Образование умирает, родители остаются

Как вырастить ребенка образованным человеком в условиях кризиса системы образования? Кто может прийти на помощь родителям в этом деле, а что находится в их собственных руках?
Читать материал на сайте foma.ru

Реформы в школе начались четверть века назад, когда за
партами сидело поколение родителей нынешних выпускников
и студентов. С тех пор школьное образование
переживает полосу бесконечных перемен и пребывает
в затяжном кризисе. Но дети растут, и их учебу
нельзя отложить до тех пор, пока дела в образовании
наладятся. Что же делать родителям?
Этот вопрос я задала своим коллегам. На мои вопросы
ответили, не советуясь друг с другом, двенадцать
учителей — литераторы, математики, историки,
преподаватели иностранного языка, географии и других
предметов, а также школьный психолог.
О пользе кризиса
Первое и главное, к чему коллеги пришли, не сговариваясь, это неожиданный вывод: кризис образования возвращает семье ее место в воспитании и обучении ребенка. Родители слишком привыкли полагаться на школу: она дает знания, она социализирует ребенка… Но школа — крайне несовершенный, к тому же основанный на принуждении механизм социализации.
И кризис образования — это даже хорошо: он дает семье
шанс подумать о смысле и целях образования. «Школе
уже нельзя передоверить ребенка, — пишут коллеги, —
и это хорошо: значит, ребенок возвращается в семью».
Известно, что «образование» — это калька
с немецкого Bildung: придание образа, создание образа.
И главное, о чем родителям стоит задуматься, — это
тот образ, который они хотят придать своему подрастающему
ребенку. И, естественно, насколько школьное обучение
соответствует этой задаче.
Современная школа воспитывает наемного работника. Ее
задача — обучить за определенное время и минимум
денег максимум работников, которые должны будут найти свое
место в рамках существующей экономики. Совпадает ли эта
задача школы с теми задачами, которые ставит перед собой
семья? Можем ли мы передоверить школе обучение своих
детей?
Естественно, выбор школы значит очень много. В одной
школе дети расцветают, в другой чахнут. «Попасть
в хорошую школу» — главная задача, которую ставят перед
собой родители. Они проводят маркетинговые исследования
и меняют квартиры, чтобы поселиться в микрорайоне
выбранной школы, они готовы идти на любые жертвы, чтобы
обеспечить ребенку место в ней.
Потому что школа — это не только аттестат и знания,
но и круг друзей на всю жизнь, и связи,
и возможность поступления в нужные вузы — по сути,
единственный еще как-то работающий социальный лифт.
Но впихнуть ребенка всеми правдами и неправдами
в «топовую» школу, которая воспитывает победителей
олимпиад и стобалльников ЕГЭ — вовсе не гарантия
успеха. Не каждый ребенок нацелен на академические
достижения. А успешность школы оценивается именно по ее
академическим достижениям. И даже самые ярые приверженцы
гуманистической педагогики, уверенные в том, что
основная задача и семьи, и школы — это воспитать
личность, на школьных собраниях ерзают и требуют перейти
от этих абстракций к вопросу подготовки к ЕГЭ.
Читайте также Семейное образование: почему я не отправил детей в школу
Бои без правил
Родители уже давно включились в образовательную гонку, в которой дети, как скаковые лошади, должны непременно прийти к финишу первыми. Их тренируют, натаскивают с малолетства, на них только что не делают ставки (впрочем, отношение к детям как к затратным инвестиционным проектам, которые должны в будущем окупиться, — уже не дикость, а общее место). Психологи уже не первый год говорят, что самый популярный родительский запрос к ним — определите, к чему у дошкольника есть способности, чтобы не промахнуться с выбором школы, не ошибиться с объектом инвестиций.
