум крыс"!) и, скажем так, климатические феномены. Включая, если мы говорим о будущем, автономные кибернетические структуры, взаимодействующие с подобными объектами, а ля "Жестяной бор" Лазарчука, или, с другой стороны, "Юрский парк" Крайтона. Я писал об этих своих ассоциациях в посте про никчёмный фильм "Геошторм":

Как-то я перечитывал "Спасите Галю" Булычёва (рассказ про самоорганизацию систем!), а заодно читал о компьютерных играх по мотивам "Юрского парка". Думал я примерно вот о чём. Никто так до конца и не раскрыл идею книги, но эта тема всё равно продолжала влиять на разнообразные адаптации намного более известного фильма, пусть и в виде информационной тени. В чём суть? На острове создаётся парк-заповедник нового поколения. Компьютерная система полностью контролирует происходящее в парке. Динозавры - это искусственно созданные существа, которые должны жить по законам естественной экосистемы, которая, в свою очередь, управляется при помощи компьютеров. Как замечает герой книги, математик Ян Малкольм (в фильме его играет Джефф Голдблюм), в какой-то момент совокупность из контуров управления и биологических организмов образовала систему нового порядка, которая превысила порог сложности. После этого поведение данной системы становится хаотическим. Более того, образовавшаяся система способна успешно пережить даже выход из строя "механической" части (компьютеры без электричества не работают, а воспитанные компьютером разумные рапторы вполне себе процветают).


Первый "анантропный информационный объект" на этой шкале — Гея, как в гипотезе Геи Лавлока; информационный аспект планетарного суперорганизма, поддерживающего на Земле наиболее благоприятные условия для жизни и разума.

Вторым концом будет её вечная спутница-соперник, богиня кризисов, коллапсов и массовых вымираний — Медея (она же Кали): злая мать, жизнь, которая хочет погубить своих детей, и, в конечном счёте, саму себя. "Уорд напоминает, что большинство массовых вымираний на Земле происходило не по внешним причинам, а по внутренним. По его мнению, биосфера Земли не обладает «мудрой саморегуляцией». Уорд использовал для образного описания Земли не Гею, а другого древнегреческого мифического персонажа — Медею, которая убила собственных сыновей. В предложенной интерпретации несчастными детьми Медеи являются многоклеточные формы жизни... Единственным биологическим видом, способным, по мнению Уорда, контролировать и спасти биосферу от гибели, является сам человек как существо разумное и накопившее достаточно возможностей влиять на планету глобально". Процитирую неизбежного Дмитрия Шабанов: "Невидимая Рука действует в системах, цели которых согласованы с целями её подсистем. Невидимая Нога проявляет себя там, где оптимизация подсистем противоречит оптимизации системы".

Эта ось задаёт противоречие между "оранжевыми" и "серыми". Мир "оранжевых" расположен к людям, он обеспечивает их всем, что им нужно, это Гея, добрая мать. Мир "серых" скуден и враждебен, милостей от природы ждать бессмысленно, единственный способ хоть что-то получить от Медеи состоит в том, чтобы стать проводником её интересов.

Но, конечно, как я уже сказал, у нас триалектика. Третий угол Оля посоветовала мне назвать Уранией. Урания — это Природа, если бы она могла сформулировать собственную цель. Цель эта, очевидным образом, состоит в выходе за пределы земного гравитационного колодца и освоение ресурсов космоса. Солнце породило Землю и жизнь на ней, но однажды оно нас сожрёт. И вот поэтому Урании нужен разум и технологическое развитие, мы — это шанс для биосферы, потому что если мы сможем покинуть свою колыбель, мы заберём земную биосферу с собой. А жизнь хочет жить. Урания использует в своих целях и Гею, и Медею. Влияние Урании, в каком-то смысле, прослеживается и у "зелёных", и у "фиолетовых". "Зелёные" учатся создавать стабильные замкнутые сообщества, максимально экономно расходующие имеющиеся ресурсы и энергию — эти навыки, безусловно, потребуются людям на космических кораблях, станциях и поселениях. "Фиолетовые" бесконечно экспериментируют над своим телом и разумом, что, опять же, может помочь человечеству адаптироваться к новым, иным, внеземным условиям.

