Обзор "Руководитель-эксперт. Руководство по эксплуатации человека человеком",

топ 100 блогов demakhin — 12.03.2025
Обзор Руководитель-эксперт. Руководство по эксплуатации человека человеком, 76543.jpg

Снова качаем эмоциональный интеллект и умение хитро лавировать в коллективе! Книга как будто написана с мужицкой хитрецой торгаша с рынка. Такие книги обычно содержат в себе ужасные принципы и ценности, но зато блестящие лайфхаки и житейские хитрости. Книга просто пропитана жадностью. Пронизана. Как из всех карикатур про буржуинов.

Автор: доктор психологических наук, создатель методик НЛП, консультант.

На сотрудников смотрит весьма цинично, открыто расчеловечивает. Говорит, что это не люди, а оборудование. Вот такой вот психолог.

Категории сотрудников людей

Я не люблю системы по распределению людей на категории. Будь то соционика или дизайн человека какой-нибудь. Потому что:

  1. Их очень много и у каждого гуру система своя.
  2. Они вредны потому что человек может решить, что он относится вот к этой категории и начать подстраивать под это свои действия и образ мысли. Начинает действать так, как подобает этому типажу. А это ограничивает его свободу, широту арсенала. Он загоняет себя этим в рамки и совершенно ничего от этого не приобретает. Кроме того, он начинает с недостатков и слабостей, т.к. их перенять проще всего.
Вместо этого мне больше нравятся системы прокаченности навыков, например как у Адизеса или блогера Эволюции. А вовсе не неизменных каких-то особенностей.

И в этой книге мы находим свою систему деления людей на категории:

  1. Умный-и-бедный. Образованный, трудолюбивый, очень интеллигентный, очень обидчивый, гордый, высокомерный, но обходительный и тактичный сотрудник. Очень высокие требования к себе, очень строгие правила и стандарты. Основная рабочая лошадка, которая много и хорошо работает, просит мало денег, но требует к себе очень уважительного отношения. Чрезвычайно просто поддаются манипуляциям. Их очень просто и пристыдить и поймать на чувстве долга и сопричастности и великой миссии. Гордыня может быть выражена как сдержанное упоминание о своих достижениях и достоинствах так и безудержный треп о в общем-то сомнительных заслугах.
  2. Фермер. Это чаще всего сам собственник бизнеса. Его интересуют только деньги, в высокие материи как Умный-и-бедный он не погружается, ему пахать надо. Крестьянский ум, крепкий, прямой и конкретный. Даже если он в найме, то работает всё равно только на себя и свою семью. На манипуляции ведутся плохо, сразу же спрашивают о своей выгоде. Автор книги тоже ярко выраженный фермер и все время повторяет, что наша задача извлекать из бизнеса прибыль и забыть про какую-то там миссию и прочую чепуху. Ну или сделать её для вида, чтобы это нравилось Умным-и-бедным.
  3. Беспредельщик. Людям этого типа свойственного убогое воображение, а их моральные ограничения сведены к уголовному кодексу или к нулю. Его могут сдерживать только реальные, а не выдуманные барьеры: кулак, пуля, решетка, забор и т.д. Их жестокость по отношению к тем, что не дает "моё", "не хочет делиться" не сдерживается ни сочувствием ни воспитанием. Сюда относятся бандиты и большинство политиков. Если вы в данный момент сильнее него, то он будет уверен, что вы имеете право его оскорблять, что так и должно быть. Но горе вам, когда он найдет способ стать сильнее вас. Он либо подхалимничает, либо угрожает. Не способен общаться на равных, на партнерских.
  4. Хитрый проныра. Воображение богатое, но направлено не на возведение себе барьеров как у Умного-и-бедного, а на обход существующих. В отличие от Беспредельщика, не присваивает чужого с использованием грубой силы. Использует такие выражения как "и тебе будет хорошо, и мне будет хорошо", "и всё будет в шоколаде". Не любит ни обязательств ни обременений. В отличие от Фермера, с юридической точки зрения он гол как сокол, у него нет никакой собственности, поэтому его сложно засудить.
Автор книги советует не нанимать никого кроме Умного-и-бедного. Фермер слишком хорошо умеет считать и не дает тебе наживаться на нем. Беспредельщик вывернет тебе руки при первой возможности. Хитрого проныру можно разово привлекать на отдельные виды работ. Это отличный юрист, например. Маркетолог, специалист по привлечению инвестиций и т.д.

