Один день - подъем на действующий вулкан на Камчатке

топ 100 блогов odin_moy_den21.08.2012

Добрый день! Меня зовут Владимир, всю жизнь я живу на Камчатке. 18 августа 2012 года я впервые поднялся на Авачинский вулкан, во время ежегодного массового восхождения. Приглашаю Вас посмотреть, как это было!

Массовое восхождение на Авачу - 2012

В пять часов утра я проснулся, по будильнику. До вулкана езды пару часов, плюс спуск и подьем занимают часов 10-11. Планировал выехать в шесть часов. Смотрю в окно - ни одного облачка вокруг. Собираю разложенные с вечера вещи в рюкзак. Беру с собой:

1. Толстые, но не теплые спортивные носки - для смягчения нагрузок внутри ботинок.

2.. Гамаши - на спуске я был просто счастлив, что купил их - ни одного камешка в ботинки не попало.

3. Комплект термобелья - на всякий случай.

4. Простые джинсы - прогноз обещал ясный день.

5. Хорошие трекинговые ботинки - Asolo GTX, купил накануне. Уже дома выяснилось, что они женские ( и это при том, что размер 42,5). Но менять не стал - сидят хорошо, страз нет - какая разница? В походе я понял, что это не ботинки, а суперботинки.

6. Походное зарядное к телефону, на 2 700 mAh. Планировал на телефон писать GPSтрек - его батарейки не хватило бы на весь подъем. Устройство реально помогло.

7. Простенький фотоаппарат, который не жалко (потом пожалел, что не взял фотоаппарат посеръезнее).

8. Навигатор, чтобы добраться до стоянки под вулканом - дороги не знал ни я, ни родственник, который меня завез на точку, и забрал оттуда. Кстати, Дима, еще раз спасибо!

9. Солнцезащитные очки (даже не вытащил из рюкзака за весь поход).

10. Влажные салфетки - тоже не пригодились.

11. Маска теплая, с клапаном для дыхания, на случай сильного ветра (не пригодилась).

12. Водолазка - снял только в самом конце.

13. Ветровка, шапка, теплые перчатки, хозяйственные перчатки, каримат (не пригодились только теплые перчатки).

14. Видавший виды термос - сказали, на вершине бывает и отрицательная температура.

15. Три пакетика вяленого мяса местного изготовления, 500 гр чистой воды "Вулкан", литр Powerade (на бутылках написано - поддерживает водно-солевой обмен).

16. Брал пять кабаноси, хлеба кусков 6, грамм 200 жареного кешью, и грамм 150 абрикосов сушеных мягких - люблю их.

1.Вещи в поход

В шесть утра, как и договаривались, мой родственник Дима уже был около моего дома (люблю пунктуальных людей). Заехали на заправку, где я и сфотографировал его джип, для истории. Кстати, для некамчадалов - бензин АИ-92 у нас стоит 32-90.

2.Один день - подъем на действующий вулкан на Камчатке Surf

Навигатор нам не пригодился - оказалось, что дорогу к подножию очень легко найти. Она всего одна. Пока ехали по асфальту, увидели замечательный рассветный эффект - мы были в тени от вулкана, в воздухе вокруг была легкая дымка, видимая лишь оттого, что была подсвечена восходящим солнцем. Возникало ощущение, что природа поднимает занавес перед грандиозным представлением. Еще бы - меня ждало маленькое приключение! Это замечательное зрелище недорогой фотоаппарат передал вот так:

3.Восход

Когда закончился асфальт, дорога пошла по высохшему руслу Сухой Речки. Воды не было ни капли. Насколько я понял, в период таяния снегов, и прочих паводков, речка наполняется водой - это видно по толстому слою ила, по форме проток и расположению камней и песка. Через лобовое это выглядело примерно так:

4.Сухая речка

Примерно через минут сорок тряски по такой дороге мы приехали к лагерю. Надо сказать, что в эти дни проходят Дни Туризма в Камчатском крае, и кроме собственно восхождения, под вулканом проводят еще какие-то мероприятия. На практике это означает, что народу приехало много, только на официальной стоянке было 450 машиномест, и еще примерно столько же машин стояло возле лагеря. Думаю, было не меньше трех тысяч человек, примерно половина из них поднималась. Дошли более тысячи человек, как я сейчас понимаю.

