Ограничения, наложенные на флоты Османской и Российской империй по итогам
knl_1983 — 21.12.2024
По итогу Крымской войны, участвовавшими в ней сторонами был
подписан Парижский трактат от 18/30 марта 1856 г. Согласно нему
Чёрное море объявлялось нейтральным, а согласно статье XIV трактата
между императором всероссийским и султаном заключалась особая
конвенция, которая определяла число и размеры кораблей, которые они
могут содержать в Чёрном море.Если погуглить, то на большинстве, а может и на всех сайтах есть текст только самого трактата, о особой конвенции нет. К счастью, в сети имеется изданный ещё в 1952 г. "Сборник договоров России с другими государствами 1856-1917", в котором есть эта конвенция. В соответствии со статьёй II, каждая сторона могла содержать в Чёрном море по шесть пароходов длиной до 50 метров по ватерлинии и вместительностью не выше 800 т и по четыре паровых или парусных корабля вместительностью не более 200 т.
Для Турции, конечно, эти ограничения имели не очень большое значение, поскольку её флот в любое время мог выйти в Чёрное море из Стамбула. Тем не менее, наложенные конвенцией ограничения вызвали к жизни определенную кораблестроительную программу, согласно которой для Чёрного моря планировалось построить в Англии два 690-тонных пакетбота (известны как корветы типа "Седдюльбахир") [1], четыре 800-тонных корвета (типа "Синоп") и четыре 200-тонные канонерские лодки (типа "Акка").
Модель корвета типа "Синоп" из Стамбульского морского музея
По корветам типа "Синоп" я, кстати, собирал информацию, когда писал про поход двух из них из Стамбула в Басру вокруг Африки. Мне кажется выудил максимум возможного, из того, что есть в интернете. А кроме того, купил за нехилые деньги в Гринвичском музее чертёж корпуса этих корветов.
Чертёж корпуса корветов типа "Синоп"
Я не очень в курсе истории отечественного флота в тот период. Интересно, а была ли принята после заключения Парижского трактата какая-то кораблестроительная программа для российского Черноморского флота?
[1] В справочнике OtSN включены в тип "Бейрут". Два головных корвета, которые можно выделить в подтип "Седдюльбахир", строились в Англии, остальные четыре в Стамбуле на "Терсане-и Амире".
|
|
</> |
Меню для новогоднего корпоратива: как угодить всем сотрудникам
Осеннее танго
Королевская семья Иордании присутствует на открытии второй сессии 20-го
Мадейра. Левада ду Фураду (Levada do Furado, PR10)
Волыновой 90-лет.
Как работает пропаганда: взгляд изнутри мозга
ПОСЛЕДНИЙ ЦАРЬ ИЗ РОДА РОМАНОВЫХ
Ежедневный дайджест марафона #осеньмоеймечты — 4 ноября
Нет,

