Образ отца в культуре ( по Ивану Денисенко)
monetam — 07.12.2021Количество статей о матерях-одиночках и форумов под лозунгом
«муж не нужен, дайте пособие» показывает, что «мысль семейная»
перестаёт или уже перестала быть ценностной доминантой,
определяющей жизнь российского общества и являющейся безусловной
для большинства его членов. Уверен: одна из причин этого явления –
многолетняя целенаправленная девальвация образа отца и образа
полноценной семьи в общественном сознании.
Если покопаться в мультиках, которые являются для детей одним из
самых первых и основных источников знаний, мы сделаем удивительное
открытие: образ отца чаще всего ущербен и обладает кратно более
низким статусом в сравнении со статусом матери.
Это не совпадение, это тенденция. В отечественных мультиках, снятых
по произведениям авторов разных времён и стран, сплошь и рядом
растёт безотцовщина.
Мамонтёнок, проснувшись после вековой спячки, тут же щемится на
поиски мамы («Пусть мама услышит, пусть мама придёт, пусть мама
меня непременно найдёт…»), а обретя оную, даже не задумывается о
папе. Очаровательный Умка тоже не проявляет интереса к этой теме –
мама есть, и хорошо (хотя вскользь медведица упоминает, что есть
ещё и некие «соседи, белые медведи»). Красная шапочка идёт от мамы
к бабушке – а где папа и дед? Единственные мужчины – толстые и
нелепые охотники – появляются под занавес, и то только для того,
чтобы спасти будущую продолжательницу рода женского.
«И мама меня простит», «Варежка», «В яранге горит огонь» и т.д.,
и т.п. – где папы? В женской вселенной эти персонажи не особо
востребованы.
Если папы нет в семье, либо же есть, но занимает слишком мало
место в семейном пространстве, ребёнок легко находит ему
замену.
Некрещёная девочка Наташа, проживающая с вечно запаренной
мамой-одиночкой, с радостью начинает водиться с нечистью в лице
домовёнка Кузи, следом за которым подтягиваются и другие языческие
атавизмы.
В мультике про Карлсона папа (спящий, к слову, отдельно от мамы)
перманентно занят, и его основные функции – делать выговоры,
ставить в угол, невнятно что-то бурчать в ответ на просьбы, курить
и хвататься за голову. Соответственно Малыш находит себе заменитель
папы, другого носителя мужского начала – толстого и несуразного
Карлсона.
Отец малограмотного мальчика Коли перманентно находится в
командировке, поэтому воспитанием ребёнка занимается по
собственному почину сказочный человечек Пишичитай с бородкой a la
Mikhail Kalinin.
Нет пап и во многих шедеврах советского кинематографа, снятых по
мотивам произведений о гражданской и Великой Отечественной войне.
Там особый случай, всё-таки в военное и послевоенное время мужчин в
принципе становится меньше. Но куда делся отец из семьи Коли
Герасимова («Гостья из будущего»)? Из семей Васечкина и
Петрова?
Есть ещё одна категория – отец-одиночка, но тут вообще сплошной
комизм. Отец принцессы, сбежавшей с бременскими музыкантами, в
принципе не вызывает симпатий – беспомощный тюфяк с кучей
комплексов. Странно, что у него такая эффектная и раскованная дочь
(можно предположить, что жена в своё время тоже слиняла, не
вытерпев этого зануду с диетическими яйцами).
Абсолютно такая же ситуация в «Летучем корабле», ну просто один
к одному. Да хотя бы «Шрека» вспомните: отец Фионы на поверку
оказывается заколдованной жабой.
Можно было бы списать подобные стереотипы на принцип классового
подхода – монархи частенько высмеивались в сказках, ну а в
советское время это вообще было в порядке вещей.
Однако, во-первых, сейчас не советское время, во-вторых, даже и
в советской культуре есть благородные и вполне привлекательные
короли, а в-третьих, комичный король-отец – явление того же
порядка, что и «обычный», нетитулованный отец.
Герои некоторых мультиков, страстно желающие стать отцами,
периодически кого-нибудь усыновляют – то кукольного бычка, который
ласково мычит: «Па-па-ня…», то птичку, которая задалбывает всё
живое своим нескончаемым «Хто там?».
Дядюшка Мокус вообще подбирал всех без разбору – бездомных
поросят, обезьянок, бегемотиков, скрываясь с оными от полубезумной
и, похоже, бездетной госпожи Беладонны.
Единственный образ в этом ряду, не вызывающий иронической улыбки
– дед Кокованя, взявший на воспитание Подарёнку («Серебряное
копытце»).
В общем, образ отца, нарисованный на ватмане общественного
сознания, не особо радует.
Папа – это мрачный алкаш на картине Маковского «Не
пущу».
Папа – это неласковый и эгоистичный судья в повести Короленко
«Дети подземелья», а также суровый и резкий губернатор в рассказе
Станюковича «Побег».
