Один день в "Ледяном экспрессе"
odin_moy_den — 22.04.2014 Привет, я Марина из Москвы, уже была здесь 1 июля 2013 года с рассказом "66 фотографий про 55" - это мой возраст на тот момент. Совсем недавно, 13 апреля, календарь и паспорт хором сказали, что мне теперь "+1" (было довольно страшно ставить метку "56-80", между прочим), а днём ранее я проехала половину Швейцарии на панорамном поезде "Glacier Express", вот об этом и расскажу (и покажу картинки).Итак, дело было в день космонавтики, 12 апреля 2014 года, фотографии сняты в городах Цюрих, Кур, Церматт, а также в поездах швейцарских железных дорог, в основном в №903 "Glacier Express". Помимо заглавной, под катом еще 69 снимков.
Картинка, стало быть, №1
Каждый год в день рождения я куда-нибудь ненадолго уезжаю - так, чисто избежать московской суеты и всей этой свистопляски с хороводами. В этот раз основным блюдом была выбрана Швейцария, а десертом - Лихтенштейн,
на всё про всё - четыре дня, точнее даже - три с половиной. "Половинку" в день прибытия мы (я и подруга, тоже Марина) посвятили Цюриху и Цюрихзее, следующий день попилили между Рейнским водопадом и волшебным расписным городком Stein am Rhein, в четвертый день съели "вишенку на тортике", то есть княжество Лихтенштейн, а вот третий был отдан Ледяному экспрессу. На самом деле я ничего не знала про панорамные поезда, ни в каких планах этого не было, просто когда изучала в Москве вопрос, заказывать ли машину в аренду, решила посмотреть альтернативные варианты и открыла сайт швейцарских железных дорог - и тут-то всё и началось, тут-то всё и закрутилось. Про то, как у них всё устроено, расскажу по ходу пьесы, а пока вернусь к дню.
№2
Встали мы очень рано, настолько рано, что я не смогла сфокусироваться, но честно сделала снимок - пять утра! Собственно, я и в Москве с некоторых пор так встаю, но в отпуске это ещё более героически, чем дома:-) Тем более в субботу.
Даже такой ранний подъём не смог нам обеспечить полный маршрут на этом поезде, потому что ходит он раз в сутки из Сент Морица в Церматт (или обратно, если угодно) и стартует в 9 утра с обеих конечных точек, а самый ранний рейс из Цюриха в сторону Сент Морица - в 6 утра, но прибытием в 9-15, досада. Поэтому мы решили садиться в Куре (Chur), пожертвовав красивейшим куском маршрута - через Давос и мосты. Тут ещё надо заметить, что все наши дневные перемещения были челночные, и ночевать мы возвращались в отель (благо, страна такая маленькая, что это не проблема).
№3
Надо показать, что я вижу, проснувшись? Я вижу библиотеку Песталоцци в доме напротив. На улице, конечно, темень, а снимать я и на свету не очень умею, но формат сообщества блюду.
А сейчас я покажу, как мы готовили завтрак:-) С одной стороны, я - человек прочной советской закалки, а потому "на всякий случай" бросаю в чемодан кипятильник, куда бы ни ехала. Во-вторых, от отелей мне нужны отличное расположение, чистота, тишина и дружелюбие персонала, а не количество звезд, в этой поездке, например, мы жили в гестхаусе. В-третьих, я хочу иметь возможность радоваться жизни и дальше, потому стараюсь придерживаться более или менее здорового образа жизни и питания и, в частности, есть по утрам кашу, а не континентальные завтраки - с булками, джемами, беконами и т.д. Так что завтраки мы не заказывали, а варили привезенную с собой овсянку, догоняясь фруктами, но тут загвоздочка вышла: гестхаус отличается от отеля, в частности, отсутствием чайника и чайных принадлежностей. И тут см. пункт первый - про советскую закалку, бокалы-то в номере, чай, есть))
№4
Кашку сварили, сушёной дыней закусили, йогуртом заполировали, водичкой швейцарской запили. Пора в путь.
№5.
Это лестница нашего гестхауса. Разумеется, пользовались лифтом, но для "Одного дня" можно сделать вид, что ходили пешком:-) На фото моя нога, очень приятно.
№6
Абсолютно пустая улица Zahringer, которую пересекает линия фуникулёра (прокатились в первый день), на заднем плане реклама шоколада Lindt - мы в Цюрихе. Справа - кусочек моей попутчицы:-)
№7
Мы можем доехать до вокзала на этой "четвёрке", можем на пятнадцатом, можем еще на куче других, и всё это бесплатно - весь городской транспорт Швейцарии, все поезда, корабли, сам "Glacier Express" - разумеется, если перед этим купить за 200 евро четырехдневный Swiss Pass:-) Но даже мысль, что "всё уплочено", не срабатывает, потому что до вокзала ... минут семь неспешным ходом. Одна остановка.