По сравнению с этим, те же "оранжевые" исходят из того, что раз мир добрый, то Природа наверняка заранее положила в коробочку необходимые хаки и читы, поэтому, когда нам потребуется, мы достанем оттуда и термоядерный синтез, и варп-двигатель. Короче. не придётся меняться самим или радикально менять образ жизни.

С точки зрения "серых"... там будет что-то вроде отрывка из "Инженера Мэнни", с поправкой на то, что Богданов писал это в начале 20 века:

«Мы не могли побѣдить окончательно пространства и времени. Гигантскія между-звѣздныя разстоянія требуютъ отъ насъ десятковъ тысячелѣтій пути среди враждебнаго эѳира. Ни одно живое существо сохранить при этомъ нельзя. Задачу пришлось поставить иначе.

Мы имѣемъ несомнѣнныя доказательства того, что и въ другихъ звѣздныхъ системахъ живутъ разумныя существа. На этомъ мы построили нашъ новый планъ.

То, что мы хотимъ сохранить при неминуемой гибели нашего міра, вовсе не есть наша собственная жизнь, не жизнь нашего человѣчества. Смерть послѣдняго поколѣнія сама по себѣ значила бы не больше, чѣмъ смерть предыдущихъ, — лишь бы послѣ насъ осталось и продолжилось наше дѣло. То, чего въ тысячахъ вѣковъ достигли наши объединенныя усилія: наши способы властвовать надъ стихіями, наше пониманіе природы, созданная нами красота жизни, — вотъ, что дорого для насъ; и это мы должны сохранить для вселенной во что бы то ни стало, это передать другимъ разумнымъ существамъ, какъ наше наслѣдство. Тогда наша жизнь воплотится снова въ ихъ работѣ и наше творчество преобразуетъ иные міры.

Какъ выполнить эту передачу? Вопросъ былъ труденъ, но уже разрѣшимъ для насъ. Холодъ и пустота эѳирныхъ пространствъ, убійственные для жизни, безсильны противъ мертвой матеріи. Ей можно довѣрить образы и символы, выражающіе смыслъ и содержаніе нашей исторіи, нашего труда, всей борьбы и побѣдъ нашего міра. Брошенная съ достаточной силою, она пассивно и послушно перенесетъ на неизмѣримыя разстоянія нашу дорогую идею, нашу послѣднюю волю.

Что могло быть естественнѣе этой мысли? Развѣ самъ эѳиръ не создалъ нашей первой связи съ тѣми мірами, принося къ намъ лучи ихъ солнцъ, какъ смутную вѣсть о далекой жизни?

Я возвѣщаю вамъ успѣхъ нашихъ усилій. Изъ самаго прочнаго вещества, какое могла дать намъ природа, мы приготовили милліоны гигантскихъ снарядовъ: каждый есть вѣрная копія нашего завѣщанія. Они составлены изъ тонкихъ свернутыхъ пластинокъ, покрытыхъ художественными изображеніями и простыми знаками, которые безъ труда будутъ разгаданы всякимъ разумнымъ существомъ. Снаряды эти уложены на точно опредѣленныхъ мѣстахъ нашей планеты, и для каждаго вычислены направленіе и скорость, которыя онъ получитъ отъ начальнаго толчка. Вычисленія строги и провѣрены сотни разъ: цѣль будетъ неизбѣжно достигнута.

А начальный толчокъ, братья, произойдетъ черезъ нѣсколько минутъ. Внутри нашей планеты мы собрали огромную массу той неустойчивой матеріи, атомы которой, взрываясь, разрушаются въ одно мгновеніе и порождаютъ самую могучую изъ всѣхъ стихійныхъ силъ. Черезъ нѣсколько минутъ наша планета перестанетъ существовать и ея осколки разлетятся въ безконечное пространство, унося наши мертвыя тѣла и наше живое дѣло.

Встрѣтимъ же радостно, братья, это мгновеніе, въ которомъ величіе смерти сольется съ величайшимъ актомъ творчества, это мгновеніе, которое завершитъ нашу жизнь, чтобы передать ея душу нашимъ невѣдомымъ братьямъ!»