Папа – это тот, кто зачал и, как ёжик, свалил в туман, о чём
безутешно плакала Таня Буланова: «Баю-бай, ах если б видел папа
твой, кого обидел…»
Папа – неумёха, который, если верить Вадиму Егорову, даже еду
приготовить не способен (кто там называл мужчин лучшими поварами?):
«В доме трам-тарарам, папа нас по утрам кормит жжёною
кашей…».
Папа – хреновый педагог, ему лишь бы руки распускать – вспомним
«Песенку о бабушке» Михаила Танича: «Посвящает воспитанью / Папа
свой свободный день. / В этот день на всякий случай / Прячет
бабушка ремень». А у Вадима Егорова: «Папы страшен оскал, я от папы
скакал, как лошадка в галопе, и как будто коня, папа шлёпал меня по
гарцующей попе».
А ещё папы – слабаки, потому что и в русских сказках, и в
европейских даже и не пытаются спорить с мачехами, которые
приказывают отвезти несчастное дитя в лес на съедение волкам. То
есть они как бы есть, но от этого никому ни жарко, ни
холодно.
Впрочем, есть и хорошие папы, которые, оставаясь в душе
мальчишками, инфантильно обожают дурачиться, но их нельзя
воспринимать всерьёз. Они добрые и нелепые. Заглянем в
Простоквашино.
Папа – безвольный пофигист, никак не реагирующий на побег своего
несовершеннолетнего сына в компании говорящих животных. Этот
дзенский автолюбитель без всякого сопротивления подчиняется решению
жены отправиться отдыхать на курорт (вопреки своему желанию поехать
в Простоквашино).
Вам кажется, что я сгущаю краски? Какие ваши доказательства?
Давайте другие примеры, жду с нетерпением!
Показательная цитата из одного блога: «Моя трёхлетняя дочка
как-то спросила: папа, а почему мама умеет всё, а ты – только
бумажные самолётики?»
Своими ушами слышал ласковое обращение матери к грудному
младенцу: «Когда ты вырастешь, я научу тебя рисовать, читать,
считать, а папа научит тебя пИсать стоя!»
В принципе всё вышесказанное замечательно обобщил Михаил Танич в
песенке про папу. Есть смысл процитировать полностью. Простите за
комментарии в скобках.
Сколько песен мы с вами вместе
Спели маме моей родной,
А про папу до этой песни
Песни не было ни одной!
(Ну ещё бы! Кто такой этот папа, чтобы ему песни посвящать… —
И.Д.)
Папа может, папа может
Все, что угодно,
Плавать брассом, спорить басом,
Дрова рубить!
(Велики и многообразны папины умения! – И.Д.)
Папа может, папа может
Быть кем угодно,
Только мамой, только мамой
Не может быть!
(Это, безусловно, веский аргумент, не поспоришь – И.Д.)
Папа в доме – и дом исправный,
Газ горит и не гаснет свет.
Папа в доме, конечно, главный,
Если мамы случайно нет!
(Свет и газ – заслуга не папы, а коммунальных служб. Чтобы зажечь
спичку и заменить лампочку – большого ума не надо. Очень важна
оговорка про доминирование папы только при условии отсутствия мамы
– И.Д.)
И с задачкою трудной самой
Папа справится – дайте срок!
Мы потом уж решаем с мамой
Все, что папа решить не смог!
(Тоже великолепное уточнение. В «яблочко». Папа эдакий пожизненный
лузер, за которым всё надо доделывать. Главное – чтобы он
чувствовал себя «главой», «хозяином», а уж мы с мамой подыграем, не
вопрос – И.Д.)
Из той же серии – опус под названием «Наша с папой песенка», чья
суть выражена уже в первых строчках:
Что нам в дороге страшная яма
Или опасности из-за угла, —
Только бы мама, только бы мама,
Только бы мама дома была.
Кто бы сомневался.
Совершенно другое дело – образ мамы. Дерзну сказать, что у нас
сложился культ материнства, что, на самом деле, было бы очень
здорово, если бы это не происходило за счёт «опускания» образа
отца. Вы когда-нибудь видели мультик, в котором мама была бы
нелепой, смешной, неумелой? Да нет таких!
Есть мамы неавторитетные в том смысле, что затюканы
мужем-тираном, но в этом случае они вызывают исключительно
сочувствие. Во всех прочих случаях мама – авторитет. Вся плюшевая
гоп-компания во главе с Винни-Пухом и Кристофером Робином
становится тихой и послушной при появлении мамы Кенги –
умиротворяющей, вездесущей и всемогущей. Только благодаря спокойной
и последовательной Мумми-маме сглаживаются все острые углы в
отношениях обитателей Мумми-дола (Мумми-папа только и может, что
жрать печенюшки и катать мемуары).
Вы только вслушайтесь в эту безальтернативную мантру: «Пусть
всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет
мама, пусть всегда буду я!» (моё предложение заменить слово «небо»
словом «папа» вызвало у ребёнка бурный протест). Есть и ещё одна
мантра: «Мама – первое слово, главное слово в нашей судьбе! Мама
жизнь подарила, мир подарила мне и тебе!».
