Образование Homo soveticus


«Женщина дает нам организм, а мы из него делаем советского человека».
Т. Д. Лысенко, 1938
«Сеешь разумное, доброе, вечное, а вырастает белена и чертополох».
К/ф «Доживем до понедельника», 1968
В 1930-40-е годы советская школа окончательно сложилась как система, которая, несмотря на все попытки реформ, в своих основах просуществовала до конца СССР. Предполагалось, что окончив сельскую школу 1-й ступени, подросток мог направиться в ближайший райцентр и поступить в семилетку, которая считалась школой 2-й ступени, и продолжить обучение с того уровня, на котором он закончил в деревне. Завершить среднее образование можно было в школе повышенного типа, то есть десятилетке. Однако задача введения в годы 2-й пятилетки всеобщего среднего (семилетнего) образования так и не была решена (его ввели только в 1944 году). Во многом это было обусловлено экономическими и общекультурными факторами. Требовалось серьезное финансовое обеспечение для расширения сети школ, их оснащения, а также подготовка большого числа учителей. Для первого просто не было средств, а для второго – культурного слоя, «срезанного» последовательным уничтожением старой интеллигенции.
Потому в СССР как всегда пошли по более простому пути: единообразная система подготовки педагогов, единые программы и учебники для всей страны, единоначалие в школе, дисциплина в классе. Установив максимально жесткий контроль, власть смогла подготовить армию молодых педагогов и ввести всеобщее начальное обучение. Дискуссии об основах и целях образования были прекращены. Цель была сформулирована – «воспитание советского человека - человека нового типа». Развиваться вне рамок заданных идеологией считалось либо хулиганством, либо вредительством и в зависимости от ситуации человека могли либо пожурить, либо отправить в места не столь отдаленные. Дело ученика – не вникать в материал, а вызубривать его, чтобы с точностью повторить на экзамене («чтобы от зубов отскакивало»). Распространенной была практика опроса на уроках одного наугад выбранного ученика, оценка которого выставлялась всему классу. Преследуя цель повысить ответственность, всех заставить заниматься, этот эксперимент вполне отвечал духу советского образования, где не было места обсуждению, диалогу, обмену мнениями – их, мнений, просто не должно было существовать. Вместо них была «линия партии». В итоге к началу 1940-х годов модель советской школы все более напоминала худшие варианты дореволюционной, где Закон Божий заменила «вера в построение коммунизма». Сходство еще более усилилось, когда ввели форму (по образцу гимназической), старшие классы с 1940 года стали платными (отменено в 1956 году), а затем внедрено раздельное обучение девочек и мальчиков (отменено в 1954 году).
Проблемы послевоенного советского общества серьезным образом отражались на системе образования. У немногих подростков во время войны была возможность посещать школу, и уже в 1946 году вузы столкнулись с недобором: им некого было зачислять на первый курс. Дисциплина стала заметно хуже, ученики реже посещали занятия, а в деревнях и в небольших городах родители снова перестали отпускать детей в школу, потому что их труд был нужен дома, или просто потому, что у ребят не было ни одежды, ни обуви. Широко распространяется второгодничество. Стандартные программы не работали в классах, составленных из разновозрастных учеников, у которых за плечами были годы вне школы. Некоторое время исправить положение пытались традиционными авторитарными дисциплинирующими мерами. Например, новые «Правила поведения учащихся» требовали беспрекословного подчинения ученика учителю.