Вот примерно это, но на современном уровне понимания, потому что, безусловно, наши фантазии на этот счёт давно вышли за пределы пластинок с картинками.

2. Противоречие между крупными структурами и распадом на более мелкие независимые элементы, вплоть до отдельных индивидов. Это то, что отличает "оранжевых" от "фиолетовых". На стороне сохранения и укрупнения должны быть информационные объекты типа големов, потому что Голем (командно-административный аппарат, как квазиразумная кибернетическая система) хочет жить и расти. На стороне фрагментации — эгрегоры, информационные объекты, связанные с идентичностью. Теоретически, эгрегор, завязанный на одного человека — это уже "кольцо", но я не буду сейчас углубляться в переслегинскую схоластику. Очевидный пример из жизни — распад СССР и последующие конфликты на руинах Союза, где как раз чётко прослеживается конфликт между големами (изначально — 1 шт., затем по числу пост-советских государств) и эгрегорами.

Третий угол — информационный объект, отвечающий за мир-систему в целом, когда отдельные элементы образуют единое сообщество и начинают зависеть друг от друга, избегая слияния или подчинения (при этом, они могут даже быть вложены один в другой). И выдох одних становится вдохом других. Теоретически, это информационный объект типа Левиафана или Ананке (=судьба), потому что "Ананке" у переслегинцев может обозначать вообще всё, что угодно. Здесь будут "зелёные" и "серые", именно потому, что этот информационный объект стоял за созданием системы зон, основой которой были как раз зелёные и серые зоны.

3. Третья шкала... как бы, капитализм/социализм, но без примитивной трактовки, вытекающей из этих терминов. Просто в одном случае у нас есть независимые акторы/агенты/элементы, свободно взаимодействующие внутри обозначенных рамок, по заранее утверждённым правилам (но без очевидной цели). В другом случае у нас есть чёткая цель, заданное состояние, к которому надо стремится, и всё остальное служит потребностям социальной машины, которая обеспечивает движение к цели или сохранение заданной траектории (при необходимости жертвуя всем остальным, вплоть до собственных подсистем). Это то, что отделяет "оранжевых" от "зелёных". Первое — это, опять же, Левиафан, Ананке (короче, то, что мы не использовали в предыдущем пункте) или Юстас (информационный объект нормативно-правовой системы, "управляющее звено экосистемы информационных объектов"). Второе — Проект, как тип динамического сюжета. Потому что это и есть динамический сюжет, по определению. От проекта построения коммунизма и терраформинга-как-метафоры (1, 2) до проекта спасения Римской/Галактической империи, со всеми вариациями на тему.

Третий угол — это, видимо, "кодоны", всякий НЁХ, "активные инфопакеты из вероятностного будущего", потому что в других незаигранных элементов в теории информационных объектов уже не осталось. Главное, что тут будут "серые" и "фиолетовые", любители киборгизации и анархо-трансгуманисты соответственно; т.е. ответом на противоречие между созданием пространства для взаимодействия элементов и использованием элементов в качестве рабочего тела для социальной машины, является радикальное изменение свойств самих элементов (т.е., отдельных людей и коллективов).

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Вот и закончилась презентация революционного и, что немаловажно, доступного Apple ...
Укро-биатлонист Дмитрий Пидручный (Дмитро Володимирович Пiдручний из села Острiв Тернопiльського району Тернопiльськоi областi) после спринта на этапе кубка мира в финском Контиолахти пожаловался на «пьяных русских». Об этом он заявил в интервью изданию «Подробности». « Бежалось ...
      "Еще за неделю перед атакой мы начали замечать первых перебежчиков, пересекающих линию фронта. Мы также отметили, что противник значительно изменил методику артиллерийских обстрелов. Очень редко по одной и той же цели выпускалось больше 2-3 снарядов, огонь также ...
В последнее время среди соратников обострились дискуссии по «казалось бы, смешному» - а на самом деле вполне осмысленному – вопросу. А именно: удобно ли нам публично позиционировать себя как националистов, а свои организации называть ...
Сегодня одна из новостей, которая столь явно говорит о намерениях некоторых политических группировок, появилась в сводке. А именно, убийство на Комсомольском проспекте Юрия Буданова. Следователи проанализировали все возможные версии и ...