Обзор Океании, далекой и загадочной


Океанию можно разделить на три части: Микронезия, Меланезия и Полинезия.
Микронезия
Здесь говорят на микронезийских языках, а также на английском - почти все страны были или есть владениями США.
Гуам - владение США, в которое, однако, гражданам России можно въехать без визы. Есть дешевые рейсы из Южной Кореи, Японии и Гонконга (от $100).
Северные Марианские острова - тоже владение США, и тоже безвизовое. На основной остров, Сайпан, можно прилететь с Гуама или из той же Южной Кореи за $100-150.
Палау - одно из топовых направлений для дайвинга. Находится ближе к Филиппинам и Индонезии, но рейсы сюда есть только с Гуама, из Сеула и Тайбэя.
Федеративные Штаты Микронезии - большая по размаху страна. Там есть острова, где люди собирают гигантские каменные монеты, и руины древнего города на острове Понпей.
Маршалловы острова - здесь американцы испытывали атомные бомбы.
Все вышеперечисленные страны соединены рейсами американской авиакомпании United airlines. У нее есть знаменитый рейс Гонолулу - Маджуро (столица Маршалловых) - Квальямейн (военная база США) - Понпей - Чуук (Микронезия) - Гуам. На Палау они же летают с Гуама. Все эти рейсы стоят конски дорого (от $400), но если раздобыть где-то мили United, то их можно получить с практически нулевыми сборами. Осталось понять, где собственно взять мили.
Науру - главные друзья России в Океании, они признали независимость Южной Осетии и отменили визы для россиян. В 90-е эта страна была в топ-10 по ВВП на душу населения из-за добычи на острове фосфатов, но потом они закончились, и теперь Науру в боттом-10. Австралийцы построили на острове тюрьму, куда ссылают нелегальных мигрантов, и науруанцы зарабатывают тем, что виза для журналистов, желающих посмотреть эту тюрьму, стоит 10000 долларов. Добраться можно из Австралии (от $500), Маршалловых островов ($300), Фиджи ($700+)
Меланезия
Жители Меланезии больше похожи на жителей Новой Гвинеи, чем на полинезийцев и микронезийцев. Их языки из австронезийской группы, но мало похожи друг на друга (в отличие от полинезийских, которые даже на далеких островах местами взаимопонимаемы). Также в ходу пиджины (смеси местных языков с английским).
Папуа-Новая Гвинея - одна из самых закрытых и трудных для путешествий стран, туда очень сложно получить визу, там довольно опасно и нецивилизованно. Есть перелеты в столицу долларов за 200 из Австралии, либо можно въехать по земле из Индонезии. Из столицы все равно нужно лететь, потому что она не связана дорогами с остальной частью страны. Буквально на днях вышла новость, что гражданам России сделали то ли визу по прилету, то ли электронную визу, но только при прибытии в аэропорт.
Соломоновы острова - страна к востоку от ПНГ, от острова Бугенвиль до ближайшего Соломонова можно добраться чуть ли не вплавь. Нужна виза. Есть перелеты в районе $200 из Австралии, Фиджи.
Фиджи - самая доступная страна Меланезии и главный транспортный хаб региона. Многие рейсы в соседние страны Меланезии и Полинезии завязаны на аэропорт Нанди, кроме того, сюда есть прямые рейсы не только из Австралии (от $100), но и из Сингапура, Гонконга, Токио и Лос-Анджелеса, что позволяет попасть в Океанию без австралийской визы.
Новая Каледония - владение Франции, довольно большой остров, заметный на любой карте. Можно относительно недорого прилететь из Австралии (около $200) и из Вануату.
Вануату - довольно доступная страна, билет из Австралии стоит долларов 150, есть еще более дешевые рейсы в Новую Каледонию и Фиджи.
Полинезия
Самая обширная часть Океании. Жители говорят на полинезийских языках, родственных друг другу.
Новая Зеландия - этнографически Полинезия, если говорить о коренном населении Маори. Они приплыли сюда с островов Кука.
Тонга - одна из самых доступных стран Океании (вместе с Фиджи и Самоа). Билет из Новой Зеландии от $120. Единственная монархия в Океании. Помимо главного острова, есть еще райские и дикие острова, но перелеты туда стоят довольно дорого.
