Очередные аспекты Трафальгара

топ 100 блогов george_rooke24.12.2019 Меня долгое время интересовал вопрос - а почему авангард Дюмануара не бросился на помощь Вильневу, когда Нельсон на "Виктори" прорезал центр франко-испанской эскадры?
Были версии о трусости, были версии о мести со стороны Дюмануара Вильневу, однако все оказалось гораздо проще.
И эта запись, несмотря на разницу эпох и вроде бы совершенно разные аспекты, сильно перекликается с записью naval-manual о мнимом или реальном "системном кризисе" французского (в случае обсуждения у визави -русского) флота.
Предыстория, которой может быть кто-то не знает. Французский флот (11 кораблей) обманув Нельсона вышел в 1804 году из Тулона, проследовал к Испании, присоединяя к себе испанские корабли, далее в Вест-Индию, где соединился с еще одним французским отрядом Магона, потом вернулся обратно к Испании, вступил в стычку с эскадрой Кальдера, потерял 2 корабля, однако присоединил в Ла-Корунье еще 5, и в результате Вильнев, начинавший с 11 ЛК, к концу этой круговерти имел 33 ЛК.
Далее по идее франко-испанцы должны были следовать к Ла-Маншу, однако у Наполеона изменились планы (началась очередная война с Коалицией, закончившаяся Аустерлицем), и Вильнев получил приказ следовать в Кадис. Там флот мурыжили с августа по октябрь, пока наконец не был получен приказ - всем силам следовать по одним данным - в Тулон, по другим - к Неаполю. Вильнев вышел из Кадиса 19 октября, а 21-го у мыса Трафальгар наткнулся на эскадру Нельсона.
Собственно так началось Трафальгарское сражение.
Вот в таком виде флоты застали друг друга:
Траф_2
Нельсон согласно заранее утвержденному плану начал перестроение в две колонны:
Траф_3
И вот дальше....
Понятно, что англичане нацелились на прорезание линии, это давало бы им неоспоримое преимущество, поскольку парусные корабли в отличие от паровых или современных, не имеют обратного хода. Таким образом, если происходит прорезание линии, часть флота идет прежним курсом, отдаляясь от места атаки, и становится практически бесполезной, а другая часть начинает расползаться вправо-влево, в стороны, и тем самым теряет и строй и управление.
В этой ситуации отрезанному авангарду Дюмануара надо было как можно быстрее развернуться на 180 градусов и поспешить на помощь своим. Он этого не сделал. Почему?
Ответ очень простой. Давайте посмотрим на схему атаки колонны Нельсона:
Трафальгар - правильная схема атаки
А теперь представьте себя на месте Дюмануара. Как мы видим, колонна Нельсона до известного момента идет на сближение именно с французским авангардом, который под угрозой атаки держится в линии и не меняет курса. Далее "Виктори" резко поворачивает к югу. Что с ним? Он выбит французами потерял управление, или это какой-то маневр? Следующий за ним "Тоннант"делает то же самое, но угроза от остальных кораблей английской линии, идущих на сближение с авангардом по касательной, сохраняется, и это заставляет Дюмануара идти прежним курсом и не поворачивать.
Собственно сам Дюмануар объяснял во время суда над ним: «левая колонна англичан, во главе которой стоял адмирал Нельсон, сначала двигалась на французский авангард, которым я командовал…»
Командир "Эро" так же отмечал, что хотя несколько кораблей англичан сделали крутой поворот к центру, корабли позади них продолжали оставаться в исходной линии, все еще угрожая авангарду и, таким образом, обездвиживали его, вернее не давали провести маневр и прийти на помощь центру.
Когда же Дюмануар понял, что его обманули? Бой начался в 13.30. В 14.00 Нельсон прорвал линию. Дюмануар понял, что авангард атаковать не будут, только в 15.30, когда фактически весь центр франко-испанцев был разгромлен.
Поэтому герцог д'Отрив, временный министр иностранных дел, абсолютно правильно писал своему шефу Талейрану, находящемуся на тот момент в Берлине: "Несомненно, катастрофа была великой, но честь не была потеряна. Быть побежденным более искусным врагом - это не позор и не унижение. Враг не превзошел нас в смелости, он победил нас тактически, но он знает, что мы сможем противостоять его превосходству - {тактическому} превосходству, которое мы, несомненно, сравняем, и, возможно, превзойдем.
Французский флот, дезорганизованный в смутное время, обескураженный небрежностью, бедностью и неумелым руководством ряда революционных правительств и министерств, сегодня нуждается только в одном, боевом опыте."

Заметьте, я не произнес слова "Цусима", но ассоциации появились, неправда ли?
Трафальгар - это классический пример сражения эскадры, умеющей плавать, с эскадрой, умеющей воевать. Грубо говоря, в бою, любой английский кэптен быстрее ориентировался в ситуации, быстрее находил верные решения, быстрее действовал, чем его французский или испанский коллега. Более того, английский флот по факту разгромил Вильнева уже без Нельсона, который был убит в середине сражения.
И получилось, что французский флот может хорошо плавать, делать быстрые и дальние переходы, снабжение и медицина у него на уровне. Одна беда - сражаться с англичанами ему не по силам, противопоказано.
Такие дела.
Очередные аспекты Трафальгара

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Человек-загадка Мирин Дажо уже больше полувека волнует умы известных ученых и обычных людей сверхъестественными способностями, которые он продемонстрировал широкой публике в 1945 году. Именно тогда, на 33 году собственной жизни, голландец Арнольд Геррит Хенске обнаружил, что его тело ...
Для настоящего пессимиста не имеет значения, стакан наполовину пуст или наполовину полон. Он в принципе считает, что стакан уже не тот... Фотограф Masha Raymers ...
from (http://dobrokhotov.livejournal.com/453108.html) /Я не знал, что шахидки бывают многоразовыми: 2003 ...
Наткнулся во френдленте на любопытный текст. Не то чтобы там были какие-то прниципиально новые сведения, но уж больно наглядно. После создания «народного ополчения» и казачьих батальонов карателей, в городах зоны оккупации начался бум «чисток». Бытовые ссоры. Жена поссорилась с мужем и ...
В общем то этого уже стоило ожидать. Природа умеет приспосабливаться. Все больше африканских слонов рождаются без бивней. Ученые полагают, что таким образом животные на генетическом уровне защищают себя от внимания браконьеров, стремящихся получить дорогую слоновую кость. Около 144 ...