Еще на подъезде к лагерю Саша, Димина жена (Дима взял с собой всю семью - жену и двое детей), попросила посмотреть, сколько градусов за бортом. Чем ближе мы подъезжали, тем ниже была температура, и когда мы приехали, градусник показал 9 градусов жары. Выйдя из машины, мы поняли, что вокруг - ягодная поляна:

5.Голубика

Невысокие, всего в несколько сантиметров высотой, кустики голубики видны были на много метров вокруг. Ягоды было очень много, но я не стал отвлекаться на неё от своей миссии. Поглядев на одежду людей, слоняющихся вокруг в ожидании старта, я одел комплект термобелья. Старенький термос от тряски немного протек, и бок терморубашки был мокрый - но на теле все быстро высохло. Собственно, я был готов. Дима сфотографировал меня перед боем. Я получился с закрытыми глазами (видимо, медитировал), под ногами ягода, на заднем плане - объект штурма конус Авачи.

6.Медитация

До официальной стоянки было метров двести, пока шел - увидел очень много легковых машин. На самом деле, оказывается, я мог приехать на своей машине! Особенно об этом говорил вот этот драндулет:

7.Прелюд

Потом увидел...не сразу и придумаешь, как это назвать. В городе он уже примелькался, многие его видели. Но для читателей-некамчадалов вот фотография этого мутанта. Выглядит, как будто автомичуринец привил на спине грузовика запчасть от Делики, и запчасть "взошла", распустившись в микроавтобус.

8.Делика

У подножия Корякского вулкана стоит сейсмическая станция единственного в мире Института Вулканологии.

9.Станция вулканологов

Администрация организовала мероприятие - сделали 450 парковочных мест, поставили шлагбаум, пригласили ДПС. Полицейские в течении дня патрулировали лагерь, было спокойно, несмотря на обилие пьяных. Была сцена с выступающими коллективами, но я туда не подходил - неинтересно. Однако вернемся к собственно походу. Вот старт:

10.Старт

На старте, вопреки моим ожиданиям, никто никого не записывал. Вполне могло бы так произойти, что из пункта А вышло 1000 человек, а вернулось бы 900. Ни количества пропавших, ни их имен, ни сотовых не удалось бы найти. Ну да ладно, вроде никто не пропал. Выхожу. Мне - направо, на Авачу.

11.Направо

Тропа устроена так, что её невозможно потерять, по крайней мере, в хорошую погоду. Она выглядит местами как небольшая проселочная дорога, местами как тропа в шлаке. Перепутать сложно. В не совсем очевидных местах стоят стальные вешки, или камни, сложенные в горки.

12.Вешки

Однако случаи бывают разные. Налетит ветер со снегом, или камни посыпятся сверху; заплутаешь в тумане; подвернется нога, и полетишь вниз - исход может быть и смертельным. В самом начале тропы на память и в назидание восходящим стоят памятники. Не все возвращаются с вулкана...

13.Памятники

Однако мне повезло - был ясный день, ни одного облачка, погода благоприятствовала восхождению. Поскольку это было моё первое восхождение, я не знал, что меня ждет. Еще дома я решил, что прибьюсь к какой-нибудь группе, и пойду с ними. На склоне оказалось, что прибиваться ни к кому не надо - люди просто шли нескончаемой вереницей.

14.Вереница людей

Оказалось, что все наоборот - даже при желании потеряться было невозможно. За все восхождение я видел всего одного, простите за подробности, писающего парня. Несмотря на то, что я выпил около 1,5 литров жидкости, в туалет сходил только в лагере, через почти 11 часов. Не хотелось. Много жидкости выходит с потом и дыханием. Пишу это для того, чтобы вы знали, чего вам ожидать от восхождения.

Кстати, все фотографии, сделанные в сторону подъема, имеют белое небо. Это от того, что солнце было прямо над нами; маршрут все время загибался, и получалось так, что мы все время шли лицом к солнцу. Лицо у меня, кстати, обгорело, больше всего пострадал нос. Так что берите солнцезащитный крем - пригодится.

А Корякский вулкан, к которому мы шли спиной, был просто великолепен. Восходящее солнце красиво подчеркнуло его складки. Хочется сказать вам, как это было круто, но в голову лезут только слова - первозданное величие природы. В общем, это самому надо смотреть.

15.Корякский вулкан

Первые два часа восхождения прошли довольно легко - не хотелось ни пить, ни есть, ни останавливаться. Тропа сузилась, люди выстроились вереницей. Очередь - привычное дело для русского. "Не подскажите, кто на вершину последний? Вы? Хорошо, за Вами буду!" Я был примерно посередине нашего каравана. Как всегда, середнячок.