Тут сказано, что почти любой бизнесмен - это мещанин и хоббит. Таких знаю, да. Но всё равно в этой классификации нет атланта, нет творца. Нет Илона Маска. Вот это мне не нравится. Либо это очень развитый Умный-и-бедный, что-ли? Не понимаю.

Умный-и-бедный гордится своей начитанностью и образованностью. С удовольствием и внутренним торжеством они поправят начальника, если тот ошибется в цитате или припишет ее другому автору.

"Помните как у Гоголя: Мой дядя самых честных правил..."

Фермер оговорки не заметит. Беспредельщик подумает "Шеф сказал - Гоголь, значит, Гоголь". Хитрый проныра лишь усмехнется про себя.

Подбор персонала

Автор разворачивает мысль о том, что сотрудников надо подбирать меньше по профессиональным навыкам, а больше по жизненным привычкам и личным особенностям. И тогда такого человека не составит труда обучить и профессиональным навыкам. И дает очень много интереснейших примеров как выявлять у людей необходимые вам привычки и особенности. Главный принцип: тестировать их тогда, когда они незнают, что тестирование уже происходит.

Конечно, книга была написана когда дефицита кадров на рынке еще не было и можно было очень вольготно выбирать. Но и сегодня эта информация не полностью утратила актуальность. Потому что на высших уровнях с огромной ЗП очередь есть при любых обстоятельствах. И там как раз и можно применять эти хитрые способы отбора кандидатов. Однако, примеры из книги, конечно, не про найм топов, а про рядовой персонал бизнеса. Но проверки изощренные.

Снижение зависимости от кадров

Приведен пример, как группа престарелых незаменимых экспертов-аксакалов ужасно зашивались и ничего не успевали по проектам в геологической компании. Они получили уникальное образование еще при советский власти, и сейчас таких специалистов уже нигде не готовят. Хронометраж показал, что их работу можно разделить на 8 этапов, только два из которых требуют экспертной квалификации. Поэтому наняли новичков, дали им делать 6 простых этапов, а аксакалам оставили только 2 и они начали всё успевать. Причем, стало достаточно всего пятерых из двенадцати. Никто не спорил с тем, что аксакалы - уникумы. Но с такой узкой специализацией они нигде не были нужны кроме этой фирмы. Часть из них спокойно пошла на пенсию, а оставшиеся стали не такими избалованными.

Довольно-таки очевидный принцип и кейс, но в жизни и в консалтинге часто так бывает.

Технология

Автор исповедует переход из красного уровня развития компании на синий (по спиральной динамике). И правильно делает! Но у него есть свой взгляд на то, как именно этого добиться.

спиральная_динамика_2.jpg

Мы должны не полагаться на квалификацию персонала, создавая себе зависимость от него, а четко описать все бизнес-процессы, чтобы квалификация принадлежала не сотрудникам, а организации. Это и есть главное имущество фирмы!

Задача - сделать так, чтобы сотрудники были зависимы от организации тем, что могут работать только в рамках своей инструкции, не знают, что делают их коллеги, не имеют самосоятельности, а из-за этого и востребованности у других работодателей. А мы сможем существенно снизить требования к нанимаемым кадрам.

У автора приводится некий алгоритм, как писать инструкции для сотрудников, но намного менее подробный, чем в моей книге. И я даже не нашел, что забрать себе из его описания для дополнения моей главы про стандарты. Интересной показалась мысль, что надо идти по описанию процесса от результата к началу, а не от начала к результату. Так можно будет найти много ненужных подразделений в компании, которые вам для результата и не понадобились.

