Очень хороший текст

"И самое главное. На практике нет никакого «исцеления природы». Есть совсем другой процесс: христианин, восстановленный — не в своей природе, а в Божием порядке, Божием чине, то есть оправданный пред Богом, — получает дар сыновства Богу через Христа. Вследствие этого в него как бы вносится новое содержание, он получает Духа, и теперь жизнь христианина состоит в том, что этот новый человек должен расти, а ветхий человек — умирать. Падшая природа не исцеляется, а заменяется Христом («живу не я, но живёт во мне Христос»); ветхое постепенно заменяется новым; но ветхое остаётся ветхим, и в той или иной степени мучает христианина до конца жизни (Рим., гл. 7). Ровно об этом говорит Писание. Но как-то так получилось, что нынешние православные впали в какое-то удивительное обольщение. Они мечтают об обожении, о восстановлении природы и прочих вещах, которых ни в Писании нет, ни в жизни это никак не реализуется, — и при этом совершенно не думают о том, к чему их прямо призывает новозаветное благовестие: ни о своём сыновстве Богу, ни о новом человеке в себе, ни об оправдании, ни об искуплении... всё это совершенно странным образом отвергается, причём довольно ожесточённо. Все отцы об этом много говорили — но с конца XIX в. это вдруг стало «неправославным». Ссылаются при этом на архим. Сергия Страгородского и его слабую книжку «Православное учение о спасении». Вот уж подлинная ересь сергианства, получается."
https://t.me/ig_petr/388
Здесь весьма точно описываются ощущения до-личностного человека. Которого в силу отсутствия сформированной личности психика толкает на попытку заимствования оной из внешнего источника. Это, кстати, не работает: речь о своего рода внутреннем голоде, который можно временно утолить через религиозные практики, однако на следующий день (а то и раньше) он возникает снова. В точности как обычный голод - вроде ты наелся, но скоро снова проголодаешься. Еще бы - мы все нуждается во внешнем источнике пищи.
Вот и до-личностные люди тоже нуждаются. У личностных нет такой проблемы, и они искренне не понимают, как люди могут стремиться к богослужениям (там же скучно?!), радоваться наступлению Великого поста (это же невкусно?!) и тп. Сытый голодного не разумеет, увы. Личность не поймет неизбывного голода психики, вечно страдающей от отсутствия внутреннего, собственного, над-психического источника "Я".
Отсюда же, кстати, крайне резкое и нетерпимое - вплоть до вспышек ярости - отношение многих верующих к критике в адрес их религии. Казалось бы, никакая критика не может навредить Богу. Но дело в том, что тут срабатывает не логика (в ином вопросе они без проблем воспримут критику), а психика. Вы покушаетесь на то, что дает имя ощущение "Я" - и речь, соответственно, просто о естественном инстинкте самосохранения.
|
</> |