рейтинг блогов

Обретённая мобильность: сбылось, но никому не понравилось

топ 100 блогов arsenikum10.11.2021 Обретённая мобильность: сбылось, но никому не понравилось

Похоже, перспектива превращения России в несколько обитаемых оазисов-вавилончиков посреди огромного пустыря величиной в треть Евразии по-прежнему не только актуальна, но и желанна:
«Власти планируют, что более 5 млн россиян уже к 2024 году пополнят агломерации. Эксперты говорят, что это позволит людям в ближайшем будущем приблизиться к благам крупных городов...»
Источник, впрочем, не слишком надёжный, но тема старая.
Вот 2010-й год: «Согласно плану, население России должно концентрироваться там, где производится большая добавленная стоимость и возникают лучшие условия...»
Вот 2011-й: «Российское правительство, судя по всему, готовится к масштабному сворачиванию государственных функций в малых и средних городах страны...»

2010-й и 2011-й это, к слову, медведевские времена, не то, что бы я считал это обстоятельство важным, просто «факт в копилку эрудита».

Была такая шутка в 1990-х – «План Даллеса – не существует, но действует». С планом гиперурбанизации России ситуация похожая: с одной стороны он тоже как бы не существует (бродит годами в виде зловещего призрака «проекта документа»), с другой стороны – вот он, «над удолбанной Москвой в небо лезут леса», с третьей стороны вся это суета с директивами правительства напоминает милый бюрократической прикол «список мероприятий по организации наступления летнего периода к 1 июня будущего года с детальной сметой» (то есть попытку представить «естественный процесс» «результатом работы»). А есть ещё и четвёртая сторона, и пятая...

Меня во всей этой истории интересуют два момента. Первый, о котором писал 10 лет назад: любое обжитое место в России нужно ценить само по себе, вне зависимости от текущих качеств этой обжитости. «Культурный слой» формируется медленно и т.д.

И второй момент. Была такая тема – «низкая мобильность населения» (и сейчас вроде где-то присутствует, но затёрта в дальний угол текущими «актуальностями»): не хочет неправильный народ сниматься с насиженных мест и пускаться в бесконечное путешествие в поисках пропитания. Некоторых эта низкая мобильность прямо таки травмировала, вот в каких «сильных выражениях» писали:
«...Если подходить со стороны "дагагим гассиянам надо дать жилье там, где они приросли жопами к лавке", то и 1000 лет не хватит. Подобные городишки, где не то что на строительство нового, но и на поддержания старого, не хватает - должны умирать. А население вылетать торпедой. Дом аварийный? Всех нафиг, печать на дверь и пулемет, чтоб обратно не лезли, а лучше тут же прямо на месте и взрывать. Ааааагдемыбудеемжыдь? А это кого-то волнует? Раньше надо было заботиться, зарабатывать, переезжать, учиться, развиваться и тп и тд. Снимать нору за полдохода, а не проживать на полкабане от тещи из деревни в бараке третьего срока службы, зато бесплатном. Ну или в бидонвиль, где и натурально сдохнуть...»

Так сказать, «с чувством написано»...

Так вот, эти мегаломанские человейники (которые ужас-ужас, но я не об этом) и есть материализация мечты о мобильности населения, зримая такая материализация, грубая. Но что-то никакого оптимизма не наблюдаю.
Ах, да, блазнилась же другая мобильность, не рывок из одной оседлости к другой, а эдакая неутомимая легконогость совмещённая с обучаемостью, сметливостью и услужливостью (конечно, все эти добродетели рекомендовались неким «простым людям» и всяким «бывшим советским инженерам»). И хотелось же других «мобильных русских»: шустрых таких, улыбчивых, невзыскательных, на оскорбления реагирующих виноватой улыбкой и удвоенной угодливостью, с полнейшим согласием принимающих свою низкоранговость, легко снимающихся с места и летящих из конца в конец географии за копеечкой, буквально за копеечкой, живущих этакими полезными невидимками и умирающих никого не побеспокоив – горка экологически чистого праха на обочине и всё. В общем, запрос был на таких «солнечных человечков», какими выглядят туркестанские разнорабочие в воображении старых московских либералок.
Но извините, «там где дни сумрачны и кратки, родится племя...», в общем небогато у нас «солнечных человечков»...
Реплика в сторону: все эти грёзы по поводу мобильных и сервильных пропитаны не логикой «перемен к лучшему», а какой-то патологической энергией мести за некие обиды (впрочем, об этом как-нибудь потом).