Самоа - еще одна доступная страна Океании (вместе с Тонга и Фиджи). Перелет на Фиджи и в НЗ в районе $150, в Австралию подороже. Состоит из двух больших островов, между которыми маленькое расстояние, и есть паромы.
Тувалу - самая маленькая страна Океании после Науру. Билет на Фиджи больше $200, на Кирибати в районе $300.
Кирибати - эта страна такая вытянутая, что западная часть ее считается частью Микронезии, а не Полинезии, а линию перемены дат сместили на восток аж на два часовых пояса, чтобы везде в Кирибати был один и тот же день. Нужна виза. Отсюда есть рейсы в Микронезию - Науру и Маршалловы острова, долларов за 200-300. А вот в Полинезию и Австралию дорого.
Американское Самоа - владение США. Визовая ситуация неясная, нужно договариваться с местными гостиницами о приглашении. Но вроде бы если вы на острове меньше 24 часов, то приглашение легко дает авиакомпания, а больше 24 часов там и нечего делать, благо рейсов из Самоа по несколько в день. Рейсы только из Самоа ($160 туда-обратно), Гонолулу ($500+) и Тонга ($400)
Французская Полинезия - большая страна, объединяющая несколько групп островов на восточном краю Полинезии. Самые известные острова это Таити (столица) и Бора-Бора (VIP курорт). Добраться можно из США всего от $200 на лоукосте FrenchBee. Есть рейсы из Парижа за 600 евро в один конец, что тоже можно рассматривать как вариант. Внутри Французской Полинезии есть рейсы на множество островов, но они все стоят от $200.
Уоллис и Футуна - владение Франции. Связь есть только с Фиджи ($200) и Новой Каледонией ($300).
Токелау - три мелких острова, одна из самых труднодоступных стран мира. Владение Новой Зеландии. Аэропорта нет, можно добраться только на не очень регулярных грузовых кораблях. Как ни странно, билет на Токелау стоит не так уж дорого - несколько сотен долларов за весь "круиз" (на Питкэрн стоит несколько тысяч), но нужно заложить время на Самоа, на случай изменения расписания. Также нужно разрешение на посещение каждого из трех атоллов, которые нужно получать, отдельно списываясь с людьми оттуда, а отвечать и работать они ой как не любят.
Ниуэ - один маленький остров, владение Новой Зеландии. Торгует доменом .nu. Рейсы только из Окленда, очень дорого ($500 в один конец). Виза не нужна, но поскольку рейсы только из Окленда, де-факто нужна многократная виза НЗ.
Острова Кука - владение Новой Зеландии, безвизовое. Рейсы из Окленда от $130 в один конец, из других стран дорого.
Питкэрн - один маленький остров дальше всего от берегов Азии, место с удивительной историей. Добраться можно только на грузовом корабле из Французской Полинезии за несколько тысяч долларов.
Гавайские острова - неотъемлемая часть США, очень много всего интересного и развитая инфраструктура. Перелет с западного побережья стоит $200 в один конец, примерно за такие же деньги можно долететь на Jetstar из Австралии или на Air Asia из Японии или Малайзии.
Остров Пасхи - владение Чили, с точки зрения этнографии - дальний край Полинезии. Знаменит своими характерными скульптурами. Добраться можно регулярными рейсами из Чили, дорого ($400+ в один конец). Есть также регулярные рейсы на Таити, еще дороже.
Визы
Резюмируя по визовой ситуации.
Безвизовые: все страны Микронезии, Фиджи, Вануату, Тонга, Самоа, Тувалу, острова Кука
Нужна виза Франции: Уоллис и Футуна, Новая Каледония, Французская Полинезия, Питкэрн (де-факто)
Нужна виза Новой Зеландии: Ниуэ (де-факто)
Нужны отдельные визы/разрешения: Соломоновы острова, Кирибати, Американское Самоа, Токелау
Валюта
Доллар США используется во всех странах Микронезии и в Американском Самоа.
Австралийский доллар используется в Кирибати, Науру и Тувалу.
Новозеландский доллар используется в их владениях (Ниуэ, острова Кука).
Тихоокеанский франк используется во владениях Франции.
Тонга, Самоа, Фиджи, Вануату, Соломоновы острова и Папуа-Новая Гвинея имеют свои валюты.

