Образовательная программа для нацiоналъ-либеральной партiи

Часть III. Гимназiи
1. Классическая гимназiя предполагаетъ прежде всего серьезную языковую и математическую подготовку. Она орiентируется на воспитанiе человѣка съ мощнымъ критическимъ мышленiемъ и потому требуетъ значительнаго интеллектуальнаго напряженiя при учебѣ. Курсъ длится 8 лѣтъ; учебная программа:
— Англiйскiй языкъ — 6–7 ч. въ недѣлю;
— Французскiй или нѣмецкiй языкъ — 5–6 часовъ;
— Латынь — 5–6 часовъ;
— Математика + алгоритмика — 6–7 часовъ;
— Русская словесность — 4–5 часовъ;
— Естествовѣдѣнiе (включая географiю) — 3 часа;
— Исторiя — 2–3 часа;
— Искусство — 3–4 часа.
— Изслѣдовательская работа (въ старшихъ двухъ-трехъ классахъ) — 2 часа.
Физкультура не существуетъ какъ отдѣльный предметъ со своими оцѣнками и нормативами, но каждый день дѣлится пополамъ (или когда будетъ признано удачнымъ по соображенiямъ здоровья) серьезной разминкой; практикуются (въ цѣляхъ соцiализацiи) командныя игры, школьный театръ (въ т. ч. на иностранномъ языкѣ), экскурсiи. Этотъ абзацъ относится и къ реальной гимназiи.
Главныя жертвы, какъ видно по времени, — естественныя науки и циклъ, связанный съ русскимъ языкомъ и литературой. Первое понятно: серьезно ихъ пройти все равно въ гуманитарно-математическомъ учебномъ заведенiи не получится, а бѣглый обзоръ можетъ быть очень бѣглымъ, останется все равно примѣрно одно и то же.
Что касается русскаго языка (словесность останется въ основномъ литературой), то грамотность для школьныхъ цѣлей слѣдуетъ признать частнымъ дѣломъ; съ одной стороны, она не слишкомъ хорошо прививается путемъ изученiя правилъ, а съ другой — тратить на нее много времени есть дискриминацiя по отношенiю къ тѣмъ, кто пишетъ грамотно и такъ. Если и есть какiе недостатки, за нѣсколько послѣшкольныхъ лѣтъ они ликвидируются сами собой. Сказанное о русской словесности относится и къ реальной гимназiи.
Программа академической гимназiи прибавляетъ къ этому греческiй языкъ (4 часа въ недѣлю).
2. Реальная гимназiя
— Англiйскiй языкъ — 5–6 ч. въ недѣлю;
— Французскiй или нѣмецкiй языкъ — 4–5 часовъ;
— Математика + алгоритмика — 7–8 часовъ;
— Русская словесность — 3–4 часа;
— Естественныя науки (включая географiю) — 10–11 часовъ;
— Исторiя — 2 часа;
— Искусство — 2–3 часа;
— Изслѣдовательская работа (въ старшихъ двухъ-трехъ классахъ) — 2 часа.
Относительно естественныхъ наукъ. Понятное дѣло, онѣ много сильнѣе, чѣмъ въ совѣтской школѣ, и опираются на болѣе сильную математику. Можно сдѣлать такую вещь — одинъ предметъ лидируетъ (это можетъ быть и физика, и химiя, и бiологiя), тогда и въ рамкахъ реальной гимназiи возможны профили. Поскольку физика и химiя въ совѣтскомъ догматическомъ преподаванiи — лишь ухудшенный варiантъ математики, онѣ переносятся въ лабораторiю.
Программа академической гимназiи усиливаетъ математическую часть.
Программа можетъ надстраиваться факультативами — ка дополнительными предметами 9психологiя, экономика, философiя, право), такъ и усиливать существующiе (чтенiе шекспира на языкѣ оригинала).
Прошу не фетишизировать цифры. Объ алгоритмикѣ здѣсь. Изслѣдовательскую дѣятельность нужно разсматривать отдѣльно.
Продолженiе слѣдуетъ. Предыдущая часть здѣсь.
Ну и на сегодня отдохну.