Поэтому тут сказано не отдавать одному человеку большие вертикальные функции:

Скриншот 23-02-2025 102716.jpg

Потому что скопирует бизнес. Уволится и воссозаст. Будет вам конкурент. У меня друг так два бизнеса скопировал и они до сих пор работают у него. А когда я работал в Спортивных аттракционах, то там один из собственников тоже препятствовал тому, чтобы кто-то из сотрудников знал весь процесс целиком. Если он хорошо знает производство, то мы ему не показываем, как работают продажи и т.д.

Вместо этого автор предлагает выдавать сотрудникам обязанности кривыми кусками по принципу тетриса. Если человек знает только такие кусочки, то он и бизнес не скопирует и у конкурентов будет не нужен, т.к. ничего не умеет до конца.

Скриншот 23-02-2025 102729.jpg

Но такое напрямую критикуется в книге "Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе", 2005 г. Майкл Хаммер, Джеймс Чампи, потому что сильно снижает эффективность. Потому что приводит к тому, что люди, не понимая общей картины, начинают гнаться за своими локальными показателями KPI, чем наносят ущерб смежным подразделениям и всему бизнесу в целом. Такие примеры приведелы в том обзоре.

Сознательное наведение непрозрачности процессов - это как раз то, с чем и борется бережливое производство. Поэтому тут только выбирать меньшее из зол. Если ваш бизнес прост как производство аттракционов - вам надо встраивать в него меры защиты от увода, искусственно порубив его бизнес-процессы на кривые фрагменты. В общественном транспорте я однажды подслушал разговор двух бизнес-вуман за 50, где одна другой говорила, что просто увольняет любого своего сотрудника спустя пол года работы, чтобы он не успел изучить её бизнес, подсчитать выгоду и открыть такой же. А один небольшой бизнесмен из моего родного города не парится на этот счет и решает этот вопрос просто банальными угрозами увольняющимся сотрудникам в ключе "Чтобы я еще одной такой фирмы в городе не видел".
Karikatur_Das_Verhältnis_Arbeiter_Unternehmer.jpg

Внедрение технологии

После того, как вы описали все процессы, надо внедрить их в работу, чтобы сотрудники их соблюдали. Для этого автор рекомендует уволить всех сотрудников кроме сторожей и уборщиц, нанимать новых и обучать их по новым инструкциям. Тогда они будут соблюдаться.

Вот в этом кейсе мой друг поработал в компании, где собственник именно так и делал: Как мой друг развивальщик ходил устраиваться на работу к эффективному менеджеру 80-го уровня

Приводится метафора, что легче заменить воду, вылив ее из ведра и набрав свежей, чем менять по половине ведра, ведь тогда грязная смешается с чистой.

Внедрять изменения в работу без замены коллектива расссматривается как муторный, тяжелый способ. Ну, первое бережливое производство Тайити Оно внедрял 25 лет именно поэтому. Сотрудники долго не могли принять новых устоев. Да и за 25 лет наверное просто старые сотрудники успели уже поумирать, и на их место пришли молодые, которые приняли бережливое производство.

Далее автор пишет то, что очень сильно совпадает с тем, что написано в книге "Русская модель управления". Что сотрудники всегда сопротивляются изменениям и сподвигнуть их можно на это только очень сильно напугав, что всё разваливается, что фирма закроется, всех уволят, что будут потеряны заказы. Чтобы люди увоили главное: так как раньше - продолжаться не может никак. Крах приближается, и если не принять меры, то утонем все. Это как раз перевод системы из стабильной в аварийно-мобилизационную.

Надо распространять этот слух убедительно и страшно неделю-полторы, чтобы судорога прокатилась по конторе. Но не дольше, чтобы коллектив не успел разбежаться или снова становиться неуправляемым. Потом собрать всех и подтвердить всё официально. И сказать, что руководство будет принимать меры по предотвращению этого.

