Очередная рефлексия на тему корейского кинематографа

топ 100 блогов sotofa13.03.2025

Кажется, уже третья по счету.
Ну, а что делать, если буквы есть, и требуют выгрузки?


Готовлюсь к конференции, буду выступать ("ноэтонеточно"), перелопатила гору литературы и собственных конспектов, и наткнулась на интересное, которое внезапно подарило озарение, почему мне нравится на корейцев в кино смотреть больше, чем на англичан-американцев-французов, и уж тем более, больше чем на русских. Хочется оставить на память.

(Спорить не буду, все нижеперечисленное - грубое обобщение, противоположные примеры я и сама найти могу. Все написанное - субъективное мнение об общих тенденциях, и к каждому предложению, которое не про меня - можно смело добавлять "мне кажется, что".)

——————
Вся эволюция западного кинематографа идет по пути улучшения мастерства рассказчика. В лучших традициях - научились рассказывать историю, чтобы заинтересовать, увлечь, удержать внимание, развлечь.
Последние примеры самых лучших фильмов и сериалов сочетают драму и визуал, завернутый сюжет, и желательно так, чтобы не сразу догадались, к чему все идет, но можно быть практически уверенным, что все будет хорошо. Западный зритель (как и я - совсем недавно) не любит страдать в кинотеатре, он приходит пить колу, есть попкорн, пугаться, восхищаться, удивляться, и выйдя, рассказывать, какое классное кино он посмотрел. Какое мастерство операторов. Костюмеров. Актеров. Как ему было нарядно, интересно и красиво. Какие находки режиссера. Как хорошо передали светом настроение, интерьерами сюжет,  и в целом круто вышло. Как же здорово научились снимать, да? Пойдите, тоже посмотрите.

"Медленных лошадей" сейчас смотрим с мужем - отличный сериал! И он вот правда такой. Про драму, зрелища и завернутый сюжет. Я даже персонажам иногда сочувствую. Честно.

А есть и те, кто просто спецэффектов накидал, не заморачиваясь стройностью и логикой сценария. А зачем? Люди посмотрят и забудут... Я никак понять не могла - зачем под слабые сценарии выделять бюджет? Ну ведь на берегу же еще понятно, туфта будет. Но если цель не избежать туфты, а снять то, что можно продать, то и сценарий уже отходит на второй план, - и забастовка сценаристов мне в подтверждение.

Но все, что мы смотрим, хорошее и не очень, - это чаще всего рассказ "о". Мы - свидетели происходящего.

Азиатский кинематограф многому научился у западного. Он развивался позже, и воспользовался в своем развитии всеми достижениями и находками. Но есть одно маленькое отличие: здесь зритель включен в повествование, он тоже персонаж. Лучшие режиссеры, снимая любую сцену, держат в уме, что на восприятие его замысла - нужно время. Для правильного восприятия - нужно разложить ключи и подсказки, чтобы мозг того, кто смотрит, связал это в одну логическую цепочку, и она стала дополнением происходящего на экране.
Вам замедлят кадр, продемонстрируют крупным планом несколько предметов и выражений лиц, поставят угол зрения так, чтобы было совершенно понятно, например: "этот человек идет убивать". Или - "только что этот мужчина посмотрел на эту женщину совершенно другим взглядом, и кажется, это любовь", и у меня что-то сжимается в груди, в унисон. Или "что-то сломалось у этой женщины в душе". И мы будем чувствовать этот надлом - в реальном времени!

Не все этим проникаются, конечно. От зрителя потребуется проделать работу (собственно, мой доклад как раз про ту психологическую работу, которую приходится совершать, чтобы стать из наблюдателя - участником), придать тому, что он видит - свое значение. Картине из разрозненных цветовых пятен - свой смысл. Музыкальному произведению - свой. Кинофильму - свой.

Это утомительно. Это не все любят. Не всем это и нужно, вообще, и это тоже правда.
Но если смотреть просто как зрелище, не вникая - то кажется, ну кино и кино, ничего особенного, даже зрелищности-то не всегда много, и спецэффектов. Это, кстати, ответ - почему не всем заходит. Для корейского кино, чтоб насладиться, нужна другая призма восприятия.


Но те, кто умеет - те знают. То, что мы смотрим в лучших образцах азиатского кино - мы не смотрим. Мы проживаем с героями их истории. Мы вступаем в отношениях с персонажами, кто-то нам нравится, кто-то нет, кто-то ухитряется по ходу действия поменять наше отношение к себе.

Особенно обидно, когда всеми вот этими прекрасными способами и методами (а разумеется, это методология и технология, и вообще, наверняка их всех по одним учебникам учат), - пользуются люди с убогим воображением. Сценаристы, которые придумывают всякую дичь на ходу, халтурщики. Тогда мы получаем прекрасно снятую бурду, оставляющую после себя ощущение недоумения.

Но иногда нам попадается работа мастера. И пережитый опыт  встраивается в жизнь, остается навсегда, потому что меняет человека - необратимо.

Много ли просмотренных вами западных фильмов поменяли вас лично, и вы точно знаете, что из кинозала вышел другой человек, не тот, который туда входил? У меня - единицы, за всю жизнь.
А из корейского кинопрома - который я смотрю чуть меньше трех лет, - гораздо, гораздо больше.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
объясните мне, полудурку, яхонтовые мои... очередная вещщ не помещаеццо в мой слабенький мозг. как-то я ужэ информировал вас, касатеки, вот тут оп флоре и фауне, взявшэй меня в плотное кольцо и сформировав таким образом своеобразный паноптикум. ...
Беседа с френдессой подштурхнула меня поднять давно нарывающий аспект: скорость совершения покупки, точней принятия решения об оной, молниеносность, и главное быстрота и легкость выбора, а также дотошность и скрупулезность. Вот вы как покупаете вещи? Причем я бы спросила лишь про ...
Великий русский поэт Пушкин очень любил рисовать каракули на полях рукописей, и потому дружил с начинающим рисовальщиком Шишкиным, дальним родственником будущего известного художника. Как-то раз стихотворец явился к другу и с порога закричал: "Скучно, брат Шишкин! Скучно и грустно! ...
Проснулась от громкого жужжания в 6 утра 30 минут. Будильник был поставлен с вечера на 8 утра, т.к. на работу мне к десяти. Матюкнувшись, решила выяснить откуда раздается шум, который прервал самый сладкий утренний сон. Сначала у меня прервал, а ...
...