Появление ЕГЭ, олимпиад, школьных и вузовских рейтингов
отформатировало эту систему; теперь желающие участвовать
в гонке могут пытаться выбрать более или менее успешные
стратегии победы. Беда в том, что правила несовершенны
и часто меняются на ходу (статус олимпиад или введение
школьного сочинения), коррупция превращает основанные на
честности стратегии в безусловно проигрышные (так
случилось со «сливом» решений ЕГЭ минувшим летом),
а «оптимизация» образовательных учреждений то
и дело ставит под угрозу само существование многих школ,
в том числе из числа лидеров региональных
и общероссийских рейтингов. Честно играть по этим
правилам невозможно. Цена вопроса очень высока. Многие российские
семьи не могут себе позволить обучение ребенка на платном
отделении в хорошем вузе. И даже если ребенок попал
на бюджетное — его часто ждет глубокое разочарование
в выбранном вузе и специальности. Вузы тоже
в кризисе.
Поэтому семьи, выбирая для себя игру по правилам, выбирают
вместе с ней стресс, неврастению и панику для себя
и своих детей: усилия детям и родителям приходится
прикладывать максимальные, финансовые затраты огромные,
однако конечный результат, если считать за таковой
поступление в выбранный вуз на бюджет, не зависит ни от
усилий, ни от затрат.
Некоторые семьи сразу отказываются играть по этим правилам.
Иногда все понятно с самого начала: особенности ребенка вообще
не позволяют ему удержаться в школьной среде. Иногда
родители видят конечную цель образования в формировании
личности, а не в попадании в вуз, иначе
расставляют приоритеты, чувствуют в себе достаточно
способностей учить ребенка самостоятельно — отсюда
хоумскулеры, приверженцы семейного обучения. Однако нельзя
сказать, что их жизнь вполне избавлена от стрессов
и паники: государство и здесь сужает поле
возможностей в области экстерната и семейного
обучения, прикрывает школы надомного обучения…
Кажется, куда ни кинь, всюду клин. Невозможно выиграть
у шулера, невозможно просчитать, как быть.
Похоже, в этой ситуации как никогда актуален циничный совет
расслабиться и получать удовольствие.
Читайте также Ребенок не любит читать. Кто виноват? Что делать?
Гулять, играть, исследовать

Самое главное, наверное — это твердая уверенность, что школа для ребенка и его семьи — это не вся жизнь. Что оценки означают только одно: работа ребенка соответствует или не соответствует требованиям этого учителя в этой школе. Что жизнь семьи, ее отпуска и каникулы, ее праздники, настроение и отношения друг с другом не могут и не должны зависеть от школьных оценок ребенка.
И даже если ребенок не особенно хорошо учится
в школе — за ее пределами должны существовать не только
уроки и компьютер, но и большой, разнообразный,
интересный мир.
Знакомство с этим миром тоже стоит начинать не
с сидения за партой и не с предъявления
карточек по Доману и презентаций с картинками. Ребенок
учится, познавая предметный мир, — так надо дать ему
материал для познания мира. И не торопиться каждую
минуту впихивать ему в голову академические знания,
повторяя на пляже устный счет. На пляже лучше плавать
и строить замки из песка. Поле и речка, огород
и прабабушкин курятник, муравейник в лесу, птицы
в кормушке дают множество материала для «развивающих
занятий». Только, разумеется, не в лекционной форме.
Самое лучшее — разговаривать, вместе рассматривать,
вместе изучать.
Важно учить ребенка что-то делать своими руками. Человек,
умеющий держать в руках только вилку или компьютерную
мышь, лишен чего-то очень существенного в жизни. Здесь
на помощь придут многочисленные кружки, студии
и эпизодические мастер-классы. Но можно и собраться
с друзьями — и по очереди чему-то учить детей:
вязать, готовить, красить стены, клеить обои. Иногда при этом
можно помочь другим людям. Никогда, кстати, я не видела
на лицах наших дачных детей такого азарта, как в те полтора
часа, когда они, движимые тимуровскими побуждениями, тайком
уложили кучу привезенных немолодой соседке дров
в поленницу под крышей — от надвигающегося
дождя.
Важно не торопиться. Не предлагать ребенку все ответы до
того, как у него появились вопросы. Если торопиться, вопросы
могут не появиться никогда. Современные психологи все чаще
говорят о том, что дети, которым слишком торопились всё
рассказать об устройстве мира, теряют желание изучать этот
мир.
