один из выдающихся представителей символизма

16 октября в 1827 году родился Арнольд Бёклин, швейцарский живописец, график, скульптор; один из выдающихся представителей символизма в европейском изобразительном искусстве XIX века.

Сначала учился в Академии художеств в Дюссельдорфе у скульптора и теоретика искусства А. фон Хильдебрандта и пейзажиста И.В. Ширмера. Там он познакомился с А. Фейербахом, с которым его связывали теплые дружеские отношения.

Затем обучался в Мюнхене, где привлек внимание графа Шака. Период 1846-48 годов он провел в путешествиях по Швейцарии, Нидерландам и Франции, совершил поездки в Брюссель, Антверпен, Париж, где изучал и копировал произведения старых мастеров, знакомился с работами современников, в частности, с пейзажами нравившегося ему К. Коро.

Изначально занимался ландшафтной живописью, однако со временем перешел в мифологическую тематику.

Большую роль в его становлении как живописца имели две длительные поездки в Италию в 1850-77 годах.
Еще с юности он мечтал попасть туда, вдохновленный рассказами Ширмера, знатока итальянской культуры. Итальянские впечатления стали определяющими в последующий период творчества Бёклина, когда он часто менял место проживания, работая в Базеле, Мюнхене, Веймаре, где преподавал в Высшей художественной школе, в Цюрихе.

Ностальгия по Италии всегда была столь сильной, что последние 7
лет жизни он провел в окрестностях Флоренции.
Картины Бёклина, яркие и резкие по цвету, написаны главным образом
темперой. В его картинах выступает вымышленный мир, часто нарочито
таинственный. Вначале он писал романтические пейзажи с
мифологическими фигурами, затем – фантастические сцены с нимфами,
морскими чудовищами и т.п. («Тритон и Нереида»).


Поздние композиции («Остров мёртвых», 1880, Художественный музей, Базель; в начале XX века репродукции с неё были очень популярны), где фантастическая символика сочетается с натуралистической достоверностью деталей, повлияли на формирование немецкого символизма и югендштиля.
Под влиянием Бёклина находились такие художники сюрреализма, как Макс Эрнст, Сальвадор Дали, Джорджо де Кирико.
В 1909 году Сергей Рахманинов под впечатлением от картины «Остров мёртвых» написал одноименную симфоническую поэму.

К лучшим его произведениям принадлежат: «Фавн в камышах» (в мюнхенской Пинакотеке), «Отдыхающая Венера», «Охота амазонок» (в Базеле), «Бичующий себя анахорет», фрески в базельском музее, «Борьба центавров», «Поля блаженных» (Национальная галерея в Берлине), «Святилище Геркулеса» (в Бреслау), «Наяды» (в Базеле). Лучшими произведениями считаются также: «Вилла на морском берегу» (галерея Шаки в Мюнхене), «Волны» (Мюнхен, Пинакотека), «Весенний ливень» (Дрезден), «Piea» (Берлин).

Сам художник никогда не давал названий своим картинам и не подписывал их. Скончался Арнольд Бёклин 16 января 1901 года в Сан-Доменико-ди-Фьезоле (Италия).