№8
Оглянемся на набережную Лиммата. Тихо, субботнее утро...
№9
Наш поезд - в 08.07, тот, который Sargans - Landquart - Chur. Да, уже скоро восемь, а встали же в пять? А что делали? Эээмм... ну... кашу варили)) В душе плескались, волосы сушили, лица себе рисовали, одёжку на день выбирали, погоду по маршруту смотрели...
А поезда уходят не просто каждую минуту, а по несколько штук в минуту, как видите. Эх, низ надо было обрезать, там интервал в три минуты))
.
№10
Это не я, это другая Марина, а рядом с ней солдатик на побывку едет, на выходные , читает вот журнал про компьютерные игры.
Ближе к Куру он пересядет на освободившееся место в другое купе и уснёт, бедолага, а из его сумки, стоящей над Марининой головой, начнёт что-то капать, и тут выяснится, что солдатик ни бе, ни ме по-английски, а с немецким у меня напряг - тридцать лет назад сдавала кандидатский минимум, и с тех пор не шпрехаю, хотя немножко ферштее, так что пришлось языком мимики и жеста объяснять про "кап-кап". Кстати, чем глубже в провинцию, тем реже удавалось объясниться на английском, однако это ни разу не помешало понимать друг друга.
№11
Приехали в Кур. У нас есть часа полтора "на погулять" - экспресс уходит в 11:27. Заметила, просматривая пост перед тем, как заслать его, что в кадр ни разу не попали двухэтажные поезда, а их на самом деле много.
№12
Городок встречает весьма приветливо - показывает неплохие виды с горами вдалеке...
... и всячески зазывает (картинка №13). Ну как не зайти на минуточку? Горы же никуда не денутся)
Зашли. Быстренько кое-чего померяли - ничего не купили. А а не очень-то и хотелось))
№14. Здравствуйте, это я. Выезжали в куртках, но тут тепло, так что куртки уехали в рюкзаки и сумки.
№15.
Городок симпатишный, курортный, респектабельный, расслабленный. Неспешно гуляя, заметили вдруг странную концентрацию людей в одинаковой форме - спортивная команда? Как выяснится - нет, но всё узнаем позже, а пока просто замечаем этих чёрно-красных.
.
Марина пошла нож покупать (Швейцария же), а я любуюсь цветочками ( №16).
Старый город нарядный, но в интернете полно фотографий красивых швейцарских городков, а мне хочется показать то, что понравилось мне лично. Вот, к примеру, летнее кафе на площади - разноцветные стулья очень радуют! №17.
А вот старинная штука для подъема негабаритных грузов в условиях ограниченного лестничного пространства. №18
Тайм-контроль - упс, час уже отгуляли, наверное, надо уже в обратную сторону идти. №19
А в центре города нас встречает музыка! Разгадана тайна красно-чёрных людей. №20 (до экспресса еще не дошли, а уже двадцать...)
Играли прекрасно, всякую-разную классику, старую и наоборот.
И вот, наконец, наш экспресс, ура. Собственно, это рейсовый поезд, в котором помимо прочих есть вагоны с панорамным остеклением. На обычные поезда никакого бронирования мест не требуется (нигде и никогда), а вот в панорамные вагоны - обязательно, это стоит дополнительных 13 франков (10 евро). В Швейцарии несколько панорамных поездов, я выбрала именно этот, потому что хотела проехаться по ледяному высокогорью и попасть в конце пути к Маттерхорну. Glacier Express называют "самым медленным скорым поездом", потому что расстояние примерно в 250 км он проезжает за 7,5 часов:-) Это неудивительно: маршрут непростой, дорога одноколейная (!), максимальная высота, на которую поезд забирается - 2033 метра, да и туристам надо же дать возможность полюбоваться видами. К сожалению, прогноз на день был не самый лучший, обещали переменную облачность и даже местами дождь, так что в Кур поезд прибыл уже со следами дождя на стеклах, хотя в Куре дождичек разве что капнул пару раз. Тем не менее я радуюсь, аки дитя: Икспидиция начинается! №21.
Наши соседи по купе - молодая пара из Гонконга, а по другую сторону от прохода - немецкий папа и двое сыновей-подростков, совершенно очаровательная семья, которую я даже покажу попозже. Вообще в вагоне полный интернационал - вездесущие китайцы, индусы, мы вот затесались.