Специально потратил массу времени, изучая детские песни. Всё
оказалось достаточно предсказуемо:
Нас качая в колыбели,
Мамы песенки нам пели,
А теперь пора и нам
Песню спеть для наших мам.
Мама наш покой хранит,
Мы заснем — она не спит.
Подрастем и будем сами
Мы заботится о маме.
(«Самая хорошая»)
Вы понимаете, в чём суть? Суть в том, что папа не считается.
Пусть он тоже не спит, пусть устало нарезает по комнате круги,
убаюкивая бодрое дитё, фиг с ним. Вот мама устала, мама не спала,
мама нас качала в колыбели – это да. А что там папа делал – ах, да
кому это интересно!
И если мамы рядом нет, то это, конечно же, ни с чем не сравнимая
трагедия. Маленький робкий образ папы в принципе не слышен и не
виден на фоне повсеместных коллективных камланий в честь
Мамы.
Если в небе туча хмурится,
Если снег летит в саду,
Я в окно смотрю на улицу,
И с работы маму жду…
(«Мамина песенка»)
То есть сидит грустное дитё на окне и ждёт исключительно маму. А
папа – ну, это не так важно. Фиг с ним, с папой. Может, его и нет
вовсе.
Мама, мама!
В этом слове солнца свет.
Мама, мама!
Лучше слова в мире нет.
Мама, мама!
Кто роднее, чем она?
Мама, мама!
У нее в глазах весна…
(«Мама»)
Хоть бы кто-то что-нибудь подобное сказал про пап! Ха!
Буду я петь <�…> про то, как чудесно живется на свете
С милой мамой, ласковой самой,
Самой хорошей из всех!
(«Маме»)
Опять двадцать пять. С мамой жить хорошо, а про папу – вообще ни
слова. То ли повальная безотцовщина, то ли тотальное презрение к
папам.
Ну и так далее – цитировать можно бесконечно, однотипные песни
тянутся нескончаемой чередой. «Земля красива добротою мам…»
(«Здравствуйте, мамы!»), «Всё, что утром встречу я, / Маме подарю!»
(«Самая счастливая»), «Дорогая мамочка, нет тебя милей…» (Солнечная
песенка), «Мама в школу собиралась в первый класс: / Потихоньку
встала снова раньше нас…» (Песенка-будилка), «Солнышко проснётся,
мама улыбнётся…» (одноимённая песня), «Милую мамочку / Все мы
поздравим, / Скажем, что очень / мы любим её» («Каждый по-своему
маму поздравит»). И т.д., и т.п., и пр., и др.
Вы понимаете, в чём фишка… вот наверняка кто-нибудь напишет в
комментах, что у автора (то есть у меня) нездоровые комплексы и
болезненное желание самоутвердиться. Хочу уточнить – ни о чём
вышесказанном я и не задумывался, пока не пришлось вести ребёнка в
детский сад. Начиная с того, что почти со всеми просьбами
воспитатели стараются обращаться к мамам, игнорируя стоящих рядом
пап, и заканчивая тем, что воспевание мамы – центральная тема всех
утренников… ну, в общем, как-то неуютно, знаете ли… да и в обществе
– на улицах, в компаниях… мы же не в безвоздушном пространстве
живём, информация постоянно поступает…
Кстати, обратите внимание – на плакатах с социальной рекламой,
призывающей решать демографическую проблему, чаще всего
изображается одна мать с несколькими детьми. Отец же обычно
появляется на плакатах, порицающих пьянство. Меня, помню, в начале
2000-х поразили гигантские щиты вдоль московских проспектов –
грустное детское лицо и крупная надпись «Папа, не пей!».
(Попутно, раз уж речь зашла – предлагаю всех заказчиков и
производителей кондовой социальной рекламы, заполонившей
информационные стенды на остановках, отшлёпать мокрой половой
тряпкой по лицу и, вываляв в смоле и перьях, прогнать нахрен под
дружное «улю-лю»!).
А где же можно увидеть полную семью? В коммерческой рекламе.
Торговые сети, производители и продавцы товаров и услуг понимают,
что: а) мать-одиночка не обеспечит им необходимую выручку, б)
спектр потребностей матери-одиночки более узок, чем у полноценной
семьи. И в этом есть нормальная здоровая жизненная логика.
Проблема в том, что всё вышесказанное отражает отношение
общества к образу отца. Отец – не герой, не глава семьи, не
защитник, не богатырь. Отец – или тюфяк, или пьяница, или
неласковый эгоист, или нелепый клоун.
Думаю, никто не будет спорить с тем, что стране нужны не просто
дети, стране нужны полные семьи, способные воспитать
уравновешенного полноценного ребёнка и способные быть ячейкой
общества, участвующей в сложной цепочке социально-экономических
отношений.
Это не моя придумка и не чья-то ещё – таков порядок вещей, так
устроена наша человеческая природа. Ребёнку нужны оба родителя, а
не один.
Иван Денисенко
|
</> |