Для дошкольника важно играть. И с другими детьми,
и со взрослыми. Игра — это не пустяк: в игре
ребенок учится воле и выдержке, планированию своих
действий, спокойному отношению к проигрышам
и поражениям, настойчивости, — всему тому, что
потом так нужно в школе. Более того, играя вместе со
взрослым в одной команде, ребенок может перенять более
сложные стратегии. Некоторые семьи держат дома большой запас
настольных игр, которые обеспечивают и взрослых,
и детей хорошим общим занятием на целые вечера.
Даже всеми проклятых компьютерных игр не стоит бояться,
если родители играют в них вместе с детьми: ничто
так не укрепляет родительско-детские отношения, как совместно
выигранный раунд «Конкистадора» или несколько партий
в «Крокодил». Многие выросшие дети сейчас с удовольствием
вспоминают уютные вечера, когда вместе с папой бегали по
инопланетным лабиринтам и спасались от космических
монстров.
И телевизор вместе можно смотреть, если выбирать, что именно
смотреть, и обсуждать то, что видишь. Например, лет
в 10, когда дети начинают входить в возраст бурной
социализации, многие с удовольствием смотрят
подростковые сериалы вроде «Ранеток» или «Кадетства». Одни
родители брезгливо запрещают смотреть «эту гадость», другие
смотрят вместе с детьми и обнаруживают, что на
примере телевизионных историй с ребенком можно спокойно
обсудить сложные этические проблемы, поискать пути выхода из
конфликтных ситуаций, задуматься о причинах поступков
других людей.
Главное — не пользоваться телевизором, компьютером
и планшетом как заместителями родителей.
Читайте также Дмитрий Соколов-Митрич: Как воспитать неудачника
Разговаривать

А вот бабушек и дедушек мобилизовать для разговоров с ребенком, чтения ребенку, прогулок с ребенком — милое дело. Только надо убедиться, что и родители, и бабушки с дедушками одинаково хорошо понимают разницу между «разговаривать с ребенком» и «говорить в сторону ребенка».
Разговаривать — как можно больше. Кто с ребенком
больше всего общается, тот его и формирует. Однако
процесс общения в самом деле сильно отличается от
процесса выдачи ценных указаний. Разговор может быть только
равноправным, доверительным и уважительным —
о мыслях, чувствах, текущих событиях, о прочитанном
и увиденном, о политических новостях, об устройстве
общества — обо всем, что интересует ребенка.
При этом очень важно и самому его спрашивать, и на
его вопросы отвечать уважительно и толково, не
отделываясь отговорками: «потому что потому», «спроси
что-нибудь полегче», «нос не дорос», «вырастешь — сам
поймешь»… Это исключает всякую возможность диалога. И —
рассказывать. О себе, своих делах, своей работе, если вы
ее любите. О своем прошлом: история страны
в рассказах родителей и бабушек-дедушек — всегда
красочнее и ближе, чем в учебнике.
Чтение вслух — просто обязательно. Именно чтение вслух
дает темы для дружеских и доверительных разговоров,
материал для обсуждения и колоссальные возможности для
обучения новому — причем в спокойной
и дружелюбной обстановке.
А вот делать уроки лучше не с мамой и не
с папой, особенно если они заводятся с пол-оборота.
Лучше или спокойного репетитора нанять, или
с дружественными родителями договориться, чтобы дети
делали уроки вместе, а присматривать за ними
и помогать им по очереди (при чужих и дети,
и родители постесняются устраивать сцены). И родительская
роль здесь — именно помогать, а не стоять над
душой. Не размахивать кнутом и пряником, а учить
ребенка планировать работу, организовывать ее, контролировать
себя.
Гулять и общаться
Домашние библиотеки, лаборатории и домашние творческие проекты, совместные опыты, совместное чтение, совместные разговоры — именно это, а не ранняя подготовка к школе, формирует прочный фундамент для желания учиться.
Впрочем, если удастся найти ребенку кружок, где дети
и взрослые увлеченно заняты каким-то делом — это
ему только на пользу. Система дополнительного образования еще
существует. Есть кружки при школах, есть дома детского
творчества (бывшие дома и дворцы пионеров), —
и здесь надо очень внимательно изучать существующие
в окрестностях возможности.