В поезде, разумеется, кормят, можно заранее заказать и оплатить "комплексный обед" за 43 франка или "блюдо дня" за 30, а можно на месте выбрать что-то из меню или просто пойти в ресторан. Есть там и панорама-бар, и магазинчик сувениров. Я хотела купить наклонённую рюмку на память, но увы - граждане китайцы всё уже раскупили, пока ехали из Сент Морица в Кур. Ну и ладно, зато фотография есть - картинка №22, правда, рюмку-то я как раз и обрезала нечаянно.
А вот наш маршрут. Видно, что ехать будем всё время в горах, направление движения - справа налево сверху вниз. На карте обозначены номера пунктов, о каждом из которых рассказывают истории. Когда поезд подъезжает к какому-то месту, раздается звук оповещения, а на информационном табло появляется значок наушников и номер пункта, граждане пассажиры дружно втыкают наушники и внимают рассказу на одном из языков Конфедерации (немецкий, французский, итальянский), английском или китайском. №23.
Проверка билетов. Вот что должна заметить - контролёры на швейцарских железных дорогах один краше другого. Все такие отутюженные, такие вежливые, такие при галстуках и манерах...
№ 24. В зелёном пуловере тот самый немецкий папа, пока без лица. Кстати, как я поняла, что он именно немец, а не швейцарец? В общем-то, не то чтобы поняла, просто у него газета была немецкая, типа Франкфуртер Альгемайне, или не франкфуртер, но альгемайне точно.
Природу можно снять только через стекло, увы. Глазами на это смотреть - одно удовольствие, а сделать внятный снимок довольно трудно, они все с бликами и отражениями. но тем не менее буду пробовать по мере сил. Картинка № 25. Пока что мы невысоко (высота каждого пункта тоже на карте отмечена, и там даже график есть), снега и льда нет, а есть просто скалы и реки. И байдарочники.
А тем временем нас начинают кормить, предварительно проверив ваучеры и сервировав стол в купе, который в разложенном состоянии очень приличного размера, вполне обеденный. Наши соседи от кормёжки отказались, предпочитая есть (палочками!) мясную и сырную нарезку, традиционное гонконгское блюдо, надо полагать.
№ 26: официантка Валентина (какой сюрприз!) разливает супчик. Кадр постановочный: обслуга в поезде быстра и точна в движениях, если бы я не попросила замереть, на фото были бы только лишь следы вихревых потоков.
Супчик был так себе, ждём второе. Поскольку мы за здоровый образ жизни, заказали vegetarian, сервируют второе так: идёт цепочка официантов, у каждого блюдо с одним из гарниров, и они стремительным домкратом накладывают всем последовательно, а в результате получается вот что - шницель вегетарианский и гарнир к нему такой же. Не впечатлило, но съедобно и полезно. Да, это перловка:-) Да, я её ем и даже люблю, так что трагедии за 43 франка не случилось. Картинка №27.
Начали появляться белые горы, поезд стал закладывать виражи (теперь более понятно, почему самый ходовой сувенир - наклонённый бокал). №28
И вот мы встретились с антиподом - поездом из Церматта в Сент Мориц. Наш сосед радуется встрече, а там радуются индусы. №29
В честь встречи принесли десерт - традиционный швейцарский пирог. Марина попробовала и сказала "Хорошо, что мне заказали только блюдо дня" - человек ест на десерт только и исключительно шоколад (в чистом виде), все остальное не признаёт. А мне нормально)) Жёлтая бумажка, которую видно в кадре - это шифровка для пробегаюших официантов, можно разглядеть знаки "2 x VEG".
№30.
Горы всё белее, но пока что и растительности много. А это один из двух мальчиков. которые с папой ехали, и сейчас время рассказать про них. Мы с Мариной были буквально очарованы тем, как они все между собой общались и как проводили время. Семья ехала в Церматт кататься на лыжах, дорогу эту они знали очень хорошо (папа давал мне советы, как лучше снимать - "сейчас мы повернём, и этот вид откроется ещё раз, и с лучшей стороны"), нужно было чем-то себя занять, так вот - никто из них не уткнулся в свой девайс (хотя музыку ребята слушали), они все вместе играли - то в скраббл, то в игру, когда на выбранную букву нужно было придумать название страны, города, профессии, животного, артиста и т.д. Как он друг друг улыбались, как они друг с другом говорили...
№ 31
И вот мы приехали Андерматт, рядом с которым находится "Чёртов мост", по которому Суворов перебирался. Ну ладно - не тот мост, но на том же самом месте)) Видите - наушники и номер 42, быстро включаем и слушаем.
№32.
Здесь уже практически белое безмолвие, что сбоку, что сверху...
