Один против всех
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
После выхода «Богословско-политического трактата» Спиноза вооружил против себя всех, включая и «тупых», как он в сердцах писал, картезианцев. Его признавали атеистом, разрушителем веры и пособником порока, от которого вера удерживает. Он не рвался бороться, но врать не мог. Попросил друга-картезианца Ольденбурга написать ему, какие именно тезисы вызывают всеобщий гнев против него, он, мол, попытается разъяснить, что он не верблюд. Тот (он тоже осуждал Спинозу, хотя и мягко) прислал три вопроса — про отождествление Бога и природы, о чудесах и о Богочеловечестве Христа. Вот ответ Спинозы:
«О Боге и природе я придерживаюсь мнения, весьма отличного от того мнения, которое обыкновенно защищается новейшими христианами. Ибо я считаю Бога имманентной (как говорят) причиной всех вещей, а не трансцендентной. Вместе с Павлом и, быть может, вместе со всеми древними философами, хотя и иным образом, я утверждаю, что все находится в Боге и в Боге движется. И я даже решился бы сказать, что утверждаю это вместе со всеми древними евреями, насколько можно догадываться по некоторым преданиям, правда, многообразно искаженным и фальсифицированным. Однако, если некоторые полагают, что "Богословско-политический трактат" основывается на той мысли, что Бог и природа (под которой они понимают некоторую массу или телесную материю) суть одно и то же, то они совершенно ошибаются.
Далее, что касается чудес, то я, напротив того, убежден в том, что достоверность божественного откровения может быть утверждена только на основании мудрости его учения, а не на основании чудес, т.е. невежества. … Между религией и суеверием я признаю главным образом то различие, что суеверие имеет своей основой невежество, а религия – мудрость. Это, полагаю я, и является причиной того, что христиане различаются среди остальных людей не верой и не любовью, и не прочими плодами Святого Духа, но одними лишь мнениями. А именно, это происходит вследствие того, что они подобно всем, аргументируют одними чудесами, т.е. невежеством, которое есть источник всякой злобы и низости, и, таким образом, превращают свою веру, хотя бы и истинную, в суеверие.
Наконец, чтобы открыть яснее мои взгляды также и на третий пункт, я скажу, что для спасения вовсе не необходимо признавать Христа по плоти, но что следует совершенно иначе думать об этом вечном сыне Бога, т.е. о вечной мудрости Бога, которая проявила себя во всех вещах и особенно в человеческом духе и и больше всего в Христе Иисусе. Без этой мудрости никто не может достигнуть состояния блаженства, так как именно она учит, что истинно и что ложно, что хорошо и что дурно... Если же некоторые церкви прибавляют к этому, что Бог принял человеческую природу, то я открыто и ясно заметил, что мне неизвестно, что они этим хотят сказать. Более того, признаться по правде, мне кажется, что они говорят не менее нелепо, чем если бы кто-нибудь мне сказал, что круг принял природу квадрата.
Полагаю, что сказанного достаточно для разъяснения моих воззрений по указанным Вами трем пунктам. Понравится ли это тем христианам, которых Вы знаете, - об этом Вы сможете лучше судить сами».
|
</> |