16.Очередь вверх

17.Очередь опоздавших

Все шли в своем темпе; сделав шаг в сторону, люди останавливались отдохнуть на пару минут, и вливались в поток снова. Из-за этого я все время шел в новом окружении. Поскольку приходилось смотреть под ноги, неожиданно провел мини-исследование - оказывается, процентов 70 восходящих шли в обычной обуви - кроссовках, сапожках, армейских ботинках, видел даже резиновые сапоги. Особенно поразил парень, одевший низенькие кроссовки на босые ноги. И одежда у большинства тоже была обычная, как и у меня. Это говорит о том, что никакой специальной подготовки не нужно, главное - желание!

18.Что носить на вулкане

Возраст тоже не был помехой - самому маленькому было два года, возраст стариков я не спрашивал, но были и реальные бабушки-дедушки лет по 70. Двухлетний, конечно, шел не сам - у него был персональный транспорт.

19.Двухлетний турист

Часа через два после старта, на очередном горизонтальном участке, решил отдохнуть. Присел на свернутый каримат (за весь путь так и не развернул его, только присаживался на него), выпил полбутылки Powerade, съел полторы кабаноси с хлебом. Попробовал жевать вяленое мясо, но жевать было тяжело. Уж очень оно деревянное. Посмотрел на телефон, который писал трек - батарея почти разрядилась. Поставил его на зарядку - уж очень хотелось получить трек с картой, временем, скоростью. Минут десять еще посидел, и пошел.

Тут вдруг начался ветер. Я так понимаю, это был бриз - солнце нагрело воздух в долине, и воздушные массы стали перемещаться. Фотографией это передать сложно, выкладываю видео (20 сек, 3 мБ). На видео видны две собаки - всего за подъем я насчитал восемь собак.

видео 1.

Собачки, кстати, держались молодцом; один мужчина даже использовал свою лайку как ездовую - она его тянула вперед. Окружающие предложили идею - собрать упряжку, и забежать на вершину.

Из-за разрежения и разницы температур прямо на наших глазах стали появляться облака. Несколько минут назад их не было. Впрочем, исчезли они так же, как и появились - за пару минут.

20.Новорожденное облако

Чем выше мы поднимались, тем меньше растений было вокруг. Нельзя сказать, что до этого растительность была густой - но теперь это выглядело так:

21.Растительность

Вулканы расположены всего в 25 километрах от города, их так и называют - домашние вулканы. Вот так выглядит город со склона вулкана:

22.Город

После ланча идти было не так легко - я тоже стал делать небольшие остановки, на несколько минут. Прошло всего два с половиной часа, а я начал чувствовать усталость. Кстати, абсолютный рекорд восхождения 1 час 34 минуты, я никак не могу понять, как это может быть. Навстречу попался один такой спортсмен - с палками, небольшим термосом, налегке. Бежал так, что еле успел его сфотографировать:

23.Бегун

Примерно посередине маршрута, на относительно ровном участке, под защитой скалы (в кадре скалы нет) стояла вот такая хижина. Назначением хижины я не поинтересовался, а сейчас жалею об этом упущении. Вряд ли это туалет - скорее убежище для вулканологов в случае внезапной пурги, а может, там хранят какой-нибудь инвентарь. Вешки, например.

24.Хижина

Мы подошли к конусу вулкана. Глядя на крутизну склона, стало понятно, что все, что было до этого - просто разминка. Конус был покрыт то ли снегом, то ли льдом. В ложбинах лежал снег.

25.Конус

Я присел, поклевал орехов с курагой (есть не хотелось), попил воды. Конус нависал над нами, словно говоря: " Ну, рискни! Памятники внизу видел?" Какая-то девушка рядом начала ругаться с парнем - она хотела вниз, а он уговаривал её идти дальше. Я заметил, что некоторые начали переглядываться, словно ища одобрения друг друга, чтобы повернуть назад. Ничего не знаю - я вышел из дома, чтобы подняться. Люди и зимой поднимаются, а сегодня курортные условия! Подбодрив сам себя ( а что еще делать, когда ты один?), я сфотографировался перед выходом. По фотографии понятно, почему сгорел нос - он очень выдающийся. На этой фотографии умерла батарейка фотоаппарата, чего я никак не ожидал.

26.Я

Умершая батарейка меня очень огорчила. Оставался только один вариант - с собой был еще запасной старенький СониЕрикссон с камерой. Все последующие фотографии сделаны на телефон. В любом случае, с камерой или без, надо было идти. Через полчаса еще привал. Все порядком устали, никто особо не общался. Просто сидели, и отдыхали. Прямо на шлаке - не до красоты уже.

