Наш доблестный товарищ
lost_kritik под
начало года выложил
статью по переписи 1937 года.
В связи с чем мы полагаем необходимым отметить
один маленький момент, иллюстрирующий как советских демографов 30-х
годов, так и демографов современных, превозносящих демографов 30-х
годов и организованную ими перепись.
И так, основная проблема оказалась в том, что
в день переписи счетчики вычеркнули из списков тех, что оказался
вне дома, также не были в достаточной мере учтены те, кто на время
переписи оказался в дороге.
Ф.Д. Лифшиц полагает, что в день переписи
выехало из дому немного людей, численность которых «не следует
преувеличивать». Рецензент статьи полагает, что в этот день
большинство населения стремились провести в кругу семьи. В.Б.
Жиромская и присные апологеты переписи 1937 года никакого подвоха
здесь тоже не видят и полагают, что все так и было. Рецензент им
вторит, указывая, что результаты переписи тщательно изучены и имеет
место высокая точность.
И.А. Краваль, как один из организаторов
переписи и ответственный за ее проведение, также уверен в
собственной правоте, но оговаривается, что «пропускались люди
выехавшие куда-либо на один два дня из места своего постоянного
жительства». Но их было немного.
И так, ключевые один два дня.
Перепись населения была назначена на 6 января
1937 года. День, идущий вслед за ним – 7 января. Что это за дни?
Правильно, Сочельник и Рождество.
А теперь вводные.
2. С самого утра Сочельника (6 января)
начинаются торжественные богослужения – Царские часы, которые
присоединяются к заутрене, торжественной литургии и вечерне. Дальше
уже идет всенощная на Рождество с божественной литургией.
Внимание вопрос – где должны были находиться
весь день 6 января и часть 7 января те самые более 41 миллиона
граждан СССР, добровольно указавшие себя православными христианами
в переписи? «В кругу семьи», как полагает современный
рецензент-историк, ожидая счетчика? Или все-таки в ближайшей
церкви, как и положено православному христианину?
Понятно, что современный рецензент-историк
остается в кругу семьи, а современные историки-демографы в этом,
судя по всему, ему вторят. Или рецензент вторит этим историкам. Но
в 1937 году-то, люди, повторимся, указавшие себя в переписи,
проводимой в насквозь атеистическом государстве, православными –
куда пойдут-то? Полагаем, вопрос риторический.
И, кстати. Организаторы переписи во главе с
тов. Кравалем как это не учли? Нет, понятно, они были советскими
чиновниками высокого ранга и интеллигентами в надцатом поколении.
Им по штату положено было быть атеистами. Но их же полагают
профессионалами, да еще и теми, кто занимался учетом. Не учли, да?
В общем, как говаривала одна широко известная историческая личность
(хоть и по другому поводу): «Страшно далеки они от народа»
(с) Да и профессионализм их – какой-то подмоченный.
И еще раз, кстати. Тов Лифшиц, статистик из
60-х годов – ему тоже по штату положено было быть атеистом. Но его
же тоже полагают профессионалом, да еще и таким, кто учетом
занимается. Он-то как об этом забыл? А современные историки от
демографической статистики? Нет, понятно, что они сами будут в
кругу семьи, а не в церкви, хоть общественный строй и поменялся в
России и все внезапно стали верующими и воцерковленными, особенно
бывшие коммунисты и комсомольцы. Но демографы же, ага,
профессионалы, учетом занимающиеся. Тут уж впору вспомнить другую
широко известную ныне личность и его знаменитую фразу из двух слов
на буквы «д» и «б».
Нам могут возразить – не все же пошли в
церкви. Не все, безусловно. Но как-то в такой ситуации не
получается 0,25 % при более 40% православных-то старше 16
лет.
И снова нам могут возразить – ну, пошли они в
церковь, но домой-то в перерывах могли вернуться. И потом
вернулись. Где их и посчитали.
Так-то оно так. Но тогда у нас возникает
третья вводная. Государство-то у нас какое? Правильно,
атеистическое, с церковью, отделенной от государства. И не просто
атеистическое – но еще и очень-очень недавно в этом государстве шла
оголтелая антицерковная пропаганда, в ходе которой церкви
закрывали, взрывали, отдавали под склады и прочие помещения. И
пропаганда эта поутихла после «головокружений от успехов», но
никуда не исчезла. На 1937 год статистику было искать лень, под
рукой оказались
данные на 26 апреля 1934 года , когда
функционировало только около 15 тыс. церквей из более 50 тыс.
бывших до революции. Полагаем, к январю 1937 года их число еще
уменьшилось.
К чему это все? А к тому, что православному
верующему, чтобы 6 и 7 января помолиться, нужно было до действующей
церкви еще и добраться. И, возможно, еще и выехав заранее, 5 числа,
а приехать домой позже, числа 8. А то и с более длительным сроком
поездки или похода. И вот тут мы возвращаемся к тому, что не были в
достаточной мере учтены те, кто на время переписи оказался в
дороге, особенно, по словам тов. Краваля, кто выехал «куда-либо
на один два дня»
Вот это все и есть – вычеркнутые и неучтенные.
В том числе и как последствие неудачно выбранного 6 января дня
переписи, как утверждалось в выводах комиссии Я.А. Яковлева.
Остается только поражаться, скажем так,
оригинальности мЫшления современных историков от демографии, в упор
это не замечающих. Ну да крылатые выражения от двух известных
личностей мы уже упоминали.