Очередная рефлексия на тему корейского кинематографа
sotofa — 13.03.2025
Кажется, уже третья по счету.
Ну, а что делать, если буквы есть, и требуют выгрузки?
Готовлюсь к конференции, буду выступать ("ноэтонеточно"),
перелопатила гору литературы и собственных конспектов, и наткнулась
на интересное, которое внезапно подарило озарение, почему мне
нравится на корейцев в кино смотреть больше, чем на
англичан-американцев-французов, и уж тем более, больше чем на
русских. Хочется оставить на память.
(Спорить не буду, все нижеперечисленное - грубое обобщение,
противоположные примеры я и сама найти могу. Все написанное -
субъективное мнение об общих тенденциях, и к каждому предложению,
которое не про меня - можно смело добавлять "мне кажется,
что".)
——————
Вся эволюция западного кинематографа идет по пути улучшения
мастерства рассказчика. В лучших традициях - научились рассказывать
историю, чтобы заинтересовать, увлечь, удержать внимание,
развлечь.
Последние примеры самых лучших фильмов и сериалов сочетают драму и
визуал, завернутый сюжет, и желательно так, чтобы не сразу
догадались, к чему все идет, но можно быть практически уверенным,
что все будет хорошо. Западный зритель (как и я - совсем недавно)
не любит страдать в кинотеатре, он приходит пить колу, есть
попкорн, пугаться, восхищаться, удивляться, и выйдя, рассказывать,
какое классное кино он посмотрел. Какое мастерство операторов.
Костюмеров. Актеров. Как ему было нарядно, интересно и красиво.
Какие находки режиссера. Как хорошо передали светом настроение,
интерьерами сюжет, и в целом круто вышло. Как же здорово
научились снимать, да? Пойдите, тоже посмотрите.
"Медленных лошадей" сейчас смотрим с мужем - отличный сериал! И он вот правда такой. Про драму, зрелища и завернутый сюжет. Я даже персонажам иногда сочувствую. Честно.
А есть и те, кто просто спецэффектов накидал, не заморачиваясь стройностью и логикой сценария. А зачем? Люди посмотрят и забудут... Я никак понять не могла - зачем под слабые сценарии выделять бюджет? Ну ведь на берегу же еще понятно, туфта будет. Но если цель не избежать туфты, а снять то, что можно продать, то и сценарий уже отходит на второй план, - и забастовка сценаристов мне в подтверждение.
Но все, что мы смотрим, хорошее и не очень, - это чаще всего
рассказ "о". Мы - свидетели происходящего.
Азиатский кинематограф многому научился у западного. Он развивался
позже, и воспользовался в своем развитии всеми достижениями и
находками. Но есть одно маленькое отличие: здесь зритель включен в
повествование, он тоже персонаж. Лучшие режиссеры, снимая любую
сцену, держат в уме, что на восприятие его замысла - нужно время.
Для правильного восприятия - нужно разложить ключи и подсказки,
чтобы мозг того, кто смотрит, связал это в одну логическую цепочку,
и она стала дополнением происходящего на экране.
Вам замедлят кадр, продемонстрируют крупным планом несколько
предметов и выражений лиц, поставят угол зрения так, чтобы было
совершенно понятно, например: "этот человек идет убивать". Или -
"только что этот мужчина посмотрел на эту женщину совершенно другим
взглядом, и кажется, это любовь", и у меня что-то сжимается в
груди, в унисон. Или "что-то сломалось у этой женщины в душе". И мы
будем чувствовать этот надлом - в реальном времени!
Не все этим проникаются, конечно. От зрителя потребуется проделать работу (собственно, мой доклад как раз про ту психологическую работу, которую приходится совершать, чтобы стать из наблюдателя - участником), придать тому, что он видит - свое значение. Картине из разрозненных цветовых пятен - свой смысл. Музыкальному произведению - свой. Кинофильму - свой.
Это утомительно. Это не все любят. Не всем это и нужно,
вообще, и это тоже правда.
Но если смотреть просто как зрелище, не вникая - то кажется, ну
кино и кино, ничего особенного, даже зрелищности-то не всегда
много, и спецэффектов. Это, кстати, ответ - почему не всем заходит.
Для корейского кино, чтоб насладиться, нужна другая призма
восприятия.
Но те, кто умеет - те знают. То, что мы смотрим в лучших образцах
азиатского кино - мы не смотрим. Мы проживаем с героями их истории.
Мы вступаем в отношениях с персонажами, кто-то нам нравится, кто-то
нет, кто-то ухитряется по ходу действия поменять наше отношение к
себе.
Особенно обидно, когда всеми вот этими прекрасными способами и
методами (а разумеется, это методология и технология, и вообще,
наверняка их всех по одним учебникам учат), - пользуются люди с
убогим воображением. Сценаристы, которые придумывают всякую дичь на
ходу, халтурщики. Тогда мы получаем прекрасно снятую бурду,
оставляющую после себя ощущение недоумения.
Но иногда нам попадается работа мастера. И пережитый опыт
встраивается в жизнь, остается навсегда, потому что меняет
человека - необратимо.
Много ли просмотренных вами западных фильмов поменяли вас лично, и
вы точно знаете, что из кинозала вышел другой человек, не тот,
который туда входил? У меня - единицы, за всю жизнь.
А из корейского кинопрома - который я смотрю чуть меньше трех лет,
- гораздо, гораздо больше.
|
|
</> |
Чем отличается карта рассрочки от дебетовой
Генофонд европейцев и Admixture
Рекордная цена автопортрета Фриды Кало
Фильм 4. Колонны Выборгского залива. Гибель Пра-Питера и Новгорода. Катастрофы
Преподавательское: после перерыва
Помолвка принца Эттинген-Валлерштайнского
Могут ли от нас скрывать контакт с инопланетянами?
Наука установила причину странностей в поведении кошковладельцев
Принц Уильям посетил официальное открытие Центра болезни двигательных нейронов