А если их не существует — создавать их самостоятельно:
кооперироваться с друзьями и придумывать для своих
детей и детей своих друзей походы, поиски кладов,
вылазки на природу. И научные кружки, разумеется (скажем,
в книжке А. К. Звонкина «Малыши и математика»
описан именно такой опыт).
И обязательно, если нет возможности много
путешествовать, — ходить и смотреть даже
в своем городе: как приходят на вокзал и уходят поезда,
куда едут, что везут. Как работает аэропорт, как загружают
самолеты, как они взлетают и садятся. Как отправляют
посылки, какие в порту стоят корабли, как и когда
сажают деревья, как работают светофоры на перекрестках, как
шьют одежду и обувь, как чинят вещи, как растет пшеница…
Обязательно нужны экскурсии на производство, и, если нет
возможности их организовать, родители могут рассказывать
детям о своей работе, приводить детей к себе на
работу. Редакция газеты и вечерняя школа, трамвайное
депо и завод, проектное бюро и нотариальная
контора — детям полезно видеть изнутри, как устроена
реальная жизнь, а еще полезнее — видеть маму
и папу в роли уважаемых и компетентных
работников, умеющих делать интересное и полезное дело,
этим делом увлеченных. Родители открываются для детей,
видящих их дома в положении «дайте мне лечь и тихо
помереть», с совершенно новой стороны.
Кстати, для профессионального самоопределения у нынешних
детей тоже больше возможностей, чем у детей предыдущих
поколений. Для них есть проекты, позволяющие познакомиться
с азами профессий, взглянуть на них изнутри —
например, экскурсии на производство: ProektPro (http://proekt-pro.ru) —
аэропорт, больница, редакции, радиостанции и тому
подобное. Многочисленные туристические фирмы предлагают самые
разные детские экскурсии — правда, обычно со стандартным
набором: хлебозавод, «Кока-кола», завод елочных игрушек,
«Мосфильм», народные промыслы, но можно найти
и типографию, и авиационный завод,
и оптико-механический, и театральное закулисье,
и пожарное депо, и даже Госдуму.
Общаться и путешествовать
Более того: у родителей есть знакомые, а эти знакомые обычно — интересные люди, если уж мама с папой решили с ними дружить. А вот самое лучшее образование — это передача знаний и опыта от человека к человеку. Детей надо знакомить с интересными людьми. Даже если ребенок тихо сидит и слушает взрослый разговор — ему это иной раз дает больше, чем целая неделя школьных уроков или целый день бабушкиных нотаций. Ну, разумеется, если это не разговоры про «все бабы дуры».
А еще есть публичные лекции, на которые детей можно водить,
и записи этих лекций в интернете, есть выставки,
театры, музеи и концерты.
Если ребенку трудно читать толстые программные книги —
существуют экранизации и театральные постановки пьес
и инсценировки романов, только это тоже надо делать
вместе, иначе ничего не выйдет.
Даже если ребенок остается в обычной массовой
школе — существуют вечерние кружки в других школах,
летние и каникулярные программы, экспедиции, лагеря, где чадо
можно не только развлекать, но и занять делом.
Если позволяют время и деньги, надо путешествовать.
Увидеть мир глазами и потрогать руками — совсем не
то, что прочитать про него в учебнике или даже посмотреть по
телевизору. Когда ребенок сам видит, как в стране
собирают оливки и жмут виноград, как вдоль дороги растет
хлопок, как выглядят городские кварталы, когда понимает,
к примеру, что все машины на дороге этой страны —
иностранные, с ним гораздо проще обсуждать структуру экономики
и причины экономического кризиса, чем на уроке
географии.
Помогаем учиться

Разумеется, школьную программу так или иначе надо осваивать. И в столице, и в других городах сейчас существует еще некоторое количество неказенных школ, где работают интересные учителя. Вот, пожалуй, интересные и доброжелательные учителя — это именно то, что стоит искать для своего ребенка. Это, возможно, даже важнее, чем школьные рейтинги и статистика по поступлению выпускников в топовые вузы. Недаром при поступлении в школу всегда говорят: ищите не учебное заведение, а первого учителя: именно от него будет зависеть, как у ребенка с самого начала сложатся отношения со школой.