Далее идет описание того, как добиваться исполнения инструкций. Уперто, неуклонно, невозмутимо и неприступно. А кто этого не делает - увольнять. Таков уж переход на синюю ступень спиральной динамики.

Предлагается собрать миддл-менеджмент и как в пьесе разбирать с ними инструкции по ролям, пока не выучат бизнес-процессы:

"Я экспедитор, подхожу к бухгалтеру, прошу накладную №18.

Я бухгалтер, выдаю накладную №18.

Я экспедитор, беру накладную и иду на склад.

Начальник: как на склад?! К оператору!"

Требуется 3-4 прогона. Сотрудники будут пытаться смеяться, но надо железной рукой заставить их потерять чувство юмора. В конце устраиваем экзамен. От первого шага (напугать) до начала четкой работы по инструкциям должно пройти всего 2-3 недели.

Менеджеров надо с одной стороны подбадривать, с другой - терроризировать. К тому моменту, как они должны начать работать с подчиненными, они должны уже быть достаточно затерроризированы, чтобы передать это состояние дальше.

Далее нужно 3 месяца каждый день прогонять всех по чек-листам, кто что сделал не по инструкции. И накосячивлим раздавать штрафы. Не принимать никаких нюансов и особых обстоятельств. Автор при этом почему-то все время поддерживает переработки, все время акцентируя внимание на том, что всем этим нужно заниматься во внерабочее время. Он никак это не аргументирует. Все время пишет про какие-то субботники, про то, что нужно оставаться и доделывать что-то бесплатно. Я это решительно осуждаю.

И через год и через два штрафы должны сохраняться.

Дальнейшее совершенствование бизнес-процессов

Как быть, если вдруг выясняются нестыковки в рабочем процессе?

Есть два варианта:

1. Фатальная ошибка, из-за которой всё по написанному работать не может.

Ни в коем случае не пытаться исправить это вместе с коллективом, потому что они увидят, что имеют на вас влияние и теперь могут что-то в бизнесе подправлять. Вместо этого вы отзываете назад весь процесс целиком, переделываете его и снова внедряете.

2. Мелкие огрехи, неоптимальности.

И по уму-то надо их исправить. Но тогда вы пойдете на поводу у сотрудников, внося мелкие исправления. Вследствие чего они понимают: процесс - не догма! Поэтому вам следует настаивать на том, чтобы ничего не исправлять. И уже года через два, когда будете полностью менять процесс - это можно исправить. Иначе это расшатает дисциплину исполнения инструкций. Автор напрямую пишет, что сотрудники - они как дети.

Нет, ну это уже ни в какие рамки. Я, как бережливец, не могу это читать, т.к. это полное противоречие культуре совершенствования Кайдзен! Отказываться от улучшений, от рационализаторских предложений, от идей сотрудников - я бы никогда в жизни не стал этим жертвовать в угоду  исполнительской дисциплине. Ждать 2 года прежде чем запустить в работу готовый кайдзен? Только для того, чтобы заставить сотрудников думать, что они всего лишь шестеренки? Только чтобы они ни в коем случае не подумали, что они на что-то влияют? Я думаю, жесткое исполнение инструкций и их ежедневное улучшение вполне можно совместить. Я не думаю, что если начальник примет в новую редакцию инструкции вашу идею, то это должно разрушать его авторитет и ваше стремление следовать инструкциям. Осуждаю злостно. Всё верно подтвердилось, что в книге должны были оказаться ужасные принципы. Да, это бизнес того самого "фермера". Я бы назвал это не "фермер", а "жлоб". Он звезд с неба не хватает, ему нужно стабильно зарабатывать деньги, не делая ничего инновационного и никак не двигая прогресс.

