
"Одержимая", 1981


«Одержимая» начинается как очень экспрессивная семейная драма со всеми стандартными элементами. Муж, редко бывающий дома, сексуально неудовлетворенная жена, любовный треугольник, находящийся посередине семейной свары сын, переживающий все это глубоко в себе. Однако, после первых восьми минут картины, автор начинает постоянно нагнетать напряжение и усугублять атмосферу безумия. Главные герои начинают избивать друг друга, заниматься самоистязанием, но Марк отчаянно цепляется за остатки брака и готов пойти на что угодно, чтобы вернуть любовь жены. Каждому здравомыслящему человеку понятно, что Марку и Анне необходимо разойтись, но с каждой минутой фильм затягивает все больше и больше. Через некоторое время, режиссер делает жанровый разворот на 360 градусов.
Частный детектив, а позже и Марк, узнает, что в предполагаемом «любовном гнездышке» Анны на самом деле находится неведомое существо, которое питается трупами и с каждым днем все больше и больше приобретающее человеческие черты. Анна рассказывает Марку безумную историю его «родов»...
Во второй половине фильма Анджей Жулавски вводит в картину лейтмотив отсутствия веры и замены ее суррогатом, столь известную русскому зрителю по романам Достоевского. Все члены любовного треугольника по-своему пытаются заменить Бога: Марк безумной любовью к Анне, Хайнрих дзен-буддизмом и наркотиками, а Анна идет дальше всех и создает себе своего собственного Бога. Действия Анны можно охарактеризовать следующей цитатой из «Бесов» Достоевского: «Бог есть боль страха смерти. Кто победит боль и страх, тот сам станет бог. Тогда новая жизнь, тогда новый человек, всё новое…»
Важную роль в фильме играет мотив двойничества, начиная с выбора места действия в Западном Берлине и частым мельканием в кадре Берлинской стены, за которой расположился город-двойник Восточный Берлин. Также еще в первой половине фильма Марк встречает школьную учительницу Боба Хелен – копию Анны, но полный антипод во всем остальном, - добрую, заботливую и испытывающую искренние материнские чувства к ребенку. Мотив двойничества используется в фильме в соответствии с классическими литературными канонами – теза и антитеза, светлая и темная сторона.
В данном фильме Изабель Аджани выдала потрясающую актерскую игру, намного превосходящую ее предыдущий «пик» в «Истории Адели Г.». Ее истерики, сопровождаемые безумной улыбкой, бешеные глаза, крики, и нигде нельзя заметить ни грамма фальши. В «Одержимой» Аджани раздвинула границы человеческой возможности в актерской игре и ее язык телодвижений и мимика передают все нюансы психического состояния героини. А сцена в подземном переходе находится за гранью всех понятий и методик актерской игры, ее смотришь со смесью восхищения и отвращения. Смотря этот фильм, не верится, что Изабель Аджани никогда не изучала актерского мастерства, а постигала его буквально «на ходу», но после этого начинаешь еще более восхищаться ее актерским гением.
До этого фильма, я воспринимал Сэма Нила, как неплохого, но ничем не выдающегося актера. Однако, в этом фильме он также показал потрясающую актерскую игру и был достойным партнером Изабель Аджани. Он наполнил даже самые простые сцены, вроде качания в кресле-качалке, жутким налетом безумия. «Актерским Рубиконом» для Сэма Нила стала сцена, еще в начале фильма, когда он три недели прожил в отеле, теряя голову от разлуки с домом. Хайнц Беннент также отлично сыграл, но его роль второстепенная.
Созданию безумной атмосферы также поспособствовала операторская работа Брюно Нюйтенна. Его камера, постоянно следующая за героями и разворачивающаяся на 180 градусов, или даже на 360 градусов, прекрасно отражает внутреннее состояние героев. Рваный монтаж, еще не вошедший тогда в моду и, соответственно, не используемый где попало, также вносит свой вклад в создание напряжения.
Подводя итог, хочется сказать, что Анджей Жулавски создал фильм, который одновременно завораживает и вызывает отвращение. «Одержимую» очень трудно смотреть, но если вы выдержите до конца, то этот фильм никогда не сотрется из вашей памяти.
|
</> |