№33
А вот и самая высокая точка маршрута. Я соврала про 2033 метра, да? Оказывается, 2048. Ober Alp Pass, переход над Альпами, если я правильно соображаю про этимологию слова.
№34
Ледяные горы, и среди них - мы... Как они это построили? Как они это эксплуатируют? Чтобы всё минута в минуту, чтобы много лет радовать пассажиров со всего мира... №35
И вот потихоньку стали спускаться. №36
Соседи играют в скраббл. №37
А теперь мы едем по ущелью. № 38
Сосед из Гонконга вконец утомился от красот за окном, а Марина решила пока почитать Айн Рэнд - "Атлант расправил плечи", но я ей всё время мешаю и дёргаю: "Посмотри сюда! Посмотри туда!" №39
Пейзажи постоянно меняются: вот сочетание снежных гор и зеленых долин, №40
А вот уже за окном весна священная, №41
На остановочных пунктах наблюдаем живописных сноубордистов, №42
Опять появились речки, №43
А мои возлюбленные соседи умиляют бесконечной нежностью. Я делала вид, что снимаю что-то за окном, но папашу не проведешь)) Смотрит прямо в объектив. Очень, очень приятный мужчина. Марина всё умилялась: надо же, мальчишки в возрасте сепарации, ожидаешь колючести и протестов, а тут такое единение. Хотя, конечно, пока играли, было много эмоций, например, довольно громко для сдержанной Швейцарии звучал диалог: "Nein, nein!!! - Ja, ja..." Это когда вот этот мальчик проиграл очередной раз) №44
Следующий снимок совершенно отвратительный по качеству, но очень хочется показать этих прикольных овечек - спереди черных, сзади белых №45
Двадцать минут до прибытия в Церматт. Кстати, башни с часами везде практически одинаковые. №46
А вот и первая встретившаяся нам в Швейцарии надпись на русском языке. Мы и пожаловали, и вполне добро. №47
Ну что ж, Церматт - городок контрастов. На привокзальной площади встречает местное такси. Кто не знает, в Церматте запрещено движение автомобильного транспорта, так что если кто едет туда на машине, вынужден оставлять ее далеко за городской чертой. Берегут кристальную чистоту воздуха. №48
Был у нас ещё один план - проехаться на Gornergrat Bahn. Это девятикилометровая горная железная дорога (на них по свисспассу 50%-ная скидка), которая поднимается из Церматта (1604 метра над уровнем моря) к Gornergrat railway station (3 089 метров). Это вторая по высоте железная дорога в Европе после дороги на Юнгфрау (тоже в Швейцарии). Gornergrat окружен 29-ю четырёхтысячниками, в ясный день оттуда открывается великолепный вид на Маттерхорн (это я честно переписала Википедию). Но увы - пока мы рассматривали окрестности, ушёл шестичасовой поезд, а следующий - вот не помню - то ли через пару часов, то ли это вообще был последний на сегодня. №49
Но всё, что ни делается - к лучшему: нам же эти же днём надо бы вернуться в Цюрих, к родным чемоданам:-) Так что идею посмотреть на Маттерхорн вблизи заменили на идею "в принципе увидеть Маттерхорн", поскольку - ну наконец-то, мы весь день этого ожидали! - собрались конкретные такие тучи и начали закрывать обзор. Вот это, между прочим, вид как раз туда, куда нужно. "Гору видишь? Нет. А она есть". №50
Мы не сдаёмся - не зря же по пути Суворова проехали. Надо добыть вид, а заодно осмотреть городок, который довольно живописен. Как вам такой дизайн окон? №51
Грузовики с жизнеобеспечением, конечно, ездят, равно как и автобусики - запрет касается частного автотранспорта. Так странно наблюдать эдакую дуру-фуру на маленьком мостике... №52
Среди современных красот и чудес сохранились в Церматте вот такие исторические развалины, №53
Народ, как это бывает на горнолыжных курортах, ходит кто в чём: кто в тёплых штанах, а кто в трусах и с ракеткой. Я пишу со знанием дела, хотя вообще-то это первый мой раз на таком курорте)) В пятьдесят лет я наконец-то научилась тихоооонечко съезжать со склонов на горных лыжах, но это было под Москвой, я не рискнула выехать в Европу - теперь понимаю, почему окружающие говорили, что мне потому и не понравилось, что Альпы - не Сорочаны и не Яхрома. №54
Нам всюду рады:-) Мы тоже всем рады, очень. №55
Кстати, тема "как здорово, что все вы здесь сегодня собрались" сопровождала нас всю поездку. Такой концентрации доброжелательности я давно не встречала (собственно, как давно - с последней поездки в январе...)), прямо вот с первых минут в Цюрихе: мы вышли на привокзальную площадь и призадумались, в какую сторону идти, ибо у меня топографический кретинизм, а я была в поездке за главную. Полезла в рюкзак за айпадом, чтобы включить Sygic, это навигатор, кто не знает (а идти от отеля всего ничего, смотрели ж по карте... ), и тут рядом с нами останавливается велосипедистка с вопросом, чем помочь. Потом люди вообще бросали свои дела и нас провожали до требуемого места. А вот вчера ко мне домой гость приходил, который первый раз в нашем районе, так никто, ни один человек не помог сориентироваться! Массква такая Массква... Я-то понаехала, если что:-)
Возвращаясь к Маттерхорну: солнце таки прорвалось из-за туч, вот примерно так, №56
И появилась возможность что-то увидеть. На айпаде, кстати, получилось более внятно, но в целях "единства времени, места и инструмента" запощу сюда лучшее, что удалось поймать кое-каким фотоаппаратом. №57
Да, ради вот этой уходящей в облака треугольной горы всё и затеяно:-) Шутка, я не фанатка гор, но просто чего ещё делать в Церматте, если не катаешься на лыжах?
