рейтинг блогов

ОЛДОС ХАКСЛИ «ДВЕРИ ВОСПРИЯТИЯ. РАЙ И АД».

топ 100 блогов kagury09.04.2024 ОЛДОС ХАКСЛИ «ДВЕРИ ВОСПРИЯТИЯ. РАЙ И АД». Этот сборник эссе уже когда-то мне попадался, но то ли времени не было, то ли еще что-то помешало. А тут он забавным образом срезонировал на теме латиноамериканских зелий, которые были упомянуты в прочтенной почти в параллель «Купели дьявола» Платовой.

В обеих частях Хаксли пишет про свои впечатления от приема мескалина, но если в «дверях восприятия» - это больше личный опыт чувствования, то в «Рае и аде» - попытка проанализировать смысл измененных состояний сознания и связать его с общечеловеческими ценностями (преимущественно религиозного характера), как ни пафосно это звучит.

Книга написана в 1955 году, это еще до того, как вышли труды Кастанеды, и в ретроспективе (и на фоне увлекательнейшего «Учения Дона Хуана») тексты Хаксли кажутся довольно дилетантскими. Но, наверное, для времени появления это было весьма остросоциальное и модное нечто.

"Однажды ясным майским утром я проглотил четыре десятых грамма мескалина, растворенных в половине стакана воды, и сел ожидать результатов".

В двух словах Хаксли пишет о следующем.

1. Мескалин – это как минимум, интересный опыт, позволяющий заглянуть за пределы обычного сознания, расширить границы разума, увидеть этот мир таким, каким он был создан – во всей его яркости и необычности, а не таким, как мы привыкли его воспринимать с пользовательской и рациональной точки зрения. Отсюда восхищение складками на фланелевых брюках, стулом в саду, несущественность параметров времени и представление о том, что художники видят мир примерно так, как человек под действием мескалина.



2. Анализируя свое состояние, Хаксли с одной стороны отмечает, что изменение окружающего мира, вообще говоря, должно зависеть от бэкграунда конкретного человека, и вдохновленный медитацией образованный буддист увидит больше прекрасного, чем безграмотный пьяница, а с другой постоянно говорит об антиподах разума – тех объектах, которые обнаруживает подопытный в своих видениях, и которых нет в реальности и в обычном сознании субъекта. Но тогда еще не факт, что пьянице будем менее интересно.

3. Хаксли рассматривает мескалин (или его безвредные аналоги) как хорошую (и нужную!) замену алкоголю и сигаретам, а также вызывающим привыкание наркотикам. Он считает, что человек всегда стремился открыть другие «двери восприятия», преодолеть чувство «самости», и это не просто желание, а реальная потребность, которая должна быть удовлетворена.


4. Духовные практики – такие как строгий пост, ритмичные песнопения, йога, задержка дыхания, медитации, стробоскопический фонарь, ритмичное мерцание и прочее рассматриваются, как пути к достижению того состояния, которое дает мескалин (некоторые варианты рассмотрены более подробно в приложениях). Хаксли пытается обосновать упомянутое изменением психо-физиологических параметров, например, уровня углекислого газа в крови или уровня сахара в мозгу – про нейромедиаторы тогда еще не знали.

5. По мнению Хаксли, рай – это стремление человека в те духовные видения, которые доступны ему в минуты проникновения через «врата восприятия». Отсюда притягательность драгоценных камней, вообще всякого сияющего и яркого, чего не наблюдается в избытке в обычном мире. Ад же – по сути изнанка рая, возникает в ситуации, когда перешедший врата человек находится в плохом настроении или болен, или подавлен, и его внутренние терзания превращают мир в адский котел.
ОЛДОС ХАКСЛИ «ДВЕРИ ВОСПРИЯТИЯ. РАЙ И АД».

