Обсудим настоящие причины распада СССР?
eot_su — 28.04.2012- Скажите, вы до или после апокалипсиса?
- Мы во время.
Из телевизора, с улицы, из крошечного ларёчного окна,
на нас всё чаще смотрит тот новый человек, которого последние 20
лет создаёт новая власть. Я пытаюсь представить что будет, когда
этому новому человеку достанется моя тысячелетняя страна. Как в ней
будут жить мои дети. Ответ на этот вопрос не то чтобы пугает, но
вызывает хорошую боевую ярость.
Почему всё начиналось великими философскими концепциями
справедливости, общего дела и космизма, а закончилось сериалом
“Мент в законе - 3” и передачей “Дом - 2”?
Необходимо предложить анализ сути произошедшего со
страной в течение как минимум последних ста лет.
Любая попытка обсудить исторический путь России в 20
веке с точки зрения экономики или политики, обречена стать анализом
последствий, но не причин. Находясь в ситуации исторического
падения, мы просто не можем позволить себе говорить о последствиях,
о мелочах. Требуется обсуждать причины, какими бы глубокими они ни
были.
Итак, в качестве базиса, примем тезис С. Кургиняна о
том, что государство - это средство, при помощи которого народ
реализует (и развивает) своё предназначение. Разумеется, во главе
народа стоит некая движущая сила, которая и движет народом в
соответствии с тем, как она это предназначение понимает. Для
краткости, назовём их здесь элитой.
Суть элиты - её собирательное мировоззрение, её дух.
Именно дух отображается в конкретные цели, которые реализует
остальной народ.
Мне более или менее понятен подход писателей и
философов начала 20 века: избавиться от сословного рабства, жить по
справедливости, поставить во главу угла совершенствование человека,
а основой этого совершенствования поставить созидательный труд,
идеалы общинности, уважения к природе. Учиться синтезировать новое
знание, а не разделять его. Двигаться по пути совершенствования
природы человека и окружающего мира.
Эти идеалы, совершенно точно, руководили хотя бы
частью тех элит, которые создавали советское
государство.
Даже в маленьких русских городах, я постоянно натыкаюсь
на следы этого духа. Везде, от архитектуры 30-х до планировки
парков, всё дышало желанием возвысить человека, привить ему новое
качество культуры. Эти руины, как развалины великих римских
памятников, возвышаются над хрущёвками, панельками и новостройками,
утрамбованными как рижские шпроты.
Я смотрю на них и, мне кажется, улавливаю те идеалы,
которыми жили эти люди.
Переломным моментом я считаю конец 40-х – начало 50-х
годов, когда внутренние тектонические процессы внутри собирательной
элиты реализовались в конкретные действия. Отказ от развития
стратегических отраслей. Резкая смена глобальных целей на
производство товаров и их потребление (“догнать и перегнать... на
душу населения”). Может, именно в этот момент дух развития покинул
высокие кабинеты с дубовыми столами? Там, где всё ограничивается
производством и потреблением, там люди живут совсем другим духом,
не так ли?
Как только ушёл дух человеческого развития, “просело”
сразу всё. Наконец, элиты последних советских пятилеток
создали лишь элитные продовольственные пайки и не элитные панельки
плюс жалкие шесть соток картошки на семью. И дух потребления,
который всё крепче проникал в умы элиты и простых людей, привёл,
хоть и не сразу, к отказу от всего и сдаче любых позиций как внутри
страны, так и в большой международной игре.
До того, конечно, были величайшие свершения в нашей истории. Были космос, авиация, покорение севера, культура. Являлись ли они заслугой не только народа, но и элит того времени? Безусловно, являлись. Только одно «но»: заслугой той части элиты, которая всё ещё дышала страной, дышала развитием. Сейчас стало ясно, что глобальная игра внутри страны этой частью элиты была проиграна уже в то время. То есть, всё это было как-бы на излёте, в стратегическом падении.
Искать разгадку падения следует начинать не позже
конца 40-х годов. Ведь, согласитесь, если элита развития, по сути
создавшая страну, движимая мощнейшими идеалами, наиболее сильна и
активна, как могла она сдать позиции другой элите, ведомой менее
мощными идеями потребления? Какова была причина их стратегического
проигрыша, который всё больше реализовывался в проигрыш
фактический?
Моё предположение: у элиты развития не было чётко
проработанной концепции развития в мирное время, без всеобщей
мобилизации. А потому они проигрывали любой идеологический спор с
внутренним противником, который предлагал вроде бы очевидные задачи
накормить население.
Как обеспечить сохранение вектора на развитие в головах
элит и народа? Как обеспечить воспроизводство элиты такого
качества? Как поселить в умах и сердцах людей дух развития без
очевидной мобилизующей военной опасности?
Не ответив на этот вопрос сейчас, мы будем снова и
снова проигрывать в будущих идеологических баталиях с желающими
“просто нормально пожить как все”.
Предлагаю обсудить эти принципиальные вопросы, не
размениваясь на частные моменты.
|
</> |