Есть даже фото "Я и кусочек горы" (большая часть закрыта, зато у меня на голове ёлка) №58
Внезапно: шли себе по мостику, и вдруг поняли, что под нами - кладбище. №59
Лучше смотреть в другую сторону, на эти башенки в форме гномьих колпачков, №60
Однако тему могил не обойти: рядом с собором находятся места захоронения альпинистов, погибших в здешних горах. "I CHOSE TO CLIMB". Семнадцать лет парню было, а родились мы с ним в одном году. Я в 1975-м школу закончила и в университет поступила, а он вот погиб. Почему-то всегда очень трогают такие совпадения чисел или названий... №61
А еще в Церматте водятся бобры, с обратной стороны которых - горный козёл, но его уж не покажу. №62
В целом - совершенно тусовочное место, публика соответствующая. Полюбуйтесь-ка на невесту)) №63
Тапочки, стилизованные под горнолыжные ботинки, шапочки нарядные... №64
Тайм-контроль. Часы тут, сами понимаете, на каждом шагу. Выбрала для фото Swiss Military - в честь нашего утреннего попутчика. №65
Ой, да - надо же показать "нормальный" Маттерхорн. Вот он какой, северный олень. №66
Эх, кабы отпуск не пять дней всего, осталась бы я тут и пошла на концерт слушать Katie Melua - как раз сегодня последний день. Но увы, Цюрих нас ждёт. №67
Однако у меня остался резерв всего в три снимка. Ну что ж, последние. №68 - сели мы в поезд до станции Visp, чтобы там пересесть уже в сторону Цюриха, и увидели столик с маршрутами панорамных поездов. Правый длинный - наш! Поужинали на этом столике типичной швейцарской едой))
Час пролетел совершенно незаметно, и вот мы уже едем на поезде номер 1957: Spiez - Turn - Bern - Zurich - Winterthur - Romanshorn. В "ту" сторону добирались девять часов, с 8 утра до 5 вечера, а обратно всего 3,5 - с половины седьмого до десяти, замкнув круг по часовой стрелке. Расстояния при этом примерно одинаковые, но обратно мы ехали по равнинам на обычных скоростных поездах, и пересадка всего 10 минут. Кстати, рекорд стыковки рейсов у нас был ... ТРИ минуты. И это реально в Швейцарии.
Стемнело, в окна смотреть стало неинтересно, и я переключилась на Толстого: "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему". Марина, как видим, питается плотской пищей, я - духовной)) №69
В десять ровно вышли на вокзале в Цюрихе, через 10 минут были в своем номере и совсем скоро спали без задних ног после путешествия. Между прочим, когда я оставила на букинге отзыв про наш гестхаус и почитала другие, с удивлением узнала, что улица, параллельная нашей - что-то вроде "квартала красных фонарей", а мы жили рядом с библиотекой и ничего не знали, потому что не пересекались по времени с "фонарями" и "фонарщицами")) Встав в пять, проехав полстраны и получив огромное количество впечатлений, как-то не хочется после десяти вечера шевелиться.
Последнее действие, которое я сделала в сознании- это поставила всё на зарядку. За день посадила и аккумулятор к фотоаппарату, которого обычно хватает дня на четыре (нащёлкала около семисот фотографий и сняла какое-то количество видео), и айпад, и телефон. Кстати, прикольные розетки, в одну можно без разветвителя засунуть три вилки. Спокойной ночи! №70
|
</> |