27.Привал

На следующем ровном участке открылся вид на другую от города сторону. Это Налычево - природный парк, внесен во Всемирное Наследие Юнеско, я там ни разу не был, поэтому ничего о нем рассказать не могу.

28.Налычево

Конус вулкана такой формы, что сколько бы мы ни прошли, все время казалось, что идти осталось ровно столько, сколько и было с самого начала. А ведь мы шли по нему уже с полчаса... Скорее всего, так казалось из-за того, что начал подтаивать лед на камнях под палящим солнцем, и граница лед/камень все время поднималась.

29.Конус

Идти под таким углом стало трудно - шлак не держал, осыпался при каждом шаге; вдобавок ботинки держали ногу жестко, и я шел как бы на цыпочках. То и дело сверху кричали: "Камень!" Это значит, что кто-то оступился, и камень летит вниз.Одни раз килограммовый камень летел прямо в меня. На мое счастье, я успел увернуться - впереди было полметра до следующего в пробке (да-да, скорость упала у всех, и начались пробки). Стало не до фотографий. Только в одном месте я вытащил телефон - прямо в грунте была дырка, и оттуда шел какой-то неприятно пахнущий дымок:

30.Фумарола

Идти было все тяжелее. Казалось, что гравитация как-то увеличилась сегодня, почти пустой рюкзак сильно тянул вниз. Вокруг были совершенно нереальные, космические виды - неровный грунт без растений. Кстати, советский луноход испытывали именно на Камчатке. Рельеф подходящий.

На последних метрах ста натянут трос - для удобства. Тропинка узкая, угол наклона большой, движение двустороннее, ноги подгибаются - того и гляди, упадешь. Я сфотографировал трос, и полез:

31.Трос

С тросом идти стало гораздо удобнее, спускающиеся подбадривали нас. Прямо на веревке я встретил своего соседа по лестничной площадке - он уже спускался. Стало слышно, что наверху какие-то бодрые мужчины поздравляют всех поднявшихся. Стояли финишные флажки, всем давали визитки, со временем финиша, и порядковым номером. Мне достался номер 730.

32.Карточка

Дойти было приятно. Первым делом я вытащил телефон, который писал трек, и посмотрел свои результаты. Путь в 8 км я предолел за 6 часов, поднявшись при этом на 1871 метр. Батарейка телефона выдержала как раз до вершины - помогло зарядное. Вот скрин результатов:

33.Карта

Довольный тем фактом, что я дошел, я уселся на каримат, не разворачивая его. Достал термос, и попил чаю с кабаносиками и хлебом, закусил орехами и курагой. Надо ли говорить, что было очень вкусно? Посидел немного, понаблюдал за людьми. Одел гамаши - надо было идти, меня все-таки ждали внизу, а ходу было часов пять. И тут спохватился - не снял ничего наверху. Вот небольшое видео круговой панорамы:

видео 2.

Фотография финиша, сутолока вокруг него:

34.Финиш

Вот еще фотография того, как люди отдыхают на вершине вулкана. Земля там горячая, из неё идет пар. Внизу бурлит источник, на камнях - сера. Серой пахло совсем немного - сильный ветер сдувал все испарения.

35.Отдых

Предстояло пройти те же 8 километров, только вниз. Проходя финиш, услышал номер очередного туриста - 850. Получается, что за те полчаса, что я провел на вершине, взошло 120 человек.

Еще поднимаясь по крутому конусу вверх, я каждые три минуты видел упавшего человека. Надо было быть осторожным. Я спускался "бочком". В толстом слое шлака, который так осыпался при подъеме, отнимая силы, спускаться оказалось довольно легко. Быстро идти мешали только поднимающиеся - их по-прежнему были сотни. Два молодых парня, обманутые кажущейся легкостью спуска, решили идти не по общей тропе, а немного сбоку. Их понесло, они набирали скорость, не могли остановиться. Все стали кричать: "Стой! Поворачивай!" Было ясно - если они не остановятся, наберут большую скорость, упадут - инерция протащит их вниз до конца купола по острым камням. Вниз приехали бы только уши.

Одному удалось завернуть ближе к тропе, он упал, и его кто-то схватил за капюшон. На второго кричали уже матом - мол, неумный человек, неужели ты не понимаешь, что тебе надо остановиться? Перепуганный парень чудом завернул к тропе, и как ни в чем не бывало, остановился. "Ничего себе, ситуация" - подумал я, и вспомнил о памятниках внизу.