Следует понимать, для какого бизнеса это пишется и применимо. Продажи в сетевых магазинах - да. Общепит - да. Какие-нибудь услуги. Производство чего-то очень типового. Много подходящих сфер. Но я не думаю, что можно делать так в совершенно каждой сфере. Книги про Кайдзен писались из автопрома, а там совершенствованием жертвовать нельзя. Понятно, что работа на конвейере там стандартная. Но там вообще-то и инженерной работы очень много. И по организации производства. И рацухи надо принимать от рабочих постоянно. А то иначе тут руководитель будет главным тормозом производства и узким местом совершенствования. И компания не сможет шагнуть выше понимания начальства. Речь не о том, чтобы делать кто во что горазд, а о том, чтобы хоть каждый день улучшать стандарты и инструкции.

Тренинги

Тренинги по сплоченности он отвергает полностью и считает, что это цирк шапито за деньги собственника. Что от этого только вред и убытки потому что сплочается коллектив исключительно против руководства компании, начиная друг друга покрывать. А надо, чтобы не сплачивались, а просто работали по инструкциям. "Разделяй и властвуй", так сказать. Ну опять-таки в японских книжках написано, что там сплачиванию уделяется очень большое внимание. Это и попойки после работы и ломание барьеров между отделами и общая комната "обея" и постоянные обсуждения решений "немаваси" (идти вокруг корней). Всё потому что одна голова - хорошо, а правильно организованный коллективный разум лучше.

Автор считает, что правильный тренинг - это отработка какого-то одного навыка по инструкции. Когда идет дрессировка по методике Павлова. Как именно встерчать клиента, как именно отвечать на звонок. И вот тут наши мысли сошлись, я писал то же самое. Поэтому советует иметь штат внутренних тренеров, а не заезжих гастролеров, которые только развлекут сотрудников.

Обучение за счет компании тоже рассматривается как зло, т.к. сотрудник попросит больше денег или уйдет к конкурентам. А платили за это вы - и оклад сотруднику и за его учебные курсы. Так что предлагается давать учиться только за свой счет и только в формате поощрения. Ну всё как я писал в уловках манипулятивного менеджмента.

Негласные правила

Автор говорит, что негласные правила ни в коем случае нельзя делать гласными. Нужно обязательно заставить сотрудников находить их самим и догадываться. Как мастер НЛП (нейро-лингвистического программирования), он аргументирует это так:

Если декларировать негласные правила прямо и развешивать их на стенах как Кодекс чести строителя коммунизма, то естественная и инстинктивная реакция людей в этом случае будет сопротивление.

Примеры негласных правил:

  • Постоянно привлекать клиентов;

  • Приводить подходящих кандидатов на работу (а не друзей и родственников);

  • Задерживаться и доделывать бесплатно;

  • Хорошо отзываться о фирме всегда и везде;

  • Поддерживать все инициативы руководства.

Так вот, автор рекомендует не озвучивать ничего из этого напрямую, а просто в случае нарушения человеку вдруг начинает не везти: шеф перестает с ним любезно общаться, его пересаживают на неудобное место, ему достаются невыгодные заказы. Человеческая психика устроена так, что она очень хорошо подмечает закономерности. Если сотрудник сам обнаружит какое-то негласное правило, то он будет этим гордиться, т.к. он ведь сам догадался, с радостью его выполнять и еще и расскажет о нём всем остальным. А собственнику только этого и надо.

Стукачество

Говорится, что жизненно необходимо возвести стукачество в компании в абсолют, но при этом, чтобы информация никогда не шла в обратную сторону, то есть чтобы о делах собственника сотрудники молчали как рыбы. Написано о том, как это хорошо и полезно для бизнеса, но не дан алгоритм, как этого добиться и как к этому прийти.

Как это правильно организовывать, сверх-детально описано в книге "Лестница в небо. Диалоги о власти, карьере и мировой элите", 2016, Хазин, Щеглов

Цели компании

Главную цель автор предлагает никому не говорить. Раздать департаментам только их отдельные цели, а главную держать при себе. Так собственник соохраняет контроль. Он знает, в каком направлении развивается фирма, а сотрудники - нет.