6. Существуют так называемые «транспортирующие» объекты. Это то, что помогает преодолеть границу рационального сознания: чарующие восточные орнаменты, сверкающие камни или определенные картины с изображением дальнего или, напротив, ближнего плана чего-либо (например, «Кувшинки» Моне). Полагаю, что приведенные ниже работы Хаксли также счел бы транспортирующими:
ОЛДОС ХАКСЛИ «ДВЕРИ ВОСПРИЯТИЯ. РАЙ И АД».
Анна Владимирова Лаврова

ОЛДОС ХАКСЛИ «ДВЕРИ ВОСПРИЯТИЯ. РАЙ И АД».
Марк Бельский




В общем, для современного человека книга не открывает ничего нового, кроме, возможно, интересов автора «Нового дивного мира». Пожалуй, меня больше всего поразило то, как часто Хаксли обращается к искусству. Практически любую свою мысль он пытается подкрепить отсылкой работам известных художников. Это неожиданно, и эта та часть его кругозора, которая приятно удивляет.

В остальном, эта работа Хаксли, хоть и симпатичная своим экспериментаторским подходом и довольно интересная попытками анализа трансцендентного опыта, кажется сейчас достаточно наивной. Но как попытка интеллигентного человека с хорошим чувством языка (этот нон-фикшн весьма изящен по стилю и нескучно написан) заглянуть за дверь и объяснить себе и другим результаты, она не может не вызывать определенного уважения.

Ну и несколько цитат.

"Я видел то, что видел Адам в утро творения, – миг за мигом, чудо обнаженного существования".

"Перестали иметь значение пространственные отношения, и мой ум воспринимал мир в иных категориях, нежели пространственные. В обычное время глаз занимает себя такими проблемами, как: Где? – Как далеко? – Как и относительно чего располагается? Под воздействием мескалина подразумеваемые вопросы, на которые отвечает глаз, – иного порядка. Место и расстояние больше не интересны. Разум воспринимает всё в понятиях интенсивности существования, глубины значения, отношений внутри узора. Я видел книги, но мне не было никакого дела до их расположения в пространстве. Вот что я заметил, вот что отпечаталось у меня в уме – они сияли живым светом, и в некоторых сияние казалось более проявленным, чем в других.

"До этого утра я знал созерцание только в его более скромных, более обыденных формах – как дискурсивное мышление; как восторженную увлеченность поэзией, живописью или музыкой; как терпеливое ожидание тех вдохновений, без которых даже прозаичнейший из писателей не может надеяться что-либо совершить; как случайные проблески в природе вордсвортовского «чего-то, смешанного гораздо глубже»; как систематическое молчание, иногда приводящее к намекам на «тайное знание». Но теперь я понял созерцание в его высшем проявлении".

"Универсальное и постоянно присутствующее стремление к самотрансценденции не должно быть упразднено захлопыванием ныне популярных Дверей В Стене".

"Мы прикрываем нашу переднюю наготу какой-то философией — христианской, марксистской, фрейдо-физикалистской, — но сзади остаёмся неприкрытыми и брошенными на милость всех ветров обстоятельств. Бедный индеец, с другой стороны, обладал достаточной смекалкой для того, чтобы прикрыть свою заднюю часть, добавив к фиговому листку теологии набедренную повязку трансцендентного опыта".

#светловкачеллендж24 (книга с антитезой в названии)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Статья создана как вклад в проект Живого журнала - Эпоха просвещения . Задача проста, что бы люди ведали, а не просто потребляли, что бы думали, а не принимали на веру знания. Вроде бы тоже мясо, копытное, и хоть отличаются внешне от коров, не принципиально. Однако одомашнивание это ...
Комментарий к предыдущему посту: Это Новороссийское водохранилище. Оно выше, в горах. Поток и волна (самые сильные) шли через Нижнебаканку. Вода прибывала не как при дожде, почти моментально. Если бы сбрасывали постепенно, то этого не было бы. ...
Это вопрос совершенно не праздный. Сейчас очевидно, что СССР был жизнеспособной социальной и экономической системой, в отличие от того, что есть сейчас. Более того, мы уже знаем, что ничего другого здесь после 1991г образоваться и не могло, то что есть сейчас во многом (если не полностью) ...
Журналисты из эстонского портала Postimees побывали в Крыму, пообщались там с местными жителями и сделали выводы о том, где полуострову жилось или живется лучше - в России или в Украине "За три дня нам удалось побывать в Симферополе, в Ялте, в "Артеке", а также в Севастополе. ...
Питоны набирают мясо быстрее привычного нам домашнего скота и куриц, да и по составу оно полезнее , а потому удав вскоре может заменить корову или быка, считают учёные университета Маккуори. Новое исследование Университета Маккуори показало, что выращенные на фермах ...