Весь купол я ничего не фотографировал - просто шел, и смотрел на падающих людей. Оказалось, что падают те, у кого обычные кроссовки. Мои же ботинки отлично держались резиновыми шипами, гамаши не давали шлаку попасть внутрь. Я испытывал приятное чувство превосходства над теми, кто постоянно останавливался, и вытряхивал шлак из кроссовок. У многих обувь превратилась в обноски - шлак очень острый, а китайские кроссовки очень непрочные.

Тут все оживились, показывая наверх - сверху летел парень на параплане! Не знаю, тяжело ли занести на вершину параплан - но однозначно это стоило того! Может, это был тот парень в кроссовках на босу ногу? У него и рюкзак внушительный с собой был... Как здорово избежать пятичасового спуска, и красиво и легко прилететь в лагерь...

На первом же горизонтальном участке остановился попить водички. Заснял пару, пожелавшую увековечить свое присутствие аналоговым способом. Это вам не во Вконтакте на стене писать!

36.Стена ВКонтакте

Кстати, половина поднимавшихся была с палками. Я был без палок, и мне не показалось, что они нужны. Просветите, кто знает, зачем палки?

Стало жарко. Я посмотрел на свои руки - кисти опухли, как будто изнутри их надули. Такого не было никогда, наверное, это из-за перепадов давления. Перепад есть - когда я уже в лагере вытащил бутылку, которую пил последний раз на вершине, она была смята давлением, и при открытии свистнула входящим в неё воздухом.

Идти стало совсем тяжело - ноги заплетались. Меня обогнала компания парней - раздетые по пояс, они весело лупили друг друга мокрыми футболками по спинам, орали всякие смешные вещи, и вообще источали энергию молодости. На ногах у них были какие-то лохмотья - приглядевшись, я понял, что они замотали ноги с кроссовками скотчем, густо-густо, а потом шлак разорвал скотч, и остались лохмотья, напоминающие шерсть над копытами у лошадей-тяжеловозов.

На какой-то развилке нас направляли на другую тропу, через гору Верблюд. Выглядит она вот так:

37.Верблюд

Подходя к Верблюду, увидел парней, толкающих в гору велосипед. Любишь кататься, люби и велики возить:

38.Велик

Оставалось полчаса до лагеря. Ноги заплетались, и даже думать стало тяжело. Еле дошел. Дима налил мне чая, рассказал, что видели вокруг много сусликов - и даже кормили их с рук. И вообще они не скучали 11 часов, пока ждали меня. "Дима вежливый" - понял я.

Домой доехали быстро, по дороге ничего интересного не происходило. Приехал домой, помылся и лег спать, часов в 9 вечера - что называется, без задних ног. Даже рюкзак разбирать не стал.

Восхождение мне однозначно понравилось, тем, кто на вулкане не был - советую сходить, получите много незабываемых впечатлений!

Тому, кто дочитал аж до этого места - большое спасибо!

Совсем недавно слышал совсем короткое интервью у одного немецкого полицейского офицера. Вопрос нашего отечественного репортёра имел приблизительно следующее содержание: как немцам удалось добиться того, что ихние ДПСники не берут взяток? Вы ...
Умер один из главных фармакологов страны Владимир Кукес. Именно он разработал методику подбора безопасной дозировки лекарств, которой пользуется вся отечественная медицина. Профессору было 89 лет. Именно он разработал методику подбора безопасной дозировки лекарств, которой пользуется вся ...
Дочитывала четвертую книгу из пяти и дичайше захотела риса с обжаренной с луком куриной грудкой. Пошла посмотреть рис и обнаружила, что его маловато. Увидела перловку и подумала да. Промыла, замочила и начала думать над мясом. Куриная грудка отпала тут же, т.к. никак не сочетается с ...
решил покончить с собой. Пробы будут осуществляться следующей очередью: 1) литр водки внутрь 2) героин сколько смогу купить по вене 3) дальше я смогу не заморачиваться на внешние раздражители и сделаю чо-нить свое. ВЫ МЕНЯ ВСЕ ЗАЕБАЛИ, ЖИЗНЬ ...
Я до сегодняшнего дня вообще старательно обходил все острые углы, связанные с Малороссией - впрочем, мне это было несложно: сам я из рязанских крестьян (с подозрительным, впрочем, прапрадедушкой Лазарем Иониным :), хотя, думаю, тоже русский, а имя из святцев) и южноуральских казаков, со ...