В целом, эта явленная мобильность лишний раз подтвердила, что деньги как таковые являются в России недостаточным стимулом (тем, паче что заработки как правило оказываются и невпечатляющими и призрачными одновременно). Что бы что-то пришло в движение, нужно ещё два мощных магнита – статус и перспектива обретения уверенного положения, «стабильности» (ну, и по-видимому, льготная ипотека).

Статус: закрепиться Москве для нашего современника «равносильно повышению в чине». Можно проклинать таковое положение вещей, можно бросать ему вызов, но учитывать его приходится. Я, к слову, с опаской употребляю слово «статус»: для многих оно жёстко связано с «уважением» и/или властью, соответственно, а значит, употребив его, всегда есть риск нарваться на реакцию по типу «да какой у них статус!? да я же их не уважаю, у нас в подъезде их никто не уважает!» и дальше по всем кочкам. Между тем формальный статус, он не совсем про признание и даже не всегда про реальное место в некоей иерархии, он – про выделение, обособление определённой группы. Для описания русской социальной реальности я ввёл бы в оборот понятие «титул»: титул ведь может не иметь ни материального, ни даже внятного рангового наполнения, что, однако, не делает титул вовсе несуществующим. При помощи понятия «титул» было бы легче объяснять всю сложность положения некоторых общностей, например, таких как «лица с высшем образованием» или «предприниматели»...


«Стабильность», тоже условная, конечно, но в сущности – что в утверждении наподобие «в Москве заплаты выше и найти работу легче» является в настоящий момент абсолютно неверным? К тому же, относительное московское благополучие обладает ещё одной «магической» особенностью – оно делает собственность «более настоящей», для сравнения можно посмотреть, какой эфемерной становится собственность на жильё, скажем, в посёлках вокруг Воркуты или в других пустеющих местах (про низкое качество новой массовой застройки, каковое тоже делает всё ненадёжным, много читал, но речь опять же не об этом).
Собственность как страсть вообще во всей этой истории важный момент, слово «моё!» звучит в рваном ритме сваезабивательных машин под моими окнами. Даже язык начал меняться: не «жена», а «супруга», не «сын», а «наследник». У многих это вызвало приступ злой иронии, но радоваться вообще-то надо. «Народ», как всегда, оказался в противофазе с «прогрессивной общественностью»: последняя четверть века плевалась ядом в адрес «совков без чувства собственности», а перед лицом материализации этого чувства увлеклась нео-коммунарскими концептами типа шерингов, коливингов и прочего «у меня нет собственности и я счастлива».
К слову, если кому-то очень не нравилась «стабильность» по типу «с младых ногтей до седых волос на одном предприятии», то взыскуемая новоприбывшими москвичами уверенность в завтрашнем дне сочетается принятием (не всегда деятельным) необходимости переучиваться, менять профессию и что там ещё предполагает значимым суетливая современность.

Дальше сказать можно многое, но из лени воздержусь.

Замечу только, что на энергии социальных амбиций в России можно сделать многое. Чуть тревожит то обстоятельство, что для того, что бы «всё заработало», статусный аппетит нужно разжечь до принципиально неудовлетворимого градуса. Что в среднесрочной перспективе всегда приводит к более-менее массовому «ощущению тупика», а иак же у «утрате перспектив», «трагедии потерянного поколения» и прочим таким штукам (весьма неприятным, но не всегда катастрофичным).
Но, повторюсь – сделать можно многое.
Скажем, не только заселить Москву, но даже расселить.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
 Письмо №1 Перед лицом грозящей опасности Я прочитал Вашу статью «Встреча с атеистом. Век 21» с глубокой грустью. Один из русских публицистов 19-го века, анализируя взяточничество в России, писал: «Когда один человек нарушает закон, а все ...
Сегодня Путин летит в Сибирь поддерживать своих назначенцев на предстоящих губернаторских выборах. Их тут выбирается целая охапка – в Новосибирске, Кузбассе, Алтае, Омске, Красноярске. Точнее, если назвать вещи своими именами, это назначенцы царского окружения – подобранные и ...
Помните эти слова Ипполита из всеми нами любимого фильма? Так же и я сказала сегодня ,когда днём дали горячую воду,на день раньше!! Ребята,как же хорошо иметь дома горячую воду!!Долой тазики и ...
Продолжение бесконечного сериала "немцы и орднунг". Одной из задач разведки был сбор максимально полной информации о противнике, в том числе и с точки зрения характеристик офицеров. Подобный сбор информации шел и за счет опроса военнопленных. Местами получались интересные "портреты". ...
Я часто читаю, что женщины на 40-ой неделе мечтают уже поскорее родить. А мне жаль. Мне понравилось быть беременной. Я прекрасно понимаю, что это ощущение не повторится, и пытаюсь сейчас как-то запомнить свои ощущение, этот живот, шевеления внутри - ...