Огнедышащий КрАЗ с длинным капотом. Опытный газотурбинный грузовик
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
В 1960-х и 70-х годах прошлого века наверное не было ни одного серьёзного производителя грузовиков, не мечтавшего разместить под капотом своих машин газотурбинный двигатель. Агрегаты становились компактнее, машины, приводимые ими в движение проходили испытания, журналисты предрекали приближение эры огнедышащих грузовиков.
Всё это было не только на Западе, в СССР тоже велись подобные разработки. Вот одна из них – КРАЗ 260 Е. Сделан он был в 1974 году.
![Огнедышащий КрАЗ с длинным капотом. Опытный газотурбинный грузовик Огнедышащий КрАЗ с длинным капотом. Опытный газотурбинный грузовик](/images/main/ognedishaschiy-kraz-s-dlinnim-kapotom-opitniy-gazoturbinniy-gruzovik-b844db.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/135437/pub_5e2762e90be00a00ad27b0f9_5e2763a6f73d9d00ac830114/scale_1200)
Кременчугский автозавод был одним из основных поставщиков тяжелых грузовиков в войска СССР и ряда союзных стран, поэтому военные были особенно заинтересованы во «всеядном» моторе, у которого в системе охлаждения отсутствует вода. В этом плане турбина обладала массой преимуществ перед дизелем.
На грузовик установили экспериментальную ГТД, созданную на Горьковском автозаводе – ГАЗ 99. Её мощность была 250 л.с., это был многотопливный агрегат, который без проблем запускался в любой мороз, что особенно радовало военных. Проект, к слову, финансировало Министерство обороны.
![Огнедышащий КрАЗ с длинным капотом. Опытный газотурбинный грузовик Огнедышащий КрАЗ с длинным капотом. Опытный газотурбинный грузовик](/images/main/ognedishaschiy-kraz-s-dlinnim-kapotom-opitniy-gazoturbinniy-gruzovik-eae672.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1592767/pub_5e2762e90be00a00ad27b0f9_5e2763b53f548700aee7e64a/scale_1200)
В процессе сопряжения ГТД с механической трансмиссией грузовика возникла традиционная в этом случае проблема. На выходном валу турбины было 33 тыс. об/мин, а на первичном валу КПП должно быть не больше трёх тысяч.
Подходящего редуктора в СССР не было, но тут на помощь пришла венгерская фирма «Отокут». У неё уже был подходящий агрегат, который установили на КРАЗ. Коробка передач тоже была венгерской.
![Огнедышащий КрАЗ с длинным капотом. Опытный газотурбинный грузовик Огнедышащий КрАЗ с длинным капотом. Опытный газотурбинный грузовик](/images/main/ognedishaschiy-kraz-s-dlinnim-kapotom-opitniy-gazoturbinniy-gruzovik-9337cf.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1708012/pub_5e2762e90be00a00ad27b0f9_5e2763c3df944400bd8ac9e7/scale_1200)
Машина поехала, но успешными эти испытания не были. Редуктор и КПП, рассчитанные на меньшую мощность, ломались. ГТД капризничал, но серьёзных нареканий по нему не было. В целом, проблем по технической части хватало.
На внешний вид машина отличалась от своих дизельных собратьев очень длинным капотом. В передней его части были установлены воздушные фильтры циклонного типа с эжектором, через который удалялась пыль.
![Огнедышащий КрАЗ с длинным капотом. Опытный газотурбинный грузовик Огнедышащий КрАЗ с длинным капотом. Опытный газотурбинный грузовик](/images/main/ognedishaschiy-kraz-s-dlinnim-kapotom-opitniy-gazoturbinniy-gruzovik-6fbac7.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1907561/pub_5e2762e90be00a00ad27b0f9_5e2763d2e4fff000ae0b0055/scale_1200)
Вывод отработанных газов был с обеих сторон над передними крыльями. Струя газов, направленная вниз, поднимала тучи пыли.
Спустя некоторое время был создан второй опытный образец газотурбинного Краза.
![Огнедышащий КрАЗ с длинным капотом. Опытный газотурбинный грузовик Огнедышащий КрАЗ с длинным капотом. Опытный газотурбинный грузовик](/images/main/ognedishaschiy-kraz-s-dlinnim-kapotom-opitniy-gazoturbinniy-gruzovik-6479ab.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1590365/pub_5e2762e90be00a00ad27b0f9_5e276438a3f6e400b1d6888d/scale_1200)
В 1976 году появился более современный ГТД, мощностью 350 л.с. Агрегат стал компактней, поэтому второй КРАЗ Э260Е отличался от обычного дизельного собрата лишь массивными выхлопными трубами, выведенными вверх за кабиной.
![Огнедышащий КрАЗ с длинным капотом. Опытный газотурбинный грузовик Огнедышащий КрАЗ с длинным капотом. Опытный газотурбинный грузовик](/images/main/ognedishaschiy-kraz-s-dlinnim-kapotom-opitniy-gazoturbinniy-gruzovik-f99416.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1538671/pub_5e2762e90be00a00ad27b0f9_5e2763fd1ee34f00ae1a43b4/scale_1200)
На испытаниях этой версии слабым местом снова оказалась коробка передач. К концу 1970-х годов военные уже потеряли интерес к этой машине. Результаты испытаний советских газотурбинных машин и западных разработок наглядно показывали, что турбина хороша только на дальних дистанциях, когда машина движется преимущественно с высокой скоростью.
В начале 1980-х проект газотурбинного Краза был окончательно свёрнут. Oldtimer
Еще по теме: Газотурбинный вездеход БАЗ-Э135Г