В 1958 году в стране начинается попытка масштабной реформы образования - так называемая «политехнизация школы». Законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» провозглашается всеобщее обязательное 8-летнее образование, а срок обучения в средней школе увеличивается до 11 лет. Также окончательно восстанавливается совместное обучение, и вводится обязательная производственная подготовка. Лозунгом реформы было «преодоление отрыва школы от жизни». С этого времени немалое количество часов в средней школе (по некоторым подзаконным актам, до трети) уделялось производственной практике. Поскольку в школьных зданиях часто не было места для создания мастерских, руководители школ шли по более простому пути: «школьные производственные бригады» направлялись на уже существующие предприятия. Выезды на заводы и птицефермы целыми классами запомнились многим школьникам этих лет, например, моя мама получила специальность «станочник по деревообработке», изготавливая «домики для Гвинеи» на лесозаводе. Кроме того, трудовой стаж в 1-2 года на производстве для всех выпускников средней школы стал обязательным. Без этого нельзя было поступить в вуз, выпускники часто отправлялись на предприятие именно для этого, и отработав необходимый срок, без сожаления увольнялись. Главной проблемой реформы стало отсутствие чётких требований к уровню знаний выпускника школы. Школьник должен был иметь профессию или освоить навыки, необходимые для низкоквалифицированной работы? Учеников нужно было готовить к практической деятельности, но к какой, никто не знал...
В 1966 году реформа была свёрнута, Постановлением Совмина СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы», ставилась задача к 1970 году перейти к всеобщему среднему образованию, возвращалось 10-летние обучение, провозглашалось новое содержание образования «эпохи НТР» - научные знания должны были стать основой программ по всем предметам.
То, что в СССР исключительно все могли (и должны были) получить среднее образование обычно оценивается только со знаком «плюс». А так ли уж оно необходимо для всех? Как свидетельствует практика среднее образование в полноценном объеме способно освоить примерно 40% населения. Если ставится задача охватить «знаниями» всех - уровень обучения, естественно, будет низким. Поэтому в концепцию «всеобуча» хорошо укладывалась именно начальная школа, где учили начальной грамотности. Она была в СССР организована на хорошем уровне. Все, что шло дальше, часто было фикцией. Программа средней школы предлагала всем один и тот же набор предметов, не считаясь ни со способностями, ни с интересами. Для одаренных детей планка была слишком низкой, им было не интересно, школа им уже не помогала, а мешала. А отстающие, наоборот, с нагрузкой не справлялись. По качеству подготовки выпускник средней школы 1970-х годов равнялся выпускнику высшего начального училища Российской империи. Советский старшеклассник владел письмом, счетом и отрывочными сведениями по другим предметам. Но эти знания наполняли его голову, как чердак. И в принципе человек, интересующийся предметом, мог самостоятельно усвоить эту информацию за гораздо более короткое время. Советская система образования была закрытой, что прождало низкий уровень обучения иностранным языкам. Отсутствие опыта общения с носителями вело к изучению языков на основе штампов, которые не менялись в учебниках из года в год – «London is the capital of Great Britain»... Советские школьники после 6 лет изучения иностранного языка так и не могли разговаривать на нем даже в пределах бытовых тем, хотя неплохо знали грамматику. Недоступность учебной иностранной литературы, аудио- и видеозаписей, отсутствие общения с иностранцами отводило изучение зарубежных языков на второй план и у учителей. Отсутствие доступа (да и интереса) к зарубежной литературе и актуальной информации породило консервацию методов обучения. И когда в 1980-е годы западные веяния стали доступными, школьная система показалась устаревшей и требующей реформации. Еще одна из вечных печалей советской школы - то, что знания, полученные в рамках одной дисциплины, ученики не умели применить к другой. Известная фраза Аркадия Райкина: «Забудьте все, чему вас учили в школе, и слушайте...» родилась не на пустом месте. За ней скрывается усиленное изучение теории и отсутствие связи полученных знаний с жизнью. Высокое качество советского образования также оказалось не более чем мифом. Можно вспомнить как многие миллионы «высокообразованных» советских людей заряжали воду у телеэкрана, лечились просмотром эфиров Кашпировского, отдавали последние деньги Сергею Мавроди...
