
"Одержимость" (и почему она получит "Оскар")

Лично у меня после просмотра осталось какое-то странное ощущение, и я как опытный киноблогер быстро разобрался, что именно сменя смущает. Смущает девушка по имени Николь, к которой клеился главный герой - юный но перспективный барабанщик Эндрю.
Понимаете, фильмы, которые номинируются на "Оскар", могут быть слабыми, могут быть запутанными, могут быть какими угодно, но они всегда ПРАВИЛЬНЫЕ с т.з. Классических Законов Киноискусства. Поэтому многие и не любят "Оскар" - мол, все оскароносные фильмы сделаны будто прилежным заучкой-отличником, который дотошно соблюдает все правила построения сюжета и развития персонажей.
Да, так и есть. В фильмах, претендующих на "Оскар", никогда не бывает "ружья, которое не выстрелило". Если персонаж есть - он отработает на все сто. А Николь - то самое невыстрелившее ружьё. Значение её в сюжете - нулевое. Николь нужна только для того, чтобы Эндрю в начале фильма пригласил её на свидание, получил грубый отказ, и через некоторое время сказал пафосную банальщину: "Всё же бабы дуры а искусство вечно, не нужна мне интимная жизнь, мне нужна музыка".
Что-то здесь не так, и что именно - я понял когда прочитал, что в фильме много ляпов, ЯКОБЫ потому что он снимался быстро, в течение всего 19 дней. Например, у Флэтчера, преподавателя-самодура, у которого занимался Эндрю, рубашка в начале репетиции потная внизу, а в конце - вверху, а на концерте он дирижирует оркестром левой рукой, а через секунду - правой.
Естественно, это НЕ ошибки, а намеки режиссера на истинный смысл фильма.
НЕТ никакого преподавателя.
Он существует только в фантазиях Эндрю.
Фильм показывает реальность только до того момента, когда Эндрю приглашает Николь на свидание.
Она ему РЕЗКО и ГРУБО отказывает:
- Уходи [Уходи и не появляйся здесь больше. Я не хочу тебя видеть. Я думала мы друзья а ты меня хочешь обесчестить]
Парня это просто ШОКИРУЕТ. Он раздавлен. И всё дальнейшее - его попытка пережить тяжелейшую фрустрацию с помощью фантазий, где в роли обижающей его Николь выступает несуществующий преподаватель музыки Флэтчер.
На это намекают некоторые фотографически похожие кадры.
Вот Николь оценивает Эндрю, который старается произвести впечатление.

А вот Флэтчер оценивает Эндрю, который старается произвести впечатление.

И т.д., там такого много.
Эндрю сначала невыносимо страдает и ведёт себя в своих фантазиях робко, смущенно держится за барабанную палочку и не решается её пустить в ход.

Но потом осваивается и начинает получать удовольствие

и кидать по 4 палочки за ночь несмотря на то, что у партнерши "трудные дни"

(в фильме КУЧА таких символических кадров с палочками; т.е. Эндрю представляет, как ОЧЕНЬ старается, и что партнерша это должна оценить; фантазии немного смешные, но, извините, парню всего 17 лет)
Естественно, двое других барабанщиков, с которыми Эндрю спорит за благосклонность Флэтчера/Николь - это его субличности. Недаром они похожи друг на друга, и режиссер это подчеркивает.

Одна субличность - преувеличенно наглая и холеричная, другая - депрессивная и замкнутая, на грани аутизма.
То есть Эндрю в своих фантазиях перебирает разные варианты поведения - лишь бы угодить девушке, в которую он влюблен и которая его отвергла.
В общем, покадрово объяснять всё не буду, если смотрели фильм, сами почувствуете, что я прав.
Что означает в таком разрезе феерический финал "Одержимости" - тоже предельно понятно.
Считаю, это вполне любопытное построение сюжета и заслуженный "Оскар", жаль только, мало кто понял истинный смысл фильма; 95% зрителей искренне считают что он про весёлую музычку и про посона который тынц-тынц на барабанчиках.
|
</> |