Иногда кажется, что выучить ребенка в школе невозможно
без репетиторов по всем предметам. Это обусловлено
и перенасыщенностью школьной программы, и тем, что
учителя часто не в состоянии проконтролировать, где
и какие у каждого ребенка образовались
пробелы — не то что восполнить их. И с тем,
что дети сами не привыкли задавать вопросы и просить
о помощи. Важно еще учить ребенка не стесняться
спрашивать, если он чего-то не понимает, уточнять
и выяснять. Наша учительница французского языка говорит:
«Дети часто пассивны в учебе. Главное — не бояться
интересоваться, узнавать всегда, не оставлять непонятым,
задавать вопросы, думать и размышлять не только когда
надо делать уроки, а просто всегда — вот чему
родители должны учить детей. Особенно, если этому не учат
учителя в школе».
Но и родительская самоорганизация здесь может очень
многое: один занимается со своими и соседскими детьми
иностранным языком, другой математикой, третий физикой:
спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Кстати,
храмы здесь могут помочь своим прихожанам, бесплатно
предоставив помещение для занятий (в некоторых храмах
прихожане-преподаватели давно занимаются с детьми на
добровольных началах — кто английским, кто русским, кто
рисунком…)
Кстати, интернет-уроки — реальное спасение для
отстающих, запустивших учебу, много и часто болеющих.
Самая большая, наверное, подборка уроков по всем школьным
предметам — тут: http://interneturok.ru/ru.
Не у всех получится и не всем годится, но
восполнить то, что недодают в школах, за счет
возможностей интернета — вполне реально, тем более что уже
существуют не только интернет-уроки, но и репетиторство
по скайпу. Можно заняться ручной сборкой подходящих программ
по проседающим предметам; это особенно удобно, если
одновременно освоить возможности предусмотренного
законодательством индивидуального учебного плана, экстерната
или семейного обучения.
Старшие дети и родители найдут курсы лучших мировых
вузов на «Курсере» (www.coursera.org). Там, кстати, есть
курсы российских вузов на русском языке, а некоторые курсы
снабжены русскими субтитрами. Умные старшеклассники,
разумеется, найдут много интересных лекций на английском TED
(www.ted.com) и русском T&P (theoryandpractice.ru);
кстати, для москвичей здесь есть список всех примечательных
публичных лекций и открытых мастер-классов на ближайшие
даты, и курсов, на которые можно записаться
в ближайшие полгода. Это курсы для взрослых. Но, как
правильно заметил один из наших математиков, «ребенку очень
полезно видеть, что его родители что-то учат сами прямо
сейчас. Так что вместо того чтобы отдавать ребенка очередному
репетитору, стоит взять репетитора себе и наконец
выучить испанский язык, научиться играть на флейте и так
далее».
Покой и воля
При всем обилии занятий, курсов, кружков нужно оставить ребенку
некоторое личное пространство. Иногда родители гордо говорят:
«у меня ребенок постоянно занят, ему некогда заниматься
глупостями». А ученик иной раз тихо пожалуется:
у меня второй месяц лежит интересная книжка,
а дочитать некогда, все время находятся более срочные
занятия. Вот это время побыть наедине с собой,
подумать, почитать, никуда не торопясь, — это очень
важное время для формирования человека, его нельзя отнимать
и лихорадочно заполнять разнообразными учебными
занятиями.
Больше того, каждый ребенок рано или поздно переживает период
охлаждения к любимому делу. Каждый проходит через
усталость и разочарование. От непрерывной учебы
наступает некоторое отупение. И в это время надо
позволить ребенку отойти в сторону и переключиться
на то, что ему сейчас интереснее. Если он действительно любит
математику или китайский — он вернется, хотя, может
быть, нагнать будет труднее. Если нет — лучше оставить
нелюбимое дело сейчас, чем на пятом курсе платного вуза.
Поступление в вуз — не конечная цель процесса
образования. И получение диплома тоже. Но само по себе
бесконечное образование — тоже не самоцель.
А что — цель?
Давайте думать.
Автор: Лукьянова Ирина
ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЕМ:
Семейное образование: почему я не отправил детей в школу
Ребенок не любит читать. Кто виноват? Что делать?
Дмитрий Соколов-Митрич: Как воспитать неудачника