Вот этого я тоже не понимаю. Это противоречит всей остальной бизнес-литературе и здравому смыслу. Я не знаю, какой контроль на этом можно выиграть, но зато можно сильно погореть на том, что KPI департаментов получатся плохо сбалансированными и отделы, стремясь выполнить только свои показатели, будут вредить смежникам, а следовательно и всеё компании в целом. Да и люди хуже работают, когда только обтесывают камни, а не строят храм. Людям хочется выполнять какую-то миссию. Автор зачем-то старается ни в коем случае не допустить, чтобы сотрудник подумал, что он не шестеренка и не маленький винтик. Я правда не понимаю, что именно бизнес может на этом выиграть, что за контроль.

Личная гвардия опричников

Снова та самая параллельная ветвь управления, о которой я писал, куда ж без неё? Но подано крайне неподробно. Написано только, что эти люди не входят в иерархию компании, ими управляет первое лицо по отдельной системе.

Они продолжение идей и действий руководителя. Они создают миф, что шеф всё про всех знает. И к ним особое требование - личная преданность. Они должны точно знать, что целиком зависят от первого лиц и в случае краха уйдут из компании вместе с ним.

Вывод

Кажется, что эти знания и так с рождения вшиты в тебя, а всё равно читать крайне интересно и навык оттачивается. Для меня американские книги на подобную тему - это детский сад. А вот русские книги об этом - это голда. Там нарубят правду-матку. Какой-нибудь Карнеги с его "Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей" или Дэн Кеннеди с его жестким менеджментом и рядом не пыхтели с Русской моделью управления от Прохорова или "Искусство управленческой борьбы. Перехват и удержание управления", Владимир Тарасов или "Лестница в небо. Диалоги о власти, карьере и мировой элите", 2016, Хазин, Щеглов.

Вторая часть книги у него пошла полностью про НЛП. Мне эта тема не интересна и поэтому дальше я не читал.

Оценки:
Повышение общего кругозора: 3/5
Практическая польза: 3/5
Драйв при прочтении: 5/5

Обзор Руководитель-эксперт. Руководство по эксплуатации человека человеком,
Обзор Руководитель-эксперт. Руководство по эксплуатации человека человеком,
Обзор Руководитель-эксперт. Руководство по эксплуатации человека человеком,
Обзор Руководитель-эксперт. Руководство по эксплуатации человека человеком,
Обзор Руководитель-эксперт. Руководство по эксплуатации человека человеком,

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Реальные случаи из судебной практики, когда собственники отвоевали свое право никого не пускать в квартиру Один из самых частых судебных споров в сфере ЖКХ – это доступ в помещения. Часто собственники не пускают коммунальщиков в квартиры, объясняя это правом на частную собственность. ...
Учитель – это тот же повар. Только он готовит пищу не физическую, а духовную. Учитель, пересказывающий учебник, похож на повара, пичкающего клиентов сырым картофелем. Настоящий учитель подстраивается ко вкусам и возможностям учеников. Тут и нужные слова и разумная порция знаний. В ...
У меня жена ездит на Hyundai Solaris фиолетового цвета. Машина застрахована по КАСКО. Недавно машина попала в небольшое ДТП, но у машины ободран весь бок. Страховая определиа ущерб и отправила машину на ремонт. Машина стоит на ремонте вторую неделю в официальном сервисе. На вопрос - ...
Весной 2008 года я купил в Икее пружинный матрас. За пять лет он сменил две квартиры и судьба его была нелёгкой. В результате на нём появилась большая вмятина. И тут я вспомнил, что Икеа даёт гарантию на матрасы 25 лет. Три дня назад я туда позвонил, рассказал, что покупал ...
Пытаюсь  научиться сама делать домашний йогурт. Первая попытка не удалась. :)) Поэтому из получившейся простокваши сделала вафли. Не бельгийские вышли, но вполне ничего. С маслом, ванилью, чуть сладкие. Кое-кому шоколадные чипсы добавила ...