Очередные аспекты Трафальгара
george_rooke — 24.12.2019 Меня долгое время интересовал вопрос - а почему авангард Дюмануара не бросился на помощь Вильневу, когда Нельсон на "Виктори" прорезал центр франко-испанской эскадры?Были версии о трусости, были версии о мести со стороны Дюмануара Вильневу, однако все оказалось гораздо проще.
И эта запись, несмотря на разницу эпох и вроде бы совершенно разные аспекты, сильно перекликается с записью naval-manual о мнимом или реальном "системном кризисе" французского (в случае обсуждения у визави -русского) флота.
Предыстория, которой может быть кто-то не знает. Французский флот (11 кораблей) обманув Нельсона вышел в 1804 году из Тулона, проследовал к Испании, присоединяя к себе испанские корабли, далее в Вест-Индию, где соединился с еще одним французским отрядом Магона, потом вернулся обратно к Испании, вступил в стычку с эскадрой Кальдера, потерял 2 корабля, однако присоединил в Ла-Корунье еще 5, и в результате Вильнев, начинавший с 11 ЛК, к концу этой круговерти имел 33 ЛК.
Далее по идее франко-испанцы должны были следовать к Ла-Маншу, однако у Наполеона изменились планы (началась очередная война с Коалицией, закончившаяся Аустерлицем), и Вильнев получил приказ следовать в Кадис. Там флот мурыжили с августа по октябрь, пока наконец не был получен приказ - всем силам следовать по одним данным - в Тулон, по другим - к Неаполю. Вильнев вышел из Кадиса 19 октября, а 21-го у мыса Трафальгар наткнулся на эскадру Нельсона.
Собственно так началось Трафальгарское сражение.
Вот в таком виде флоты застали друг друга:
Нельсон согласно заранее утвержденному плану начал перестроение в две колонны:
И вот дальше....
Понятно, что англичане нацелились на прорезание линии, это давало бы им неоспоримое преимущество, поскольку парусные корабли в отличие от паровых или современных, не имеют обратного хода. Таким образом, если происходит прорезание линии, часть флота идет прежним курсом, отдаляясь от места атаки, и становится практически бесполезной, а другая часть начинает расползаться вправо-влево, в стороны, и тем самым теряет и строй и управление.
В этой ситуации отрезанному авангарду Дюмануара надо было как можно быстрее развернуться на 180 градусов и поспешить на помощь своим. Он этого не сделал. Почему?
Ответ очень простой. Давайте посмотрим на схему атаки колонны Нельсона:
А теперь представьте себя на месте Дюмануара. Как мы видим, колонна Нельсона до известного момента идет на сближение именно с французским авангардом, который под угрозой атаки держится в линии и не меняет курса. Далее "Виктори" резко поворачивает к югу. Что с ним? Он выбит французами потерял управление, или это какой-то маневр? Следующий за ним "Тоннант"делает то же самое, но угроза от остальных кораблей английской линии, идущих на сближение с авангардом по касательной, сохраняется, и это заставляет Дюмануара идти прежним курсом и не поворачивать.
Собственно сам Дюмануар объяснял во время суда над ним: «левая колонна англичан, во главе которой стоял адмирал Нельсон, сначала двигалась на французский авангард, которым я командовал…»
Командир "Эро" так же отмечал, что хотя несколько кораблей англичан сделали крутой поворот к центру, корабли позади них продолжали оставаться в исходной линии, все еще угрожая авангарду и, таким образом, обездвиживали его, вернее не давали провести маневр и прийти на помощь центру.
Когда же Дюмануар понял, что его обманули? Бой начался в 13.30. В 14.00 Нельсон прорвал линию. Дюмануар понял, что авангард атаковать не будут, только в 15.30, когда фактически весь центр франко-испанцев был разгромлен.
Поэтому герцог д'Отрив, временный министр иностранных дел, абсолютно правильно писал своему шефу Талейрану, находящемуся на тот момент в Берлине: "Несомненно, катастрофа была великой, но честь не была потеряна. Быть побежденным более искусным врагом - это не позор и не унижение. Враг не превзошел нас в смелости, он победил нас тактически, но он знает, что мы сможем противостоять его превосходству - {тактическому} превосходству, которое мы, несомненно, сравняем, и, возможно, превзойдем.
Французский флот, дезорганизованный в смутное время, обескураженный небрежностью, бедностью и неумелым руководством ряда революционных правительств и министерств, сегодня нуждается только в одном, боевом опыте."
Заметьте, я не произнес слова "Цусима", но ассоциации появились, неправда ли?
Трафальгар - это классический пример сражения эскадры, умеющей плавать, с эскадрой, умеющей воевать. Грубо говоря, в бою, любой английский кэптен быстрее ориентировался в ситуации, быстрее находил верные решения, быстрее действовал, чем его французский или испанский коллега. Более того, английский флот по факту разгромил Вильнева уже без Нельсона, который был убит в середине сражения.
И получилось, что французский флот может хорошо плавать, делать быстрые и дальние переходы, снабжение и медицина у него на уровне. Одна беда - сражаться с англичанами ему не по силам, противопоказано.
Такие дела.
|
</> |