Одно рукопожатие до Бэнкси
ochendaje — 24.08.2015
Dismaland -
открылся и в сеть стали попадать первые кадры с выставки Бэнкси. И
до чего же приятно увидеть среди экспонаты работы знакомого лично
мастера. Хочется вспомнить тот разговор летним вечером в Вильнюсе.
Всего то три года назад.
Хочется просто поздравить Северию! Тот самый пост:
Вы наверняка встречали работы Северии
Инчюраускайте-Кряунявичене (Severija
Incirauskaite-Kriauneviciene) в интернете? Ее необычное
творчество - вышивка по металлу, стало сенсацией в рунете и
спровоцировало огромное количество статей, посвященных ее
работам.
Но не многие осознают, что в работах Северии заложен
определенный смысл, а не просто тяга к оригинальному декору. Для
того, чтобы рассказать чуть больше о творчестве Северии мы
отправились в Вильнюс, где она любезно согласилась немного
пообщаться с нами о своих работах.
Северия встретила нас в маленькой галерее в центре Вильнюса, где как раз заканчивалась выставка работ ее студентов.
Сейчас Северия, в основном, преподает и на творчество
остается не очень много времени. Наш разговор периодически
прерывали ее ученики, которые приходили в галерею пообщаться, да и
просто ради тусовки.
Идея вышивки по металлу возникла из
ностальгии по старым кастрюлям с розочками, цветочками, помните,
раньше такие были в каждом доме? Для своей первой работы я
попросила старую кастрюлю у своего отца, с ней было довольно тяжело
работать. Ведь технология была еще совсем не налажена.
Мои родители – художники, отец - художник по
металлу, а мать преподает каллиграфию. Все считают, что творческая
жилка у меня от них, возможно, они и правы.
На каждое мое изделие уходит примерно неделя от
эскиза до воплощения, но ведь самое главное – это заложенная в них
идея, а вот она может созревать довольно долго.
В поисках картинок для вышивания, я
изучала различные журналы со схемами вышивок, которые брала у
друзей, искала где только могла. А при поиске объектов для
вышивания приходилось обходить различные барахолки, часто что-то
приносили друзья.
Например для этого торшера я нашла
барабан от старой стиральной машины, тут даже стоит знак качества
СССР.
Идея покрыть вышивкой элементы кузова
автомобиля мне пришла в голову в 2008 году. В то время
Литва занимала одно из первых мест в Европе по количеству
автокатастроф. На обочинах дорог тогда было много венков из
пластмассовых цветов. Так мне пришла в голову идея посвятить этой
проблеме серию работ.
Последнее время мне было интересно создавать
работы, балансирующие между искусством и
функциональностью. То есть чтобы их можно было использовать по
назначению. Например лампочку в торшере вполне можно включить,
тогда видны только дырки, сама вышивка становиться не видна.
Вообще, с подсолнухом у меня несколько
работ. В основном это светильники, потому что подсолнух – это ведь
солнечный цветок, он все время поворачивается к свету.
Работы Северии участвуют в многочисленных выставках в различных
странах. Бельгия, Италия, Франция, Украина, даже в Санкт-Петербурге
была выставка. Северия не только вышивает, серия ее принтов также
очень оригинальна.
На большинстве моих работ есть лишние дырочки. Я
специально их оставляю, чтобы видно было, что вышивка не
приклеена.
Вообще, я всегда сначала готовлю
эскиз, делаю дырочки, а уже потом вышиваю. Пожалуй, самая
крупная моя работа - это вышивка гипсокартонной стены.
В самом конце разговора Северия рассказала нам о том, что в России
совсем не умеют ценить авторские права. В Литве есть специальные
организации, которые отслеживают, чтобы авторские права не
нарушались. Но с Россией они ничего поделать не могут.
Я видела свои работы в русской сети,
многие их копируют, не спрашивая у меня разрешения. А например сайт
культурология даже ставит на них свой копирайт, удаляя мой. С какой
стати они считают это возможным мне непонятно.
Мне совсем не нравится когда мои работы
воспринимают исключительно с декоративной точки зрения. Прежде
всего, я - художник и техника вышивки по металлу для меня -
это не китч, а способ выразить свое Я.
Блог Оченьдаже. Июль 2012.
|
</> |