Имел Бобби хобби - он деньги любил
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
3 января англичане находились у входа в гавань порта Оранж на Синт-Этатиусе. Голландцы располагали всего десятью 8-фунтовыми пушками и гарнизоном в 60 человек под командованием губернатора де Граафа. Войска англичан были десантированы вблизи города, и Родней отправил ультиматум – сдаться в течение часа. Понятно, что против такой силы де Граф не имел никаких шансов. После второго залпа англичан над стенами города взвился белый флаг.
Англичане захватили в гавани 50 американских кораблей. Родней хвастливо писал: «Основной груз этих кораблей – паруса, порох, ядра, пушки, корабельные материалы, предназначенные для колоний, ибо без них действия американских каперов не представляются возможными». Первым делом англичане засели за изучение документов на призовых кораблях, согласно которым выходило, что с мятежниками торгуют не только французы, голландцы и испанцы, а так же и датчане, шведы, итальянцы, и даже… некоторые английские фирмы.
На следующий день без сопротивления сдались и близлежащие голландские острова – Сент-Мартин и Саба. Недалеко от них, у острова Сомбреро произошла и первая (и последняя) стычка – чуть ранее со Синт-Эстатиуса чуть ранее вышел большой торговый конвой из 30 транспортов, который эскортировал голландский фрегат Вест-Индской торговой компании 32-пушечный «Марс». Когда английские крейсера нагнали его, тот для проформы пробовал сопротивляться, дав два залпа по англичанам, однако после ответных залпов поднял белый флаг. Голландцы потеряли 8 человек убитыми, в их числе – адмирал голландской Вест-Индской компании Виллем Крул.
Всего в Синт-Эстатиусе и около него Родней и Воган захватили ценностей на 3 миллиона фунтов. А вот дальше… небольшой сказ о том, как деньги затмевают разум.
Если посмотреть с точки зрения военной логики – Родней должен был бы оставить на острове небольшой гарнизон (до 1000 человек), и быстрее вернуться к Мартинике, дабы следить за кораблями де Гишена и ожидаемым прибытием французской эскадры де Грасса (французский адмирал покинул побережье Франции в марте 1781 года, но англичанам было известно, что французы собираются выслать новую эскадру в Вест-Индию). Либо Родней мог пойти на север, соединившись в Галифаксе с эскадрой контр-адмирала Грейвза, дабы получить господство у побережья мятежных колоний и начать полноценную блокаду американских портов.
Вместо этого начался подсчет и дележ награбленного. Сначала определили стоимость всех захваченных 130 судов, которые Родней оценил в 500 тысяч фунтов. Потом перешли к скрупулезному подсчету товаров и ценностей в казне, складах, магазина. Не забыли и крепостные пушки, а так же ценности типа картин, комплектов обмундирования, зерновых запасов. Родней начал долгую и нудную переписку с Адмиралтейством, отсылая простыни типа таких: A letter to the Right Hon. Lord Rodney ... on the subject of the St. Eustatius prize money: containing a plan for the speedy and final division of it, &c. (письмо от достопочтенного лорда Роднея по поводу призовых денег с Синт-Эстатиуса: план их быстрой и окончательной дележки). А пока на острове началась очередная череда ограблений. Так, 13 февраля Родней провозгласил «днем расплаты евреев», с которых он выжал выкупа еще примерно на полмиллиона фунтов. Не успокоившись на этом, он приказал морпехам раскопать еврейские кладбища, объясняя это тем, что «евреи часто хоронят своих вместе с ценностями». Общая сумма захваченного оценивалась Роднеем в 3 миллиона фунтов. Согласно «Крейсерскому и Конвойному Акту» 1747 года адмиралу выделялась 1/8 часть от всех призовых, или 375 тысяч фунтов стерлингов. Родней, известный на флоте своей скаредностью и хапужеством, попросил Адмиралтейство увеличить его долю до 3/8, то есть получить деньги и как адмирал, и как капитан корабля. Таким образом, к выплате ему полагалось 1,125 миллионов фунтов. В Адмиралтействе удивились такой неприкрытой наглости, и сообщили, что, если адмирал Джордж Родней не в курсе, доля начальника экспедиции равна 1/8. Так как Родней делит командование с генералом Воганом, соответственно он может претендовать только на 1/16 от суммы, или на 150 тысяч фунтов.
Этого Роднею показалось мало. Удостоверившись, что в списках коммерсантов, торговавших с США через голландский Синт-Эстатиус, были британские купцы с островов Сент-Киттс и Статиа, он послал к ним своего представителя. Последний предложил купцам выбор – либо они переведут щедрые суммы на расчетный счет адмирала, либо они войдут в список «предателей народа», который сейчас формируется Роднеем, и… Последствия могут представить сами. Шантажом Родней набрал еще порядка 300 тысяч фунтов. У тех, кто отказался платить, морпехи забрали все их приходные книги и документы, а сам Сент-Киттс Родней назвал «островом воров, предателей и хапуг».
Стремясь поскорее обратить захваченные товары в звонкую монету, Родней начал беспрецедентную рекламную компанию, распространив по всем уголкам и весям, что на острове Синт-Эстатиус можно купить все что угодно по демпинговым ценам.
Потом началась погрузка захваченного на транспорты и корабли, и она продлилась до середины апреля. Для перевозки награбленного Родней задействовал 34 захваченных американских судов, а так же отделил от своей эскадры для сопровождения 74-пушечный «Ривендж», 62-пушечный голландский «Марс»[1], а так же два 32-пушечных фрегата под началом адмирала Хотэма. В письме жене Родней говорил: «Если мой конвой из захваченных кораблей благополучно дойдет до Англии, то я дубу безмерно счастлив, поскольку призовых хватит на то, чтобы оплатить все мои долги, да и смогу хоть что-то оставить своим дорогим детям».
![Имел Бобби хобби - он деньги любил Имел Бобби хобби - он деньги любил](/images/main/imel-bobbi-hobbi-on-dengi-lyubil-5124b4.jpg?from=https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e4/Admiral_of_the_White_by_Thomas_Gainsborough.jpg)
|
</> |