Жилье
С жильем на островах Океании ожидаемо не очень хорошо. Местным отели не нужны, так как остров можно проехать за пару часов. Соответственно все определяется туристическим потоком. На Фиджи и Тонга относительно дешевые рейсы, поэтому там есть гестхаусы, которые можно обнаружить на airbnb. На американских островах цены, как в Америке. На удаленных островах все плохо, например, на Науру только одна одиозная гостиница уровня "сарай с клопами" и ценой, как пять звезд.

Транспорт
Водный транспорт кое-где встречается, если расстояния позволяют. Например, на Фиджи есть паромы на Левуку и Вануа-Леву; есть паром с Тонгатапу на соседний остров Эуа. Между разными странами водного сообщения нет (кроме грузовых кораблей на Токелау и Питкэрн, где нет аэропортов), не считая круизов, кои в этой части света тоже не особо многочисленны.
На более-менее крупных островах есть общественный транспорт, как правило по божеским ценам.
На Тонга все автобусы стартуют с набережной Нукуалофы. Есть автобусы как минимум в следующие населенные пукты: Niutoua, Kolonga, Lapaha/Mu'a (это одно и то же), Fatumu, Folaha, Houma, Hihifo. Частота варьируется, в Lapaha часто, по остальным направлениям курсируют 1-2 машины, соответственно можно оценить частоту. Стоимость проезда не больше 2 паанга ($1)

На Фиджи (Вити-Леву) огромное количество автобусов, в том числе в маленькие деревни. По основным трассам ходят междугородние автобусы. Оплата по предоплаченным картам, которые можно купить на остановках, либо мелкие номиналы есть у водителяТарифы по зонам, которые покрывают весь остров, одна зона стоит $0.5. Проезд через пол-острова от Сувы до Нанди в сумме стоил мне около $12.

На Сайпане общественного транспорта фактически нет.
На Гуаме есть государственные автобусы по всему острову, но редко, раз в 2-3 часа, за $0.5-$1.5. И автобусы по туристической зоне каждые 15-30 минут за $4.
Еда
Океания - не то место, куда стоит ехать за разнообразной едой. Хотя пару сотен лет назад тут была своя атмосфера - только здесь можно было попробовать мясо человека, которое во многих странах не гнушались употреблять. Вероятно, это связано с маленькой территорией и быстрым перенаселением, которое также заставляло полинезийцев плыть все дальше на восток в поисках новых земель.
Сейчас в Океании в плане кулинарии ловить особо нечего, на месте тут выращивают маниок и ямс, есть куриное мясо и немного рыбы. В независимых странах еда стоит недорого, в американских владениях - как в США или дороже.

Итоги
Я в сумме провел на островах 10 дней. Финансовые итоги можно кратко описать, сказав, что затраты на попадание раза в два больше, чем затраты на все остальное, и это я был только в тех странах, куда дешево добраться.
В целом Океания это уникальный своей удаленностью и изолированностью уголок планеты. Острова красивые, хотя чего-то уникального в плане природы тут нет. Хороший дайвинг, но в Индонезии и Малайзии он не хуже, при этом дешевле в несколько раз. Пожалуй, я бы хотел проехаться еще раз по тем странам, где я не был, и куда не сверхдорого добраться: Вануату, Самоа, Новая Каледония, Французская Полинезия, Гавайи. Ну и Папуа-Новая Гвинея это must see когда-нибудь, но тут нужно выбрать момент, когда будет возможность уйти на месяц в почти полную изоляцию от работы и интернета.
Острова, на которых я был:
Тонгатапу, Тонга

Вити-Леву, Фиджи

Сайпан, Северные Марианские острова

Гуам

|
</> |