Если вдуматься, то советская система школьного обучения очень напоминала призывную армию - ребенка в 7 лет отрывали от родителей, бросали в коллектив из 30 таких же, одетых в форму детей, закрепляли за ним строго определенное место в классе, приучали ходить строем и прививали мысль, что вот эта тётя в черном платье здесь «царь, бог и воинский начальник». Точно так же, как и в армии, у учеников отсутствовало право на ошибку и право на приватность – «плохие поступки» считалось нужным и полезным обсудить и высмеять всем коллективом, и даже для того, чтобы просто выйти в туалет, ученик должен был поднять руку и рассказать, зачем и куда он собрался выйти. С первого дня в школе ученика начинали готовить к жизни в советской системе - существовало множество обрядов инициации (посвящения), только пройдя которые ребенок мог стать полноценным членом общества. Сначала первоклассников принимали в октябрята. Считалось, что для этого нужно обязательно быть хорошим, слушаться родителей и учителей, и уважать дедушку Ленина. Затем школьника принимали в пионеры, где дети уже давали «пионерскую клятву», и к ним предъявлялись уже более высокие требования. Затем должны были быть вступление в комсомол и в перспективе – в «руководящую и направляющую»: система образования в СССР не допускала даже мысли о том, что в стране могут быть какие-то другие партии, какие-то другие авторитеты и какой-то другой курс развития. Советская пропаганда сопровождала школьника на протяжении всех десяти лет обучения - многочисленные «пионерские комнаты», флаги, лозунги, барабаны, смотры строя и песни, пляски, истории и сказки. Также ребенка с детства приучали к мысли, что он может и должен работать бесплатно – «пионерские поручения» по трате своего времени на двоечников, уборка классов, а то и всей школы, субботники, сборы металлолома, макулатуры и прочая подобная деятельность. Со временем «дух казармы» ослабевал, но школа продолжала восприниматься многими детьми как нечто бесконечно унылое и неприятное. Что, кстати, нашло отражение в феномене советского «школьного кино». Посмотрите «Доживем до понедельника», «Не болит голова у дятла». «Ключ без права передачи»: ученики там только и ждут момента, чтобы поскорее свалить из класса (на переменку или на каникулы), и никто не говорит про школу как про какое-то исключительно приятное место...
Образование, и советская культура в целом, воспитывали в гражданах веру в могущественную и мудрую партию, которая всех ведёт за собой, не может лгать или делать крупных ошибок. Разумеется, вера в силы своего народа и государства - важная и необходимая вещь, но ради поддержки этой веры нельзя заходить слишком далеко, систематически искажать и утаивать истину и жёстко подавлять альтернативные мнения. Итогом стало формирование у значительной части населения косного черно-белого мышления, неспособности воспринимать мир в его многогранности, отсутствие моральных ценностей, демагогия вместо риторики, страх перед публичными дискуссиями, мизантропия по любому даже мелкому поводу, неспособность не то что принять, но даже услышать чужое мнение. В результате, когда появилась свобода этих самых альтернативных мнений, и стала доступна ранее закрытая информация об истории и современных проблемах страны, огромные массы граждан почувствовали себя обманутыми, потеряли доверие к государству и ко всему тому, чему их учили в школе. Кроме того, «простой советский человек» оказался неспособным противостоять новым мифам и медийным манипуляциям, что в итоге привело к серьезной деградации общества и исчезновению самой «новой общности». Увы, но система образования, будучи наиболее идеологизированной частью общественного строя, не смогла воспитать достаточного уровня осторожности, критического мышления, терпимости к альтернативным мнениям, культуры ведения дискуссии. А также достаточной самостоятельности, стремления лично решать свои проблемы, а не ждать, пока за тебя это сделает государство или кто-то другой. Всему этому пришлось учиться на горьком постсоветском опыте. Поэтому в современном открытом мире постсоветским людям неуютно, они чувствуют себя неуверенно...
Найдено здесь: https://vk.com/historypoliticwar?w=wall-160661843_167412

или

|
</> |