очерки по истории толерантности

топ 100 блогов clear_text10.11.2013 ПРИГВОЖДАЯ ЖЕРТВУ

У русской культуры ХХ века есть одно поистине изумительное свойство.
Оно резко отличает ее от классической русской культуры XIX века, о которой мы говорим с восторженным придыханием и гордостью. Пушкин! Гоголь! Достоевский! Толстой! Некрасов, Тургенев, Чехов, и целый сонм писателей чуть поменьше масштабом: Григорович, Лесков, Короленко, Эртель, писатели-народники (извините, что в одну кучу), а также Потапенко, Андреев, Куприн и даже Бунин и Блок.
Мы сегодня считаем себя законными наследниками «золотого века русской культуры». Меж тем это совсем не так.

Что же это за отличительное свойство?
Чрезвычайная терпимость (толерантность) к злу, вот что. И отсюда – сочувствие палачу и презрение к его жертве.
Вся русская литература наполнена жалостью к «маленькому человеку». К жертве обстоятельств или разбойников, нищеты или болезни, полиции или охранки. Бедная Лиза, Самсон Вырин, Акакий Акакиевич, Антон Горемыка, Герасим со своей Муму, Макар Девушкин, Неточка Незванова, Соня Мармеладова, Катюша Маслова, гробовщик Яков Бронза вместе со скрипачом Ротшильдом, андреевские семь повешенных, купринские проститутки и безымянная «под насыпью, во рву некошеном».
И вся атмосфера общества была пропитана этим. Каторжников в народе называли «несчастными». Адвокатов буквально носили на руках. «Войдем в зал суда с мыслью, что мы тоже виноваты», - призывал Достоевский. Мы, которые судим и казним.
Соблазнитель, обманщик, мироед, палач, жандарм и неправедный судья пользовались, мягко говоря, куда меньшим сочувствием авторов и публики. Губернатора, который приказал стрелять в рабочих (рассказ Леонида Андреева), жалела безвестная гимназистка, но почему? Потому что губернатор уже сам себя приговорил к смерти за этот приказ, и нарочно ходил без охраны, и в итоге его взорвали эсеры. «Гимназистка плакала». Но вряд ли бы она смогла плакать о взорванном губернаторе, если бы до этого она, и ее мама, и ее бабушка не плакали о Бедной Лизе, Самсоне Вырине, Антоне Горемыке и далее по списку.

В ХХ веке всё вдруг изменилось.
Я не знаю, почему. У меня есть предположения (особая роль советской литературы?), но нет полной ясности.
Поэтому не надо о причинах. Факты, однако, налицо.

Сейчас жертва (особенно – слабая, безымянная и давняя) – вызывает брезгливое раздражение.
Палач – «он выполнял приказ», «время такое было» и вообще «не нам их судить». То есть им – судить, приговаривать и казнить. А нам – ни-ни.
(В скобках полезный совет: когда вам кто-то с постной миной говорит: «не судите» - это значит, что вас уже осудили, в полном противоречии с евангельской заповедью, на которую этот ханжа ссылается).
Стоило кому-то написать в социальных сетях, что рядом с красивым надгробным памятником главпалача НКВД Блохина – который лично, сам, своей рукой расстрелял более 10.000 человек – что рядом не худо бы поставить табличку с указанием на этот исторический факт – тут же раздается ханжеский голос: «Воевать с мертвыми, фу, это недостойно, это низко!».
Ему убивать по 20 человек в день было, высоко. А сообщить об этом – низко.
Интересные дела.

А вот жертвам достается по полной. Крестьяне прятали хлеб, рабочие бастовали, доценты саботировали, поляки шпионили, татары предавали. Если бы к власти пришли Троцкий (Бухарин, Каменев, Зиновьев, Рыков и т.д.) – то было бы еще хуже. Маршалы и генералы все как один лезли в бонапарты. За колоски сажали по делу («Значит, вы считаете, что воровать, красть – можно?! Интересно!»). А бухгалтера Иванова и его жену – и еще полмиллиона таких же бухгалтеров и их жён – для общей острастки, которая в видах грядущей войны была просто необходима.
И самое главное – ведь не всех же загнали в лагеря, а тем более расстреляли? Не всех. Значит, кого не арестовали и не расстреляли – те были нормальные, ни в чем не виноватые люди. А вот кого таки да расстреляли – наверное, было за что?
А взять евреев? Скорее всего, они сами виноваты, что их с таким упоением и тщанием убивали в конце тридцатых – начале сороковых. Наверное, восстановили против себя мирное малограмотное население восточноевропейских городов и деревень. А погромщики – ну сказано же, малограмотные люди, трудно живущие, им естественно хотелось поживиться еврейским скарбом…
Так что «не нам их судить».
А жертвы – сами нарвались.
Да что там история, репрессии, войны, окончательное решение…
Ближе к жизни! К современности!
Ах, сколько раз, видя, как пятеро бьют одного, я пытался вмешаться, позвать здоровых мужиков на помощь. А здоровые мужики рассудительно отвечали:
- А почем мы знаем, что у них там? Может, он им денег задолжал, и не отдает? Может, он чью-то девушку обидел? И вообще – может, он первый начал?

Конечно, у всего этого есть свои объективные причины, которые коренятся… и т.д., и т.п., и много-много рассуждений и объяснений.
Но гадость не перестает быть гадостью из-за того, что у нее есть причины.

Оставить комментарий

вольдемар 22.02.2019 20:34

https://bit.ly/2XeDSF7
Автоматический заработок от 90.000 рублей в месяц
Гарантия возврата денег.
Предыдущие записи блогера :
05.11.2013 Santa Esperanza
Архив записей в блогах:
Село Гальбштадт образовалось в 1908 году во время массового переселения безземельных крестьян с юга Украины, Запорожской, Екатеринославской, Мелитопольской областей, юга Поволжья, Оренбургской и Саратовской областей. Село до 1949 года несколько раз меняло свой адрес в ...
Итак, миф не есть историческое событие как таковое, но он всегда есть слово. А в слове историческое событие возведено до степени самосознания. (А.Лосев. Диалектика мифа). Нужно быть до последней степени близоруким в науке, даже просто слепым, чтобы не заметить, что миф ...
Когда-то те из нас, что постарше, жили в самой читающей стране мира, СССР.  Помимо чтения Союз покорил атом, вывел в космос сначала спутник, а потом и человека. Кстати, как раз сегодня отмечается День космонавтики, установленный указом Президиума Верховного Совета СССР от 1962 года ...
На самом деле, судьба  мира была предрешена тогда, когда во второй половине 1960 годов было сказано простое слово «скучно». Разумеется, речь идет не о реплике какого-нибудь отдельного человека по какому-нибудь частному поводу, а об общем отношении к миру, которое достаточно широко ...
"Государству, чтобы контролировать воровской мир, необходимо установить равновесие в отношениях с воровским миром." ( с ) Это всего лишь версия журналиста, написавшего материал. А как вы считаете - контролирует ли государство воровской мир, и насколько ему - государству нужно это ...