
Общепит, покойся с миром.


Общепит в России - бизнес очень сложный. Высокие ставки на аренду коммерческой недвижимости, недешевые продукты, миллион требований от надзорных органов и множество других сложностей встают на пути у рестораторов. Но если в крупных "центрах притяжения" навроде Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Сочи трудности компенсируются большим внешним потребительским трафиком (туристы, деловые поездки и т.д.), то в Перми рентабельность ресторана - вопрос титанических усилий.
Впрочем, теперь усилия можно и не прилагать, поскольку они теряют всякий смысл. Кризис, выражаясь бессмертными строками эстрадного певца Руслана Набиева, пошёл "по ресторанам, по ресторанам, по ресторанам", и в ближайшее время заведениям общепита придется несладко.
Первым ударом по ресторанному бизнесу стал запрет на курение в заведениях, о котором я писал подробный пост и давал кучу комментариев в СМИ. Наши отчеты, как и данные коллег, показали значительное снижение посещаемости ресторанов, причём удар был нанесён в "мёртвый сезон", когда посещаемость имеют только летние веранды, но даже они оказались пусты этим прохладным пермским летом.
Затем "ответные санкции России к Европе" похоронили премиум-сегмент, практически лишив страну импортных ингредиентов, а следом привели к резкому росту цен на продукты для сегмента медиум (импортозамещение происходит долго, и не без потерь). А под конец, когда рубль обрушился и стало очевидно, что "мир никогда не станет прежним", подорожало всё: оборудование, мебель, расходные материалы и оставшиеся позиции продуктов, не успевшие подорожать "в первую волну". Значительно упавшие наценки компенсировать стало нечем, ведь покупательская способность у людей в кризис только падает.
Что мы имеем на выходе: рестораны/бары/кафе вынуждены снижать цены при значительном росте себестоимости, посещаемость падает в разы, товарные остатки на складах превращаются в неликвид, увеличивая размер убытков. Как итог, к марту в Перми закроется огромное количество ресторанов и кафе: одни не смогут оплачивать арендуемые помещения, другие перестанут тянуть кредиты на недвижимость своего кафе, а крупные сети из-за снижения посещаемости сократят количество точек присутствия в городе. И это не унылое настроение одного блоггера-предпринимателя: к закрытию заведений готовятся многие знакомые мне представители сферы общепита. Мы, например, сворачиваем один из наших ресторанных проектов и передаём его ресторанному смельчаку-энтузиасту :)

Малый бизнес, о поддержке которого было столько сказано за последнее время, становится первой жертвой "новых экономических условий", ведь на закачку денег из Фонда Национального Благосостояния предприятиям малого бизнеса надеяться не приходится, а лучшей поддержкой от государства традиционно является "пусть хотя бы не мешают". О массовой потере рабочих мест я уж и не говорю: среднее заведение обеспечивает работой и зарплатой по 25-30 сотрудников.
Как считаете, какой сегмент ресторанов начнет схлапываться первым? Премиум с дорогими продуктами? Медиум с целевой аудиторией сокращаемых офисных работников? Эконом с минимальными наценками? Сами продолжаете питаться в заведениях, или сократили эту статью своих расходов?
|
</> |
