Образование времен победы свободы над деспотией.
langobard — 13.06.2023 Получавшие гуманитарное образование в перестройку оказались во многом потерянными для науки не только потому что пришла рыночная экономика и многие перспективные гуманитарные ученые отправились торговать, а не заниматься исследованиями. Засада была и в другом. Авторы и книги, имевшие культовый статус в перестройку, бывшие тогда "мастридом", отличались вот какой спецификой - их авторы использовали науку для... самовыражения. Наука - ремесло, а не творчество, а для этих авторов она была творчеством. Аверинцев, Баткин, Лосев, Лев Гумилев (да-да, список очень странный), в меньшей степени, но тоже А. Я. Гуревич. Кто читал перечисленных, тот поймет, о чем я. Я еще упоминаю тут хоть каких-то ученых, а ведь культивировались еще всякие культурологически ориентированные философоы и просто философы - всяческие Библеры и Мерабы. Такие же "самовыраженцы" культивировались и среди западных авторов - Шпенглер, Тойнби, Ролан Барт, Мишель Фуко... Да-да, и Фуко, нагло заявлявший, что пишет свои великие книги, "чтобы изменить себя".В общем, когда выяснилось, что наука это ремесло (в котором можно остаться ремесленником, можно стать мастером, но творцы там на фиг не нужны, и криэйтеры тоже) а не творчество, уж точно не жизнетворчество, к такой науке оказался мало кто готов. (Само)творческий блеск перестройки сменился, если не нищетой, то скромностью кропотливой и опирающейся на строгую методологию исследовательской работы. Можно было делать "залепухи", объявляя их "постмодернизмом", можно было встречать как родных Х. Уайта или Э. Саида (эти "самовыраженцы" в перестройку не были известны), но не более того.
Те, кто учился уже после "великого освобождения" конца 1980-х - в девяностые, особенно в нулевые, уже могли себе позволить становиться настоящими учеными. Ибо учились в других условиях с другими "мастридами", да и учили их по-другому.
|
</> |