Существовал ли Иисус?

Представим себе, что некто, живущий - например - в Средние века или даже позже, в эпоху Возрождения - решил бы выдумать Иисуса и его историю, выполняя заказ в рамках создания новой религии.С какими проблемами, позволяющими впоследствии фальсифицировать его текст и доказать, что он все выдумал, он мог бы столкнуться?
Во-первых, очевидно, анахронизмы и незнание реалий описываемой им культуры. Есть это в евангелиях? Конечно.
Во-вторых, особенно если автор не очень умен, внутренние противоречия в его рассказе. Есть это в евангелиях? Конечно.
В-третьих, если несколько авторов пишут несогласованно (а тем паче, если более поздние стремятся перещеголять предыдущих) - противоречия уже между текстами. Есть это в евангелиях? Конечно.
Ну и все, казалось бы - Иисус это поздний миф!
Но есть еще одна проблема - уже для того, кто хочет доказать, что Иисус это миф. Дело в том, что автор, который просто выдумывает свою историю про древнего персонажа, с нуля - может просто писать все, что ему заблагорассудится (с учетом, конечно, возможных вышеуказанных проблем). И совсем иное дело, если автор пишет совсем не с нуля, а вынужден описывать историю реального персонажа, про которого уже что-то известно современникам. Тут-то он вынужден как-то согласовывать свои фантазии с уже известными обстоятельствами.
Вот, например, и Матфей и Лука хотят, чтобы Иисус родился в Вифлееме, городе Давида. Казалось бы, что проще? Возьми, да так и напиши, кто тебя в Средние века проверит... Ан нет, про Иисуса было известно, что он родом из Галилеи. Поэтому, обоим авторам приходится придумывать - каждому свою - историю, как галилеянин Иисус родился все же в Вифлееме.
Или, ты хочешь написать, что обрезание в христианстве не требуется. Ну так возьми да напиши, что Иисус так и говорил. Мол, не только "закон и пророки до Иоанна", но и "обрезание до Иоанна". Ан нет, приходится учитывать, что Иисус такого не говорил. И в результате Павлу в своих посланиях приходится полемизировать на этот счет - тем более, что Иисус-то был обрезан, как и ученики.
Или, ты хочешь написать, что Иисус воскрес и явился ученикам, в доказательство. Возьми да напиши! И да, авторы трех позднейших евангелий так и делают. Но самый ранний, Марк, пишет лишь о пустом гробе и некоем юноше в нем, который просто сообщает пришедшим женщинам о его воскресении, а те убегают и от страха ничего не говорят никому. И все! А Павел вообще пишет, что "если Иисус не воскрес, то и вера наша тщетна" - так что позднейшим редакторам приходится вставлять в его послания фразу о том, что-де Иисуса воскресшим видело более 500 человек. А Матфею приходится сочинять историю про стражу у гробницы и упоминать, что иудейские старейшины обвиняли учеников в краже тела из гробницы. В то время как автору, свободно фантазирующему (как в случае с вставкой про 500 человек) было бы выгодно написать, что явление воскресшего Иисуса было совершенно явственным.
Или, у Луки Иисус возносится на небо на глазах у учеников. О как! Невероятно! Но очень логично, иначе непонятно, куда же он делся-то после воскресения? А в том-то и дело, что всем остальным авторам это неизвестно. Хотя соблазн написать, как Лука, очевиден. И да, еще более убедительно было бы написать, что Иисус явился не только ученикам. Но и вообще пришел в Синедрион
Или, мы видим по новозаветным текстам, как Иисус постепенно становился Богом (окончательно - только у Иоанна, в конце 1-го века). И далее, длительный период споров и жестоких выяснений различных изобретаемых догматических деталей на соборах. Зачем это писать?
Далее, какой смысл выдумывать, что Иисус обещал пришествие Сына Человеческого еще при жизни его нынешних последователей - о чем далее пишет и Павел, и что составляет изрядную "проблему" для богословов. Зачем такое придумывать, дискредитируя Иисуса, если ты живешь в Средние века, а пишешь про Античность?
Далее. Если новозаветные тексты составлялись в Средние века для противостояния иудаизму, почему градус анти-иудаизма нарастает по времени написания текстов? Они бы с самого начала должны быть выраженно анти-иудейскими.
Ну и последнее. Если Иисус - средневековая анти-иудейская и анти-мусульманская выдумка, то есть своего рода "ответка" и "альтернатива" тому и другому, то почему в иудейских текстах про него ничего нет, а в исламе он известен и почитается как пророк? Ну очевидно же, что ислам возник позже, когда христианство (в арианской, видимо, форме) распространилось по Ближнему востоку.
|
</> |